ШАГ «Белорусская наука: в ногу со временем».

Информационные материалы для мероприятий проекта «ШАГ»– «Школа АктивногоГражданина», 28.01.2021

 

Тема: «Белорусская наука: в ногу со временем»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационный блок «Белорусская наука фактор успешного развития молодого суверенного государства»

 

Ежегоднов последнее воскресенье января в БеларусиотмечаетсяДень

белорусскойнауки, официально установленный в1993 году.

 

Наука вБеларуси–мощная интеллектуальная индустрия.Белорусские ученые вносят существенный вклад в развитие экономики страны. Конкурентоспособность      экономики                                                 зависит               от                   наличия высокотехнологичныхпроизводств и внедрения инноваций.

     

 

 

ДеньнаукиБеларусь отмечала ещев составе СССР, в третье воскресенье апреля. После образования новогосуверенногогосударства праздник перенесли на январь. Дату приурочили периодуоснования Белорусской академиинаук Беларуси(далее –НАНБеларуси), созданной 01.01.1929 года.

Национальная      академия      наук      Беларуси      является      высшей государственной        научной        организацией     Республики        Беларусь, интеллектуальнымиэкспертнымцентром,которыйиграет важнуюрольв определениинаправленийиконкретныхпутей развития страны, ядром современной системы генерации знаний и инноваций.

Академия    наук    Беларуси    подчиняется    Президенту    Республики Беларусь,подотчѐтна СоветуМинистров РеспубликиБеларусь.Председатель Президиума Национальнойакадемиинаук избирается общим собранием академии, приравнивается подолжностик МиниструРеспубликиБеларусь и входит в состав Совета Министров Республики Беларусь.

НАНБеларусиобеспечивает проведение, развитие икоординацию фундаментальныхисследованийпоосновным направлениям естественных, техническихигуманитарныхнаук, а также выступает в качестве головной организацииБеларусипонаучно-методическомуобеспечению развития информатизации.

Белорусские      научные      разработки      успешно      внедряются      в машиностроении, приборостроении, энергетике, микробиологии, медицине, фармацевтике и другихотраслях.

Трансформация результатов научныхисследованийнаходит отражение в показателях инновационной деятельности, которые сопоставимы со значениямиразвитых западноевропейских стран.

Средиприоритетныхнаправленийразвитияинновацийв стране – ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии, промышленные биотехнологии, наноматериалыиновые источникиэнергии, медицинаи фармация, информационные иаэрокосмическиетехнологии, технологии производства,переработкиихранения сельскохозяйственнойпродукции, экология и рациональное природопользование.

Важное местов инновационнойинфраструктуре занимают научно-технические центры,которые повышаютэффективностьвзаимодействия науки и производства.

Исследования        ориентируются        на        конкретные        запросы промышленности идругихотраслейэкономики. Деятельностьученых направлена на решение задач по модернизации промышленности и формированию новой     инновационной    экономики,                         создание     новых производств.

Отмечая рольнаукив созданииэкономикизнаний, Президент Беларуси Александр Лукашенко сказал: «Будущее нашей экономики по всем направлениям –этонаука. Новейшие технологии. Экономика знаний–это единственное, что нас может спасти как независимое и суверенное государство, приумножить нашибогатства…».

 

Президент БеларусиАлександрЛукашенко11сентября2020года посетил Национальнуюакадемиюнаук.Глава государства ознакомился с выставкойнаучныхи научно-техническихдостижений.

Выставка включаласледующиеразделы:аграрныйсектор, отделения биологических, гуманитарныхнаук иискусств,медицинскихнаук, физики, математикии информатики, физико-технических наук, химиии наук о Земле. Представители НАН рассказали об использовании на практике разработок в космическойобласти, мирнойатомнойэнергетике, а также лазерных, светодиодныхтехнологий(в томчисле вАПК, в частностив тепличном     хозяйстве).     В     числе     представленных     разработок     были твердотельные лазерыс диоднойнакачкой. Как пояснилиспециалисты,

примерная цена такихдвух лазеров –стоимостьодного трактора. Большоевниманиеученые уделяют ивопросам экологии. Вполне

возможно, чтоскоров магазинахпоявится биоразлагаемая бумага с особой пропиткой для хранения продуктов.

Концепцияумногогорода также в полезрения белорусскихученых.Не исключено,чтов ближайшиегодыблагодаря белорусским специалистам в сфере    ЖКХ                будут      использоваться                     электромобили,      например, снегоочистители.

Главугосударства проинформировалиосоздании15продуктов на основе стволовыхклеток для лечения разныхзаболеваний. Кроме того, разработана                          система       генетического      тестирования,      позволяющая осуществлять                          спортивную    профилизацию,    выявлять     неблагоприятные варианты генов для корректировки их эффектов.

Интересныисследования белорусскихученыхпопротивостоянию COVID-19, как научные подходы, так и разработки перспективных медицинских препаратов. Представители Института физиологии НАН Беларуси     рассказали о                   кардиотреке, который                 способен   передавать перемещение человека в пространстве.К примеру, если пожиломучеловеку

 

 

2

сталоплохона даче, еще доприезда медиков можнонаправить им данныео состоянии больного.

АлександрЛукашенкозаявил, чтов стране ниодноважное решение не принимается без участия представителейнаучнойсферы. «Именнопоэтомуя регулярновстречаюсь с научным сообществом ивсегда советуюсь с учѐными. Все мызнаем, чторазвитиенаукиопределяет будущее. Причем будущее не толькоотдельногогосударства,ноивсегочеловечества», – обратил внимание Президент.

Пословам Главыгосударства,исегодня белорусские учѐные держат удар, хранят заложенные более 90лет назадтрадицииипередаютих молодежи. За это время Минск нередко становился пионером для претворения в жизньмногихпрогрессивныхидей. НораспадСоветского Союза принес мгновенныйразрыв научныхинародно-хозяйственныхсвязей, не былоденег на новое оборудование, нечем былоплатитьзарплатуучѐным. Тогда количествовсехнаучно-техническихработников в стране сократилось в трираза.Многие учѐные меняли профессиюилиуезжали за границу, многие говорилионенадобности развитиябелорусскойнауки. Однаков стране все же решиливозродитьнаучнуюотрасль, в дальнейшем пришли еще к одномувыводу: необходимосоздаватьсвязьмеждупроизводством и наукой.

Сегодня     исследования     и     разработки     в     стране     выполняют 460 организаций, внихработают 28тыс. человек. ТолькоНациональная академия наук взаимодействует с учеными из 93государств,на ее базе действуют 42 международныхисследовательских центра.

АлександрЛукашенкоотметил, чтонастоящая наука должна, прежде всего, служитьлюдям, улучшатькачество ихжизни. Глава государства обратилвнимание, чтоблагодаря ученым Беларусь на мировойарене знают как страну, где делают самые большиесамосвалыидобывают калийную руду, производят лазерыиоптоэлектронику, микросхемыиэлектрический транспорт, ускоренными темпами развивают сферу информационных технологий, выполняют                             высокотехнологичные                                    хирургические вмешательства, выпускают современные лекарственные препараты. В Беларуситакже осваивается энергия мирногоатома, ученые странысоздали собственнуюисследовательскуюстанциюв Антарктиде, участвуют в работе на Большом адронном коллайдере. Республика наравне с крупным державамивошлав числокосмическихдержав, чтодва года назадпозволило провестив Минске Международныйконгресс Ассоциацииучастников космическихполетов.

«Данные примеры, конечно, сродниспортувысокихдостижений. Они нужныиважны. Нонастоящая наука должна, прежде всего, служитьлюдям, улучшать качество их жизни. Поэтому очень ценится работа ученых, которые развивают аграрноенаправление, в результате чегоунас растут урожаи, надоиипривесы. Анаша пищевая промышленностьдобилась того, что

 

 

3

белорусские продуктына многихрынкахпростопроизводят фурор», –сказал Александр Лукашенко.

Президент    подчеркнул,   что    белорусские    медики    славятся    как уникальные специалисты с золотымируками, спасающиежизнь человека практическив любойситуации. В сложное для всегомира времяпандемии коронавируса они показали себя достойно.

Благодаря собственным конструкторским бюроивзаимодействию с учѐными появляются громкие новинки на брендовых предприятиях Беларуси. «Все эти достижения красноречивосвидетельствуетотом, что выбранная государством стратегия комплекснойсистемнойподдержкинауки былаверной.Так будет идальше,–заявилГлавагосударства.–Любую новинку    необходимо   как можно  скорее                 патентовать    и       внедрять. Производства не смогут бытьуспешными, еслиуже сегодня не будут на шаг впередиконкурентов.Ив этойнаучно-промышленнойгонке именно учѐный–главныйсоюзник производителя. У нашейстраны, не самой богатойприродными ресурсами, нетиноговыхода, как делатьставкуна интеллект».

Беларусь сегодня относится к числустранс высоким уровнем научного потенциала.Ав рейтинге «хорошихстран»(GoodCountryIndex) республика занимает 54-е местосреди153государств(попоказателю«Наука и технология»–28-еместо). Больше трети нашего экспорта составляет наукоемкая ивысокотехнологичная продукция, впрошлом годупринѐсшая $15 млрд. прибыли.

В ходеразговора с ученымиГлава государства позитивнооценил усилия белорусскихразработчиков в плане развития электротехники, за которойбудущее на планете, иотметил, чтождет от белорусскихученых современных,        инновационных                            предложений          по                       дополнительному использованиюэлектричества, которое вырабатываетсяот Белорусской атомнойэлектростанции.«Атомная электростанция –это прорыв,это часть нашейнезависимости»,–подчеркнулГлава государства.Онобратил внимание, что в стране последовательно наращивается потребление электроэнергиикакдля бытовыхнужд, так идля отраслейнародного хозяйства.Для этого принимаются и стимулирующие меры.

Глава государства обратил внимание на важность обеспечения гуманитарнойбезопасностигосударства. «Не все в нашейжизниизмеряется деньгами. Хочуобратить ваше внимание на то, чтосрединаучных приоритетов выделенообеспечение безопасностигосударства,в том числе гуманитарной», –сказал белорусский лидер.

Онподчеркнул, чтопредставителинаучнойсферы–мозг нации. «Помните, чтоученые-гуманитариисвоими исследованиямиинаработками должныконсолидироватьбелорусскоеобщество. Каждыйиз насдолжен осознавать,                        каким      трудом     белорусский      народ     получил     свою государственностьиправо самомурешатьсудьбу. Нельзя это потерять,– заявил АлександрЛукашенко.–Ктомы?Откуда?Куда идем?Ответы на эти

 

4

вопросынашидетидолжныполучать от нас, старших, от нашихученых, преподавателей, учителей».

«Никто, кроме нас, гражданРеспубликиБеларусь,незаинтересованв том, чтобымыбылисильнойсувереннойинезависимойстраной. Страной, где чтят прошлое,ценят настоящее иувереныв будущем, потомучто опираются на патриотизм иотечественные научные школы», –подчеркнул Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. http://president.gov.by/ru/science_ru/

https://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2020/september/54402/

 

Информационный блок «Наука важное условие достижения Целей устойчивого развития» https://drive.google.com/file/d/1kTQ6sS9rd5CLI2Wl3_LMu08VNzqFYStX/view

 

Наука – мощнейший двигатель общественного прогресса. Она позволяет нам продлеватьжизнь,следитьза состоянием здоровья, благодаря еймыможем производитьлекарства,чтобылечитьболезнии облегчать боль, онапомогаетнам удовлетворитьбазовые потребности, в том числев пище,и добывать энергию. Наука делает нашужизнь ярче, насыщеннее и интересней, включаяспорт имузыку, последние достижения в сфере коммуникационных технологий.               Наука помогает    нам                       находить                 решения               для            проблем повседневнойжизнииискать ответы на загадкиВселенной. Другими словами, онаявляется одним из важнейшихисточников знаний. Она играет важнуюрольдля роста благосостояния общества. Развитиенаукиимеет большое значение для достижения Целейустойчивогоразвития(далее – ЦУР).

Цели устойчивогоразвития –этовсеобщийпризыв кдействиям по искоренениюнищеты, обеспечениюзащитынашейпланеты, повышению качества жизнииулучшениюперспектив для всехлюдейво всем мире. Эти 17 целей былипринятывсемигосударствами–членамиООНв 2015годув рамках Повесткидня в области устойчивогоразвития на период до2030 года, в которой сформулирован15-летний план по их достижению.

Для достижения ЦУР мировомусообществунеобходимопреодолеть множествотрудныхисложныхсоциальных, экономическихиэкологических проблем. Некоторые из нихтребуют преобразования общества иэкономики, а также принципов взаимодействия с нашейпланетой. Наукаиграет важную роль вразработкеинновационныхрешений для устойчивого развития.

 

Информационный блок «Наследникам великих открытий новые прорывы совершать»

Важное местов реализацииприоритетныхнаправленийобразования в современном информационном обществе занимает научно-исследовательская деятельность, которая направленанаприобщение учащихсяк научной работе, формированиеунихумения анализироватьнаучнуюинформацию;

5

выявление талантливых и одаренных учащихся в области научного творчества;                        развитие      интеллектуального     творчества,      привлечение общественного внимания к достижениям молодежи в различныхнауках.

«100идейдляБеларуси»–республиканскиймолодежныйпроект «БРСМ», которыйнаправленнаактивизациюинновационнойдеятельностии профессиональной                                  мобильности   молодежи,   создание    и    продвижение конкретныхинновационныхпроектов иперспективныхнаучно-технических разработок.

Проект«100идейдля Беларуси»с2011года реализуетлучшие инновационные идеиюношейидевушекис каждым годом становится все популярнейсредимолодежи. Тысячимолодыхбелорусов уже приняли участие в конкурсе, основными задачами которогоявляются:

мотивация молодыхученых, изобретателей, молодыхспециалистов, занятых созданием инновационных продуктов,

внедрение в реальныйсекторэкономикипроектов иразработок, представляющих практический интерес для социально-экономического развития страны,

оказание помощив продвижениилучшихидей, а также поиск источников финансирования.

Республиканскийфинал юбилейногосезона молодѐжногопроекта «100идейдля Беларуси»запланированна февраль2021года. Традиционно шорт-лист победителей определят в двухвозрастныхгруппах(учащиеся, студенты иработающая молодежь) в десятиноминациях: «Энергетика, в том числе атомная энергетика, иэнергоэффективность», «Агропромышленные технологииипроизводство», «Промышленные истроительныетехнологиии производство»,«Медицина, фармация, медицинскаятехника»,«Химические технологии, нефтехимия», «Био- и наноиндустрия», «Информационно-коммуникационные       и     авиакосмические                              технологии»,     «Рациональное природопользование     и     глубокая                              переработка       природных          ресурсов», «Национальная                              безопасность     и       обороноспособность,       защита    от чрезвычайных ситуаций», «Общество, экономика и социальная сфера».

С 10по26декабря 2020года прошлиобластныеиМинскийгородской туры. Традиционноучастникипроекта–молодые ученые рационализаторы, изыскатели.

Около40проектов представленов Бресте на областном этапе «100идейдляБеларуси». Больше всегоинициатив –20 –в номинации «Общество, экономика исоциальная сфера». Проект «Teens4teens»учащейся гимназии№2г.Бреста ДарьиЯромичнацелен на раскрытиетворческого потенциала молодежииподдержкуюныхбелорусскихавторов.Елизавета ШульганиМатвей Русаковскийиз среднейшколы№13г.Бреста выступили с инициативойсозданияголографической установкидляшкольногомузея «Музей войныв Афганистане». В ее основе будутистории28 брестчан, погибших на той войне.

 

 

6

Учащиесяиз Брестскогорайона предлагаютобустроитьвагрогородке Чернавчицыблагоприятнуюдля гнездования птицрекреационнуюзону. Студенты                     Полесского     государственного     университета     разработали гидропоннуюустановку, которая позволяет выращиватьлекарственные растения в домашнихусловиях. СтудентыБрестскогогосударственного техническогоуниверситета потрудились надновойконцепциейдоставки товаров.Эти идругие разработкиоцененыэкспертами, определеныпроекты для участия в финале республиканскогоконкурса.

«100идейдляБеларуси»от молодежиВитебской области вОрше определили                       авторов    лучших    инновационных    стартапов.    4    десятка претендентов из всехрайонов областипредложиликреативные решения в самыхразныхотраслях –отфармакологииимедициныдонефтехимиии космических технологий.

Так, команда Полоцкогогосударственногоуниверситета озадачилась созданием виртуальнойреальностидля отработкинавыков поведения в чрезвычайных ситуациях. Творческий коллектив средней школы №4 г.Витебска всоавторстве состудентамигосударственногоуниверситета имени ПетраМашерова придумал способ продвижения национальных брендовчерез инстаграм-маски, абудущиеинженерыВитебскогофилиала Белорусской академиисвязипредставилиробот-погрузчик, управляемый мобильным телефоном из любойточкимира. Также умная машина с помощьювидеокамерыпередает операторукартинкупроисходящегорядом. Это робот-погрузчикможет бытьполезен не тольков крупныхтоварных комплексах, ноив портах,воздушных гаванях,нагорнодобывающих площадках.

На областном финале республиканского молодежного конкурса «100идейдля Беларуси»Гродненской области представлено27проектов, которые                   затрагивают      медицинскую,      общественную,      социальную, экономическую     и     агропромышленную      сферы    деятельности.     Так, девятиклассница гродненской школы№11Полина Хланьразработала проект «Я помогутебе увидетьмир», направленныйна активизацию добровольческойиблаготворительнойдеятельностив сфере поддержки детей с нарушениями зрения.

В Гомеле на областном этапе республиканского молодежного инновационного проекта «100 идей для Беларуси» приняли участие 20 молодыхученых, рационализаторов,изыскателей, которыепредставили 21 авторскийпроект социальнойи техническойнаправленности.

Учащийся среднейшколы№21 г.Гомеля ДаниилБорешка придумал, как оригинальнообучать детейпрограммированию. Онуже удачнопровел испытания в собственнойшколе. Выразил надежду, чтоприфинансовой поддержке разработкив ближайшее времяновое игровое иодновременно учебно-методическоепособие станет доступным многим ребятам. Учащаяся выпускногоклассаЕлизавета Синенькая(ГУО «Гимназия№56 г.Гомеля имениА.А.Вишневского») предлагает помощьлюбителям животныхв

 

7

организациибыта питомцев припомощи мобильногоприложения Help animal. В немпредусмотренооказаниеиветеринарныхуслуг. Не забытыи бездомные животные.

Студенты     Гомельского    государственного    университета     имени Ф.Скоринынаправилисвоиусилияна защитуиукрепление мира живой природыс помощьюискусственногоинтеллекта, создали SeismoSmart– электронную систему своевременной регистрации и предупреждения землетрясенийдляминимизацииихпоследствий, которая обнаруживает первичные ивторичные волны, анализирует ихданные иприопасности подает оптическийи акустический сигналы.

Несколько       проектов       представили       учащиеся       Гомельского профессионально-технического   колледжа    электротехники,     среди   них принцип аэропонного выращивания растений иобучающий тренажер сварки.

Особоговниманиязаслуживает мобильное приложение студентов-медиков «StepByMed» с алгоритмом дифференциальной диагностики внутреннихболезней, представляющее ценностьв практикесовременного врача.

Вобластном этапе республиканскогомолодежногоконкурса «100идей для Беларуси»Могилевщины былпредставлен31проект,затрагивающий общественную,                                  социальную,         экономическую,         экологическую, агропромышленную и другие сферы деятельности.

В финале республиканскогоконкурса «100идейдляБеларуси» молодежь Могилевской областипредставит 9проектов,втом числе разработанных учащимися учреждений общего среднего образования:

проект «Автоматическаяподача звонков в школе»(блокуправления подачизвонков,которыйлегкоподключаетсяк существующейсетизвонков школы) разработанКондратьевым Никитой, учащимсясреднейшколы№23 г.Бобруйска;

проект «Колористика автотранспорта как энергосберегающийфактор» (установление влияния цвета автомобиля на энергосбережение топливных ресурсов,влиянияцветовойпалитрына получение количества теплоты) разработанКоротким Захаром, Рыжиковым Данилой, учащимися ГУО «Климовичская районнаягосударственнаягимназияим.И.С. Николаева»;

проект «Скрытая опасность просроченных лекарств: поиск устойчивого подхода»(разработка одногоиз вариантов устойчивогоподхода порешению проблемыправильнойутилизациинеиспользованныхлекарств) разработан БурмелевойАнгелиной, СоболевойАлександрой, учащимися среднейшколы № 2 г. Мстиславля;

проект    «Разработка   учебно-методического   пособия   по    анализу поверхностныхводна наличие иона аммония имикропластика в условиях школьнойлаборатории»(рациональное природопользование иглубокая переработка природныхресурсов) разработан учащейся среднейшколы№2 г.Черикова Бурчинской Ольгой.

 

 

8

Система удаленногообучения, программа в помощьликвидаторам лесныхпожаров –эти идругие разработкибылипредставленына выставке-презентацииобластногоэтапа республиканскогомолодежногоконкурса «100идейдля Беларуси»Минской области. На областном финальном конкурсе былопредставлено36разработокразличныхнаправленийюных ученыхиз 11районов области.К примеру, проект Teacher AssistantSystem учащихся среднейшколы№11 г.Слуцка Егора ЖарскогоиАнныЛихтар– целая образовательная система. Этосайт,на котором размещенызадачи программированияс возможностьюдальнейшегоихдобавления, ибот, рассылающий         задания      для                           выполнения,      собирающий    решения           и вставляющийихрезультаты в электроннуютаблицу, а также помогающий наладитьпростуюкоммуникациюмеждупреподавателем иучащимся. Особеннополезна система в сложившейся эпидемиологической обстановке, которая позволяетперейти на дистанционную формуобучения.

Учащийся среднейшколы№3г.Крупок МатвейЛебедев придумал обучающуюигру«СказкиБеловежскойпущи».Она пригодится в обучении ребят основам теории графов (раздел дискретной математики). Игра включает краткий                   теоретический                     материал    (электронную    книгу)    и увлекательные задачи-сказки.

НикитаМаксимович из РассветовскойсреднейшколыКлецкогорайона создал актуальныйпроект «Электронныйдоктор». Этодва специальных приложения:одно–для проверкизрения, второе —слуха. Идея проекта состоит в том, чтобыпредоставитьвозможностьпользователюпроверить слух и зрение без посещения медицинского учреждения.

В финале Минского городскогоэтапа республиканскогомолодежного проекта                «100   идей    для    Беларуси»    приняли    участие    80    молодых изобретателей, которыепредставилиболее 40авторскихразработок в девяти номинациях. Например, юные ученые придумали «умные кроссовки», благодарякоторымприходьбеможнозарядитьсвоймобильныйтелефон. Интереснаиразработка браслетас QR-кодом, благодарякоторомуможно провести диагностику состояния здоровья.

Средипобедителей –учащиесясреднейшколы№96 г.Минска Кирилл Жидоловичи     рийПавлович, которые представилипроект «САВР»– системуавтономноговыращивания растений, котораяпозволит увеличить эффективностьпромышленныхтеплиц. Принципработы заключаетсяв том, чтобыдля увеличения скоростироста иплодоносности поддерживать микроклимат внеобходимых конкретному растению пределах.

Свойпроект представили ребята из гимназии№16г.Минска Анна Маркиянова иАлексейАксенчик. Ониразработалиподходк возделыванию экологическичистойпродукциив условияхчастногоподсобногохозяйства. Учащиесясреднейшколы№111г.Минска Максим Суворов иАлександр Мельгуйпредставилипроект «Адукацыйная платформа БМВ (беларуская мова вучням)».

 

 

9

Некоторые идеиюныхучѐных, представившихсвоиразработкина областном этапереспубликанскогомолодежногопроекта «100идейдля Беларуси», не простоуникальны, амогут статьнастоящим прорывом в научной мысли.

https://brestcity.com/blog/100-idej-dlya-belarusi-v-breste https://www.tvr.by/news/obshchestvo/100_idey_dlya_belarusi_ot_molodezh

i_vitebskoy_oblasti/

https://www.belta.by/regions/view/final-konkursa-100-idej-dlja-belarusi-v-grodnenskoj-oblasti-projdet-v-onlajn-formate-419265-2020/

https://newsgomel.by/news/society/v-gomele-dan-start-oblastnomu-etapu-konkursa-100-idey-dlya-belarusi_57299.html

http://mogilev-region.gov.by/news/v-finale-respublikanskogo-konkursa-100-idey-dlya-belarusi-molodezh-mogilevskoy-oblasti

https://www.belta.by/regions/view/obuchajuschie-proekty-i-medprilozhenija-molodezh-minskoj-oblasti-predstavit-svoi-100-idej-dlja-belarusi-420994-2020/

https://www.belta.by/tech/view/umnye-krossovki-braslet-zaboty-molodezh-minska-predstavit-svoi-100-idej-dlja-belarusi-421337-2020/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10