родителям

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЕСЛИ ПОДРОСТОК СОСТОИТ В ОПАСНЫХ ГРУППАХ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Прежде всего, ситуацию нужно признать. Именно это сложно многим родителям. Они говорят себе «это не правда, с моим ребенком такого быть не может. Он же у меня хороший/спокойный/неконфликтный/позитивный и так далее. Это какая-то ошибка, он/она в этой группе случайно, его затянули туда». Отнестись к проблеме серьезно, взвешенно и без паники. У этого есть причины, их надо понять.

Если контакт сохранен, если вы в доверительных отношениях с ребенком, если он делится с вами чем-то личным, а не только школьными новостями и оценками, лучше поговорить откровенно. Подробно, в доверительной форме, без давления поговорить с подростком о его активности в социальных сетях. Узнать его интересы, искренне поинтересоваться тем, что им нравится в социальных сетях, как и с кем они общаются в интернете. Желательно выстроить прямой и открытый диалог с ребёнком и рассказать о сути данных групп. Лучше он это узнает от ВАС и вами будет подготовлен к этой информации, чем от своих сверстников.

В разговоре 20%  должно быть текста родителя и 80 % – текста ребенка, важно ВЫСЛУШАТЬ.

Разговор ни в коем случае не должен сводиться к причитаниям и истерике родителя по поводу того, каков окружающий мир в целом и ребенок в частности, не должен строиться в агрессивной, или требовательной, или иной авторитарной форме. Это разговор не для снятия тревожности или гнева родителя, а для того чтобы УСЛЫШАТЬ ребенка и дать ему понять, что вы по-прежнему помните, что он – один из самых главных и близких ваших людей в этой жизни.

Внимательно отследить реакцию ребёнка на разговор. Подросток может стесняться, закрываться, уходить от разговора. Во многом это может зависеть от степени вашей близости с ребёнком и формы диалога, которую вы выберете. Но, зная своего ребёнка, скорее всего вы поймёте возможные причины его поведения и почувствуете, насколько угроза реальна для вашей семьи.

Если у вас возникает ощущение, что ребёнок лукавит, явно уходит от разговора, а у него на странице в социальных сетях присутствует определенная символика, свидетельствующая о том, что подросток может состоять в подобной группе, – берите под пристальный контроль жизнь ребёнка и, по возможности, соберите всю возможную информацию о его жизни: в школе, с друзьями, в социальных сетях, обдумайте, что происходит «не так» в вашей семье.

В ПОДОБНОЙ СИТУАЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬНО ОБРАТИТЕСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ К ПСИХОЛОГУ!

Верните близкий и доверительный контакт с ребёнком. Найдите с ним общий язык, вникните в проблемы ребёнка, старайтесь больше проводить с ним времени, общаться.

Для профилактики возникновения проблем взаимоотношений с детьми позаботьтесь о сохранении здорового психологического климата в семье. Нужно быть внимательным к своим детям, к их вопросам, проблемам, потребностям и состоянию. Даже если внешне это уже далеко не дети, им все равно нужно внимание и помощь родителей. Важно понимать, чем живет ребенок, знать его окружение и увлечения. Быть готовым подставить плечо, если будет нужно. Осознавать, что потребности ребенка далеко не ограничиваются материальными. Следить за его здоровьем, так как в этом тоже могут крыться причины депрессии.

Если Вы вдруг случайно узнали, что чужой ребенок вовлечен в эту опасную игру, что делать в такой ситуации?

  1. Не замалчивайте данную проблему, этим вы можете спасти жизнь подростка.
  2. Если у вас есть возможность, тактично сообщите об этом родителям подростка.
  3. В случае отсутствия контактов с родителями подростка, состоящего в опасной группе, осведомите учебное заведение, где учится подросток. Администрация и педагоги предпримут необходимые меры в данной ситуации и проведут беседы, как с подростком, так и с его родителями. В большинстве учреждений образования имеются штатные психологи, которые смогут оказать квалифицированную помощь такому подростку.

Если ваш ребенок общается с ребятами, состоящими в подобных группах, проведите с ним профилактическую беседу. Уберегите своего ребенка от влияния опасных групп!

В случае если подросток не идет на контакт с родителями, можно предложить ему позвонить на экстренную линию:

8 (801) 100-16-11, 8 (017) 246-03-03 (Республиканская телефонная «горячая линия» по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию – телефон доверия для детей и подростков);

 

КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ ОПАСНОСТИ «ВКОНТАКТЕ»


В настоящее время в социальных сетях Интернета, в частности в сети «Вконтакте», фиксируется деятельность большого количества сообществ, направленная на распространение среди детей и молодежи суицидальных идей. 
Детей, ставших их жертвами, день за днем приучали к мысли, что мир полон зла, что здесь никто никому не нужен, что жизнь – это сплошные мучения, любви не существует. И что суицид – это освобождение от страданий и обретение новой жизни в лучшем мире.
«ВКонтакте» сегодня действуют сотни подобных групп. По сути, это разветвленная и очень опасная киберсекта. Прямо сейчас вы должны сделать все от вас зависящее, чтобы обезопасить своих детей. Дорог каждый день, каждый час. В этой памятке мы расскажем, на какие моменты нужно обратить внимание, чтобы понять, находится ли ваш ребенок в опасности.

Шаг 1: найти страницу «ВКонтакте»
Для начала вам необходимо зарегистрироваться «ВКонтакте», поскольку многие страницы открываются только после входа в эту социальную сеть. Затем нужно набрать в строке поиска имя и фамилию сына или дочери, уточнить параметры поиска: «пол», «возраст», «страна», «город», «школа» и т.д. При этом важно помнить, что дети, а особенно подростки, очень ранимы. Они тщательно оберегают свое «Я» и не терпят вторжения взрослых в личную жизнь, поэтому нужно действовать деликатно, по принципу «не навреди».

Шаг 2: хештеги
Проверьте присутствие на странице хештегов – специальных меток со значком #, с помощью которых дети сигнализируют организаторам суицидальных групп о готовности вступить в игру:
#f57
#морекитов
#тихийдом
#хочувигру
#млечныйпуть
#няпока
#ФилиппЛис
#мертвыедуши
#домкитов
#китобой
#рина
#храмсмерти
#истина и т.д.
Обычно хештеги стоят после коротких стихотворных посланий, например:
«Хочу в игру. Разбуди меня в 4.20. Дай мне номер. Дай инструкцию. Я готов в путь вечный. Найдите. Где я? Звезды. Путь млечный».
«Хочу поиграть. Жду инструкцию свыше. Кит я немой, мир меня не услышит. Единицы бабочки, остальные все мыши. Я люблю панораму, что рисуется с крыши. Разбуди в 4:20, нарушь мой покой, Не давай мне сна, зомбируй игрой».

Шаг 3: видео и аудиозаписи
Изучите разделы «видео» и «аудиозаписи». Нет ли там подозрительных роликов о «тихом доме», Рине Паленковой и других детях, совершивших суицид, сцен насилия, записей трансляций реальных суицидов и т.д. Прослушайте аудиозаписи групп и исполнителей, особенно тех, чьи названия вам ничего не говорят. В последнее время «ВКонтакте» появилось очень много маргинальных рэп- и рок-исполнителей, которые призывают слушателей «выпиливаться», резаться, вешаться и т.д.

Шаг 4: фотографии
Изучите фотографии и картинки на странице, особенно в альбоме «Сохраненные фотографии».
Особую тревогу должны вызвать:
Картинки с подписями, в которых ключевыми словами являются «одиночество», «предательство», «боль», «надоело», «сдохнуть», «умирай», «вскрывайся», «зависай». Часто фоном для них служат депрессивные пейзажи, панельные многоэтажки, мосты, лестницы, поезда, рельсы, окна и т.д.
Подписи к фотографиям в форме высказываний, обесценивающих такие понятия, как любовь, уважение, дружба, доверие, семья и т.д. Например:
«Чем шире ты раскрываешь объятия, тем проще тебя распять».
«Потеряв доверие к одному, сомневаешься во всех».
«И каждый день одно и то же: делай вид, что живешь».
«Нас всегда заменяют другими: никому нельзя доверять».
«Чувствуешь себя опустевшим? Ты просто отдал всего себя и остался ни с чем», «Я любил тебя по-настоящему, а ты предала меня».
«Пора понять, что все люди – твари, которые пользуются тобой».
«Ни к чему нельзя привыкать», «Не ныряй в человека. Захлебнешься».
Изображения рук, протянутых вдаль, лиц прикрытых ладонью.
Изображения лезвий, ножей, веревок, крыш, падающих людей, виселиц, таблеток, пистолетов и прочих атрибутов суицида.
Изображения летающих китов, различных оккультных и сатанистских символов, пентаграмм, различных вариаций числа 666, планет.
Изображения часов, показывающих время 4:20.
Фотографии известных подростков-самоубийц: Рины Паленковой, Дениса Муравьева и др.
Изображение порезанных или проколотых булавками или иглами частей тела, рук, языка, губ, а также синяков, ссадин и т.д.
Фотографий может быть очень много, до 10 тысяч, тем не менее, не поленитесь и просмотрите как можно больше, потому что подростки стараются спрятать суицидальные картинки поглубже, чтобы осложнить их поиск.


Шаг 5: интересные страницы
Это страницы людей и групп, на которые подписан ребенок. Таких групп может быть много. Как определить, какая из них является опасной? Придется потрудиться, поскольку за вполне нейтральным названием вроде «Моя душа» или изображением на аватаре милого животного может скрываться группа, пропагандирующая суицид. Особое внимание нужно обращать на группы:
- со словами в названии: «Тихий Дом», «Киты», «Море», «Смерть», «Мертвый», «Суицид», «Подростки», «Грусть», «Выход», «Ад», «4.20», «Разбуди», «Шрамы», «Порезы», «Вены», «Кровь» и т.д.;
- с названиями на английском и любом другом языке, в том числе с иероглифами, ивритом, арабской вязью, санскритом, на любых других экзотических языках и т.п.;
- с изображением оккультных и сатанистских символов и знаков;
- тематические группы, посвященные книгам «50 дней до моего самоубийства», «Сказка о самоубийстве», либо культовым в этой среде фильмам, например, «Зал самоубийц», «Девственницы-самоубийцы» и др.;
- тематические группы, посвященные подросткам-самоубийцам и подросткам-преступникам;
- группы, пропагандирующие расизм, неонацизм и фашизм.

Шаг 6: друзья и подписчики
Обратите внимание на список друзей вашего ребенка. Опасным сигналом является наличие в нем фейковых (фальшивых) страниц. Как отличить фейки от страниц реальных пользователей? У фейков на аватаре нет личных фотографий. В разделе о себе – минимум данных. Они имеют вычурные имена и фамилии: Август(ина), Октябрина, Фридрих, Ада, Рейх, Лис, Кот, Кит, Вайс, Тян, Енот, Шрам, Штерн, Штольц, Шульц, Сетх, Холод и т.д.
Если вы выявили среди друзей вашего ребенка подозрительного «друга», нужно зайти на его страницу и проверить наличие суицидального наполнения: хештеги, тексты, мемы, фотографии, аудио и видеозаписи. Если вы обнаружили признаки увлеченности суицидальной романтикой на страницах реальных друзей вашего ребенка, попытайтесь связаться с их родителями.
Просмотрите также всех подписчиков вашего ребенка. Особенно если среди них есть взрослые люди. Проверьте подозрительные страницы на содержание противоправного контента. Понять круг интересов и общения ребенка можно с помощью раздела «новости». Кликнув на него, вы сможете увидеть обновления страниц друзей и групп, на которые подписан ваш ребенок.

Шаг 7: если ребенок зарегистрировался под вымышленным именем
С этой проблемой столкнулись многие родители, чьи дети стали жертвами суицидальных групп. Однако можно попытаться найти вторую страницу среди друзей и подписчиков ребенка на его «официальной» странице. Вторую страницу также можно поискать в списках друзей у его одноклассников или на странице школы и класса. Сейчас практически у каждого учебного заведения есть свои страницы «ВКонтакте».

Сохраняйте здравомыслие!
Помните: ребенок может разместить мрачные мемы, картинки, песни и видео просто из любопытства или потому что это модно, при этом он вовсе не помышляет свести счеты с жизнью. Однако если таких картинок слишком много, то это повод серьезно задуматься о его душевном благополучии. Если вы столкнулись с реальной угрозой, необходимо связаться со специалистом.

 

 

 

 

Если ваш ребёнок не уверен в себе

Научиться говорить с детьми —  несложно: требуется некоторая продуманность и практика. Вы сумеете это сделать, а значит, сможете сплотить свою семью и подготовить ребенка к самостоятельному решению проблем, которые перед ним будет ставить жизнь.

Как воспитать у ребенка уверенность в себе?

Самооценка, как и любовь, не поддается простому и точному описанию. Но многие люди отмечают, что больше уверены в себе, когда есть причина гордиться собой. Они убеждены, что их ценят, несмотря на недостатки,  если окружающие  знают, что они способны, например, довести до конца трудную задачу.

- Как часто ваш ребенок чувствует себя никчемным, глупым, «неправильным»?

На что вы обращаете внимание, когда хвалите своего ребенка?

Одни родители отмечают способности и результаты, другие - настойчивость, старание, и вложенные усилия в достижении результата.

- Какие высказывания делают ребенка более уверенным в себе?

Дети, которых хвалят за способности, бояться неудач больше, чем те, которых хвалят за то, что они прилагают много усилий при встрече с трудностями. И, кроме того, дети, которых хвалят за трудолюбие и усердие, обычно добиваются успеха, если перед ними встает трудная задача. Похвала всегда была мощным средством в деле воспитания детей и развития у них хорошего мнения о себе. Похвала много значит, но она не заменяет времени, проводимого вместе, любви и других способов выражения заботы и участия родителей.

-Какие качества, способности и знания важно подарить ребенку,  чтобы сформировать у него устойчивую самооценку?

Вот наиболее важные из них :

 - понимание, что совершенных людей нет;

- знание, что каждый  человек имеет право на ошибку. Помните - «не ошибается тот, кто ничего не делает»;

- умение переносить разочарования и личные неудачи;

- веру в собственные силы;

- умение просить о поддержке и помощи ,а так же принимать их;

- способность ставить перед собой реально выполнимые задачи, с учетом ограниченности своих возможностей, т. е. насколько ты рослый, сильный или сообразительный и т. д. по сравнению со своими сверстниками;

- умение контролировать себя;

- способность проявлять упорство при решении задач, несмотря на чувство тревоги;

 

Овладение подобным опытом, увеличивает  шансы ребенка на достижение цели, и приводит к результатам, которые позволяют укрепить его уверенность в себе.

Как нужно говорить:

Семья, где присутствуют поддержка и любовь, повышает психологический иммунитет ребенка. Высказывания глобального характера, типа «ты замечательный... самый лучший ребенок на свете» и т. д., производят огромное впечатление, но они должны быть уравновешены более конкретной похвалой или поддержкой, например:

«Ты начал заниматься гимнастикой год назад, и, даже, когда было трудно - не сдавался, занимался. И вот - первая победа. Ты должен гордиться собой, что не бросил начатого».

«Математика - трудный для тебя предмет, но ты  был настойчив и не сдавался, хотя  иногда испытывал разочарование. Ты достоин уважения».

«Давай сегодня вместе прогуляемся? Только ты и я». Когда вы сообщаете ребенку, что просто хотите провести с ними время, и действительно это делаете, это позволяет ему понять и поверить в то, что он дорог вам и значим для вас.

«Твои друзья хотели, чтобы ты остался у них подольше, но ты все равно пришел домой вовремя. Действовать вопреки желанию друзей нелегко. На это нужно мужество».

«То, что ты только что сделал (сказал), говорит о твоем терпении. Ты молодец!» Хвалите ребенка за любое хорошее качество — за настойчивость, доброту, чувство справедливости, желание делиться с другими, а также за послушание.

Давайте поддержку, обращайте ребенка к прошлому удачному опыту. «Помнишь, как ты играл в эту компьютерную игру и повышал свои очки? Это говорит о том, что если ты будешь стараться, то у тебя будет получаться лучше».

Основное правило: Проводите с ребенком время, занимаясь чем-нибудь содержательным. Ваши занятия с ребенком повышают у него чувство собственного достоинства, независимо от того, ведут они к каким-либо достижениям или нет.

Если уверенность ребенка в себе недавно пошатнулась, то ваш самый лучший первый жест – это сопереживание. Начните с краткого сообщения о том, что подтолкнуло вас к этому разговору.

- «Ты выглядишь таким несчастным. Расскажи, что случилось».

- «Ты не поймал мяч, и твоя команда проиграла. И теперь ты все время об этом думаешь. Я права?»

- «Я заметила, что ты стал очень тихим, с тех пор как друзья перестали приглашать тебя кататься на велосипеде. Думаю, ты обиделся».

«Я помню, что ты чувствовала то же самое две недели назад, когда тебе не дали роль в пьесе. Это тоже казалось несправедливым». Помогая ребенку связать настоящую обиду с прошлой, вы можете помочь ему понять, почему он так остро отреагировал. Вспомнив, как ушла боль прошлых обид, ребенок начинает думать, что его настоящая проблема тоже временна.

Как не следует говорить:

- Не спрашивайте автоматически: «Ты хочешь поговорить?» Ваш ребенок может инстинктивно ответить «нет».

Вопрос «Как ты себя чувствуешь?» может возыметь обратный эффект, когда ребенок явно расстроен. Он может резко ответить вам: «А как, по-твоему, я себя чувствую?» Лучше сообщить о своих наблюдениях: «У тебя заплаканные глаза» или «Ты хлопаешь дверью», а затем скажите, что вы думаете «Поэтому я думаю, что ты очень опечален», «я вижу, что ты очень сердишься».

- Не спрашивайте, что случилось. Лучше скажите: «Расскажи мне, что случилось»,

- Старайтесь не давать никаких советов, пока четко не уясните для себя, что поняли, каково сейчас вашему ребенку.

Часто дети с заниженной самооценкой произносят фразы, раскрывающие их отрицательное отношение к себе: «Я тупой», «У меня ничего не получается» или «Меня никто не любит». Это могут быть высказывания глобального характера: «Все умнее меня», «Никому не бывает так плохо, как мне», «Все ребята знают больше, чем я». После того как вы выразили сочувствие, чрезвычайно важно начать научить  ребенка думать более рационально:

«Ты не тупой. Просто в этот раз ты мало занимался».

«Я видел, что в твоей команде все допускают ошибки. Ты такой не один.Все могут допускать ошибки, каждый может ошибиться».

«Да, ты допустил ошибку. Но это не означает, что ты никогда не сделаешь это правильно. У тебя хорошо получалось раньше, и, в дальнейшем, будет почти всегда получаться».

Очень важно, чтобы вы не пользовались вышеприведенными примерами до тех пор, пока не поймете, в чем, собственно, проблема, и не выразите сопереживания. Иначе искренняя попытка побудить ребенка взглянуть на себя более реалистично, например: «Ты находил друзей раньше, найдешь и сейчас...», может прозвучать как отвержение его оскорбленных чувств.

«У тебя не должно быть таких чувств, потому что...». Если ребенок по настоящему не поверит, что вы его понимаете, он не воспримет сказанного вами.

Главное: помните, ваше эмоциональное состояние влияет на ваших детей. Позаботьтесь о себе!