Приемным родителям

Безопасное психологическое пространство для учащихся, воспитывающихся в приёмной семье.

Рекомендации приемным родителям

1.Безусловное принятие ребёнка, которое проявляется в понимании и позитивном отношении. Ребёнок должен быть уверен. Что его любят независимо от успехов и неудач, и не сравнивают с другими.

2.Отношения должны быть естественными, чувства неподдельными и реакция на чувства ребёнка искренними.

3.Обращаясь к ребёнку, следует использовать вежливые просьбы, избегая приказов и прямых инструкций.

4.Относиться к ребёнку нужно как к взрослому. Советоваться с ним, прислушиваться к мнению, особенно если речь идёт о его потребностях или о его будущем.

5.Если случается неприятность, необходимо разбираться совместно, внимательно выслушав ребёнка.

6.Наказание должно соответствовать тяжести проступка и не причинять физический вред. Ребёнку нужно объяснить. За что его наказывают, а в случае несправедливого порицания родители должны иметь мужество извиниться перед ребёнком.

В случаях проявления агрессивного поведения:

Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.          

 Приемы:

- полное игнорирование реакций ребенка /подростка – весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;

-выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно…»); 

-переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста…»);

- позитивное обозначение поведения («Ты злишься, потому что ты устал»),

Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

 Приемы:

‑ констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»); 

-раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);

- обнаружение своих собственных  чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);

- апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).

Контроль над собственными негативными эмоциями.

Снижение напряжения ситуации. Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией – уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

-повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

-демонстрация власти («Будет так, как я скажу»); 

-крик, негодование;

-агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные руки, разговор «сквозь зубы»;

-сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

-использование физической силы;

- втягивание в конфликт посторонних людей;

- непреклонное настаивание на своей правоте; 

-нотации проповеди, «чтение морали»;

-наказания или угрозы наказания; обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты всегда…», «Ты никогда не…»; 

-сравнение ребенка с другими не в его пользу;

-команды, жесткие требования

Обсуждение проступка

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, это стоит делать только, когда ситуация разрешится, и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого ребенка.

Сохранение положительной репутации ребенка. Для сохранения положительной репутации целесообразно:

- публично  минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;

- не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;

- предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками. 

Демонстрация модели неагрессивного поведения. Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения, включает следующие приемы:  

- пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;

-  внушения спокойствия невербальными средствами;

- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

-использование юмора; признание чувств ребенка.