Самоуправление

                                                                                                       

ПОЛОЖЕНИЕ

о школьном  ученическом  самоуправлении

 ГУО «Сошненская средняя школа» Пинского района

 

 

  1.     Общие положения

 Самоуправление – структура отношений, одна из форм управления коллективом, деятельностью, развитием, когда предпочтение отдается демократическому, свободному, стимулирующему типу взаимоотношений.  

 Школьное (ученическое)самоуправление – самодеятельность обучающихся в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах ученического коллектива.

В режиме самоуправления учащиеся совместно, свободно и ответственно определяют цель, предмет своей деятельности, определяя средства и способы ее реализации.

Каждый учащийся – это сложная, своеобразная, интересная личность. Поэтому не случайно в разных видах деятельности становятся лидерами разные учащиеся, которые выполняют эту роль не по принуждению, а в соответствии со своими желанием, интересом, свободно сделанным выбором.     

Основная цель развития школьного (ученического) самоуправления в школе – привлечение каждого ребенка к участию в общественной жизни, повышение социальной активности, творческого потенциала детей.

Основными задачами школьного (ученического) самоуправления являются:

- выявление и поддержка молодых людей с активной жизненной позицией;

- создание условий для реализации творческого потенциала обучающихся школы;

- актуализация интереса обучающихся  к вопросам развития демократической системы, парламентаризма, избирательного права и избирательного процесса;

- развитие у участников органов школьного (ученического) самоуправления умения аргументировано отстаивать свое мнение на основе толерантного общения;

 2. Органы школьного (ученического) самоуправления школы,

порядок их формирования и структура

 1. Школьное (ученическое) самоуправление в школе является общественным, самодеятельным, самоуправляемым, некоммерческим и добровольным объединением учеников школы.

Школьное (ученическое) самоуправление в школе действует на основании Положения о Школьном (ученическом) самоуправлении.

Внесения изменений в Положение о Школьном (ученическом) самоуправлении вносятся Советом старшеклассников. 

         2. Высшим органом Школьного (ученического) самоуправления школы является  Совет старшеклассников школы. 

          Совет старшеклассников избирается всеобщим прямым и тайным голосованием ежегодно не позднее 1  октября из числа обучающихся старших классов  (9-11 классов)   и действует в течение учебного года.

         Каждый обучающийся 8-11 классов имеет право избирать и быть избранным в   Совет старшеклассников школы.

         Порядок проведения выборов  членов  Совета старшеклассников определяется администрацией школы.

Деятельность  Совета старшеклассников школы направлена на всех учеников, обучающихся в школе. Решения  Совета старшеклассников школы распространяются на всех учеников, обучающихся в школе.

 Совет старшеклассников школы непосредственно планирует и организует общешкольные праздники, акции, проводит тематические круглые столы, конференции, семинары и другие мероприятия, направленные на обеспечение творческого, интеллектуального, спортивного, духовно-патриотического, трудового развития обучающихся.

 Советом старшеклассников школы в установленные сроки составляется и утверждается план работы на год и доводится до сведения администрации школы.

Решения  Совета старшеклассников школы принимаются большинством  голосов членов  Совета  при условии участия в заседании  Совета старшеклассников школы не менее 2/3  от его состава. Заседания  Совета старшеклассников школы проводятся по мере необходимости, но не реже 1-го раза в четверть.

Решения  Совета старшеклассников школы доводятся до сведения обучающихся школы в течение трех дней, путем размещения соответствующей информации на доске объявлений и проведения собраний классов старостами классов.

По решению  Совета старшеклассников школы в его состав могут входить другие ученики, а также представители администрации школы, родительского комитета и т.д. Такие члены  Совета  старшеклассников школы могут вносить вопросы на рассмотрение  Совета старшеклассников школы, обладают правом совещательного голоса и не могут принимать участие в голосовании по вопросам, рассматриваемым на заседаниях  Совета старшеклассников школы.

 Совет старшеклассников школы самостоятельно определяет свою структуру. По решению  Совета старшеклассников школы при  Совете старшеклассников школы для подготовки и проведения отдельных мероприятий и реализации работы по определенным направлениям могут создаваться инициативные группы.

          Совет старшеклассников школы способствует реализации общешкольного плана в классах и в школе; организует работу с активом обучающихся старшего, среднего и младшего звена.

         3. Создание и формирование  Совета старшеклассников школы направлено на самоуправление жизнедеятельностью коллектива школы, предусматривает систему преемственности и развития навыков общественной деятельности школьников начального (1-4 классы), среднего (5-8 классы) и старшего звена (9-11 классы).

Ученики начального звена школы (1-4 классы):

- знакомятся с деятельностью  Совета старшеклассников школы через свое участие в различных школьных и внешкольных мероприятиях;

Ученики среднего звена школы (5-8классы):

- принимают участие в организации и проведении различных школьных и внешкольных мероприятиях:

- имеют право выносить на рассмотрение Совета старшеклассников школы проекты по организации и проведению школьных мероприятий;

-  имеют право избирать Совет старшеклассников.

Ученики старшего звена школы (9-11 классы):

- принимают участие в организации и проведении различных школьных и внешкольных мероприятиях;

- имеют право выносить на рассмотрение Совета старшеклассников школы проекты по организации и проведению школьных мероприятий;

- имеют право избирать и быть избранными в Избирательную комиссию школы;

-  имеют право избирать и быть избранными в  Совет старшеклассников школы.

         4. Обеспечивают деятельность  Совета старшеклассников школы координаторы Школьного (ученического) самоуправления (заместитель директора по воспитательной работе и педагог-организатор.

Координаторы Школьного (ученического) самоуправления входят в состав  Совета старшеклассников школы, наряду с другими членами Совета старшеклассников школы и обладают правом решающего голоса.

5. Деятельностью  Совета старшеклассников школы руководит Лидер школы  (председатель  Совета старшеклассников школы), который избирается сроком на один учебный год не позднее 10 октября в соответствии с Положением о выборах Лидера школы имеет право из числа членов  Совета старшеклассников школы назначить двух заместителей 9если в этом есть необходимость).

         Лидер школы отчитывается перед обучающимися и педагогами школы о работе школьного самоуправления  по окончанию учебного года на Общем собрании школы.

 3. Организация деятельности Совета старшеклассников

 В Совет старшеклассников входят представители, избранные в классных коллективах (по одному представителю в каждый сектор).

  1. Совет старшеклассников собирается на заседания по мере необходимости, но не реже 1 раза в четверть.
  2. Решения Совета старшеклассников обязательны для всех классных коллективов.
  3. Исполнительным и координирующим органом школьного самоуправления является Совет учащихся, во главе которого стоит председатель. Совет учащихся состоит из учащихся 5 – 11 классов (по  1 делегату от классных коллективов), в качестве представителя в Совете учащихся от каждого класса выступает староста, заседания проходят 1 раз в четверть (может проводиться в расширенном составе).

           Совет учащихся –

  Координирует деятельность всех органов и объединений учащихся школы;

  Следит за осуществлением гарантий, обеспечивающих реализацию учащимися прав и обязанностей;

   Организует работу с активом учащихся;

  Организует дежурство учащихся по школе;

  Проводит внеочередные заседания по мере необходимости;

 

  1. Членами Совета учащихся формируются творческие сектора для выполнения целей и задач Совета старшеклассников:

-    учебный сектор

-   сектор организации отдыха и досуга

- сектор общественно-полезного труда

-   сектор спорта и здоровья

- сектор дисциплины и порядка

-  сектор пресс-центра

 

Руководители секторов – это актив класса, возглавляет актив класса – староста.

  1. Совет старшеклассников заслушивает отчеты Совета учащихся, а также отчеты классных коллективов о проделанной работе.
  2. Заседание Совета старшеклассников оформляется протоколом.

 4. Организация деятельности Совета учащихся

 Принципы деятельности Совета учащихся:

  • Право на собственное мнение, на его ценность.
  • Конструктивность предложений, соблюдение принципов морали и нравственности.
  • Систематичность деятельности.
  • Интеграция в систему воспитательной работы школы.

 Функции совета старшеклассников:

 1. КТД «Все дела творчески, иначе зачем?»

         - Планирование КТД;

         - Организация КТД;

         - Проведение КТД;

         - Анализ проведения КТД;

2.       Связь с активом классов, с классными органами самоуправления.

             Функции Председателя  Совета учащихся:

-   Обеспечивает согласованность действий всех органов ученического самоуправления;

-   Следит за соблюдением общих установок и правил всеми участниками образовательного процесса, в том числе взрослыми;

-   Координирует деятельность секторов.

         Функции руководителей секторов:

- связь с администрацией школы (администрация школы проводит заседания с руководителями секторов 1 раз в четверть), педагогическим коллективом, классными коллективами;

- обсуждение проблем образовательного процесса;

- разработка и реализация программ, связанных с расширением пространства реализации педагогической и ученической инициативы;

- создание и контроль деятельности службы по соблюдению санитарного состояния школы, разрешение ситуаций нарушения дисциплины учащимися школы;

- организация мероприятий;

- создание информационного пространства школы;

- профориентационная деятельность;

- организация взаимодействия с бывшими работниками учреждения, выпускниками школы;

- распределяет поручения между членами коллектива;

- обеспечивает коллективное планирование;

- обсуждает оперативные дела.

 5. Функции рабочих групп (секторов) Совета старшеклассников

 «Учебный сектор»

  1. Организация и проведение:

-         ежегодного школьного конкурса «Лидер года»

-         предметных недель и декад

-         акций

-         круглых столов

-         устных журналов

-         конкурсов знатоков

-         интеллектуальных игр

 Организует и проводит ежегодный День самоуправления в школе.

  1. Оказывает помощь слабоуспевающим обучающимся в ликвидации пробелов знаний.
  2. Способствует вовлечению обучающихся школы в работу предметных кружков.

 «Сектор организации отдыха и досуга»

  1. Организует и проводит:

-         праздничные концерты

-         творческие конкурсы

-         творческие встречи

-         КВН

-         развлекательные вечера

-         дискотеки

-         выставки работ обучающихся.

  1. Обеспечивает участие обучающихся школы в районных конкурсах и акциях.
  2. Способствует вовлечению обучающихся в кружки, творческие коллективы.

 «Сектор спорта и здоровья»

  1. Организует и проводит совместно с учителями физической культуры спортивные праздники, соревнования, Дни здоровья.
  2. Оказывает помощь учителям физической культуры в подготовке команд школы для участия в спортивных соревнованиях.
  3. Обеспечивает условия для двигательной активности обучающихся на переменах (организация деятельности младших школьников в этих зонах).
  4. Способствует вовлечению обучающихся в спортивные секции.

 Сектор информирования «Пресс-центр» 

  1. Организует работу стенной печати в школе:

-         выпуск стенгазет о текущей жизни школы

-         выпуск праздничных стенгазет

-         выпуск стенгазет по профилактике правонарушений, пропаганде здорового образа жизни, а также по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

  1. Организует и проводит конкурсы стенгазет по различным направлениям.
  2. Обеспечивает художественное оформление проводимых в школе массовых мероприятий.
  3. Организует сбор информации о жизни школы для дальнейшего освещения в прессе.
  4. Обеспечивает освещение в средствах массовой информации событий школьной жизни.

 Сектор «Забота»

  1. Планирует и организовывает работу отряда «Милосердие»;
  2. Ежегодно проводит акции: «Поделись теплом души своей», «Рука помощи», «Дом без одиночества», «Как живёшь, ветеран?», «Дети – детям», «Птичья столовая», «Домик для птиц» ит.д.
  3. Организовывает работу по  озеленению деревни;
  4. Оказывает помощь Сошненскому лесничеству в посадке леса.

 «Сектор дисциплины и порядка».

  1. Организует дежурства по школе;
  2. Следит за соблюдением Устава школы.
  3. Обеспечивает порядок во время проведения спортивно-массовых мероприятий.

  1.        Права органов школьного ученического самоуправления

Органы школьного ученического самоуправления имеют право:

*  Проводить на территории школы собрания, в том числе закрытые, и иные мероприятия;

*    Размещать на территории школы информацию в отведенных для этого местах и в школьных средствах информации, получать время для выступлений своих представителей на классных часах и родительских собраниях;

*  Направлять в администрацию школы письменные запросы, предложения и получать на них официальные ответы;

*    Получать от администрации школы информацию по вопросам жизни школы;

*    Представлять интересы учеников в администрации школы, на педагогических советах, собраниях, посвященных решению вопросов жизни школы;

*    Проводить встречи с представителями администрации школы по мере необходимости;

*    Проводить среди учащихся опросы и анкетирование;

*  Пользоваться организационной поддержкой должностных лиц школы, отвечающих за воспитательную работу, при подготовке и проведении общешкольных мероприятий;

* Вносить в администрацию школы предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса школы;

* Вносить в администрацию школы предложения о поощрении и наказании учащихся, а при рассмотрении администрацией школы вопросов о дисциплинарном воздействии по отношению к учащимся давать заключение о целесообразности его применения;

*  Участвовать в разрешении конфликтных вопросов между учениками, учителями и родителями;

*  Вносить предложения в план воспитательной работы школы;

*  Представлять интересы учащихся в органах и организациях вне школы;

 Какими видят перспективы самоуправления ученики:

   Самоуправление должно быть таким, чтобы все чувствовали себя равноправными, ответственные решения принимали совместно, проблемные ситуации решали сообща;

  Самоуправление будет разбиваться и перерастет в новое качество, мы сможем помочь друг другу, особенно младшим;

  Самоуправление – это возможность проявление и осуществление любой творческой инициативы;

  Самоуправление – это реализация пяти «само»: самоорганизации, самодеятельности, самовоспитания, самообучения, самоуправления.

        Заключительные положения

7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения;

7.2. Изменения в настоящее положение вносятся Советом старшеклассников по предложению Совета учащихся.