Примеры методических приёмов для воспитания толерантности на уроках

Терпимому отношению к отличным от собственных обычаям и взглядам необходимо не только посвящать отдельные классные и внеклассные занятия, но и уделять внимание на каждом уроке. Для того чтобы такая работа не носила характер «чтения морали», учителю следует планировать занятие с учётом времени на задания или отдельные приёмы для воспитательной работы.

Рассмотрим некоторые примеры таких методических техник. В большинстве своём дети выказывают неуважение и презрение к тому, о чём мало знают. Поэтому задача любого учителя состоит в том, чтобы заполнить эти пробелы.

На уроке физической культуры и биологии.

Во время занятий спортом дети видят физические отличия друг друга. В подростковом возрасте особенно остро ребята реагируют на проблемы с лишним весом. Чтобы привить толерантное отношение к полным одноклассникам, учитель может:                                                                                                1.показать презентацию, в которой рассказывается об особенностях обмена веществ, вызывающих ожирение, и объяснить ученикам, что лишний вес — это, прежде всего, гормональная проблема, а потом уже неправильный образ жизни и переедание;

2.провести «День наоборот», дав задание школьникам привязать подушку к животу и попробовать «прожить» один урок физкультуры в образе полного человека. Последний приём рекомендуется использовать в классах, где полных ребят нет, иначе они воспримут такую игру как оскорбление.

На уроке биологии - доступно и аргументировано, с научной точки зрения доказать общность физиологического строения людей разных национальностей. Например, учитель может использовать проекты с презентациями о наборе генов у представителей разных рас, наличии лишней храмосомы.

 На уроке иностранного языка.  Для привития толерантности на уроке можно организовать инсценировку отрывков из англоязычных произведений Занятия по иностранному языку открывают массу возможностей для привития детям уважения к разным культурам и традициям. Можно использовать такие виды работы: групповая работа «Международная конференция» (дети представляют 2–3 страны, задача участников — презентовать «свой» народ с наиболее интересной и занимательной стороны, например, рассказав о национальной кухне или семейных традициях); подготовка проектов, представляющих ту или иную страну через достижения в искусстве или науке; инсценировки из произведений мировой классики (например, монологи героя «Хижины дяди Тома» Г. Бичер-Стоу, сцена суда в произведении Харпер Ли «Убить пересмешника» и так далее); работа над сочинением на тему «Космополит — это…» в старших классах.

На уроках истории и обществознания. Эти занятия позволяют в полной мере раскрыть нюансы общественного и политического строя тех или иных народов. Однако очень важно сделать акцент на том, что у разных народов есть общие корни. В качестве примеров тем для занятий можно привести: создание проекта генеалогического дерева языковых семей; презентация докладов о жизни и обычаях малых народов; подготовка и защита рефератов о притеснении евреев в годы Второй мировой войны; диспут о сходствах взглядов на мир в разных вероисповеданиях. Кроме того, учитель обязательно должен делать упор на культурное многообразие родной страны.

Для воспитания толерантности в младшем и среднем звене особенно важно, чтобы учитель разъяснял детям некоторые понятия и поощрял инициативу каждого ученика. Не секрет, что восприятие в младшем школьном возрасте отличается от понимания тех или иных вопросов в старшем. Поэтому так важно подбирать приёмы воспитания толерантности, уместные для разных категорий учеников:                                                                                          это не отдельные уроки и не только классные часы, посвящённые темам, вызывающим споры, но и введение методических приёмов, позволяющих привить детям уважение к иным взглядам и обычаям. В начальном звене ими может быть: «Эстафета»: организация любой деятельности таким образом, чтобы дети взаимодействовали друг с другом; «Акцент на лучшее»: учащимся рекомендуется рассмотреть нечто негативное с точки зрения наличия позитивных черт; «История про себя»: каждому ребёнку необходимо придумать рассказ о себе, а задача одноклассников — пересказать её.

Для подростков очень важен личный опыт, поэтому основными приёмами в этом возрасте могут быть ролевые игры. «Мизансцена»(методика работы в подвижных группах, когда учитель меняет местами членов команды по ходу выполнения заданий), «Обмен ролями»(приём, который предполагает, что дети в процессе обсуждения будут примерять на себя роли своих оппонентов (например, во время литературного суда над героем), «Общее мнение» (ученикам предлагается вопрос, отвечать на который следует по цепочке, то есть каждому следующему отвечающему нужно для собственного ответа учесть мнение предыдущего товарища.                                                                                                                                       Нужно использовать на каждом занятии те или иные виды работ для воспитания терпимости у ребят. Особенно это касается превентивных мер в отношении различных проявлений жестокости. В качестве приёмов можно предложить: проведение эксперимента «7 дней без грубых слов», что особенно актуально для учащихся среднего звена, расценивающих нецензурную брань как показатель своей взрослости; подготовку вопросника «Почему возникают конфликты?» с методикой анализа ответов; анкетирование ребят «Способен ли ты на жестокость?»; дискуссии и круглые столы, посвящённые поиску решения проблемы половой дискриминации.

У старшеклассников. Ученики старших классов ценят возможность высказаться, поэтому строить занятие нужно с учётом этого факта. В старшем школьном возрасте ребятам важно высказать свою точку зрения, поделиться своими соображениями на тему. Вот почему приёмы воспитания толерантности должны быть дискуссионного характера. «Прогнозирование». (методика этой работы заключается в высказывании предположений по поводу возможного развития обсуждаемой ситуации (например, на уроке истории дети могут рассуждать о том, как изменился бы вектор развития страны без переворота 1917 года), «Поиск толерантной позиции» (два ученика предлагают аргументы в защиту своей позиции по тому или иному вопросу, а задача одноклассников — выбрать наиболее доказательную), «Импровизация на свободную тему»(детям предлагается перенести определённые условия на почву современности. Например, школьникам требуется поразмышлять над таким вопросом: могло ли рабовладение и угнетение темнокожих появиться в XXI веке?).

 Урок толерантности не должен рассматриваться как 45-минутное нравоучение о необходимости быть терпимым к другим людям. Такая работа должна расцениваться как жизненный урок, который преподаёт школа формирующимся личностям. Задача педагогов — приложить все усилия, чтобы ученики выросли достойными гражданами страны, которые обеспокоены судьбами других людей, а также хотят и могут искать мирные способы решения конфликтов, связанных с национальными, религиозными и другими противоречиями. Информацию подготовила педагог-психолог                 А.Л.Кибук