Задание 5.2. Определение степени загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова в микрорайоне учреждения образования «Сошненская средняя школа. Пинского района»

Забор проб снега

Изучение физических свойств снега

Определение кислотности талой воды

Дата выполнения: январь - 2021 года

Кол-во участников: 17

Целевые группы: учащиеся 7, 10 классов​

Ответственный педагогический работник: Шлома Л.С., учитель биологии и географии.

В результате выполнения задания проведены исследовательские опыты, составлен отчет о степени загрязнения атмосферного воздуха посредством изучения снежного покрова, который размещен на сайте учреждения образования, а также предоставлен фотоотчет о проведенных мероприятиях.

 

 

Описание исследования.

1.Качественный анализ снега

1.1. Изучение снежного покрова.

Для изучения снежного покрова были определены экспериментальные площадки в разных направлениях от школы. Всего заложили 3 площадки для наблюдений и взятия проб снега. При  закладке учитывались близость к школе и чтобы можно было сравнить со снежным материалом, явно загрязнённым. Площадки распределили следующим образом: 1-я—около школьной тепловой котельной; 2-я—школьный парк, 3-я— спортивный  стадион.

    Сначала мы рассмотрели внешний вид и состояние снега.

 

Таблица 1. Описание пробной площадки

 

Площадка

Вид снега          

Цвет снега

Влажность

Твердость

№1

свежевыпавший

беловато-серый

сухой

мягкий

№2

свежевыпавший

белый

сухой

мягкий

№3

свежевыпавший

белый

сухой

мягкий

 

1.2. Исследования качественного анализа снега.

    Для определения качественного анализа снежного покрова сначала взяли пробы снега. Затем, когда снег растаял, мы определили качества талой воды. Такие как: мутность, запах, цвет. После анализа у нас получились следующие результаты.

 

Таблица 2. Показатели качества проб талой воды

 

№ пробы

Цвет

Запах

Прозрачность (см)

Осадок

1

Бесцветный

0

28

Присутствует незначительный

2

Бесцветный

0

30

Отсутствует

3

Бесцветный

0

29

Отсутствует

 

  1. Результаты химического анализа талой воды.

    После того как провели определение качественных характеристик талой воды мы приступили к химическому анализу оставшихся образцов растаявшего снега. Согласно методикам из каждой пробы мы взяли по несколько капель воды и подействовали ими на полоски универсального индикатора, чтобы определить рН каждого образца.

 

Таблица  1. Результаты химического анализа проб талого снега

 

№ пробы

рН

Реакция среды

проба №1

5

Кислая

проба №2

5

Кислая

проба №3

5

Кислая

 

Исследуя снежный покров, провели дополнительный опыт с целью изучения запылённости воздуха в зимний период.

 

  1. Определение запыленности воздуха в зимнее время

Обоснование: пыль легко пристает к летящим снежинкам. По состоянию снега можно определить, много ли взвешенных частиц в воздухе.

Методика: в трех точках микрорайона учреждения образования ( вблизи котельной учреждения образования, школьный парк и район школьного стадиона ) аккуратно собрали верхний слой недавно выпавшего снега.

Мутность – это содержание взвешенных частиц. Ее определяли при помощи фильтрования . Объем воды пропускали через бумажный фильтр и визуально оценивали количество примесей, осевших на нем.

 

Таблица 3.Определение прозрачности

Проба снега

Прозрачность

Пробирка №1

слабо мутная

Пробирка №2

прозрачная

Пробирка №3

прозрачная

 

Выводы

 

  После проведения всех работ и обсуждения полученных результатов были сделаны следующим выводы:

1.самым чистым участком является площадка №2, так как в зимний период здесь нет воздействия человека, а так же место находится на расстоянии от дороги и выбросы сюда не доходят;

2.самым грязным является участок №1, так как он расположен непосредственно рядом с школьной тепловой котельной, все загрязняющие вещества попадая в воздух постепенно оседают на поверхности снега, превращая его тем самым в смесь ядовитых веществ;

3.на пришкольной территории все показатели чистоты снега находятся в норме, исходя из этого можно говорить об относительной чистоте атмосферы, соответственно учащиеся дышат незагрязненным воздухом, что в свою очередь благотворно влияет на их здоровье;

4.не смотря на то, что запыленность воздуха низкая, талый снег содержит незначительное количество примесей.  В районе школьной котельной   наиболее запылен.

5.загрязнение атмосферного воздуха в данной местности имеет антропогенный характер, большей частью это выхлопные газы автомобилей, со всеми ядовитыми веществами.

 

Сделаем воздух чистым

1.Не пользуйся одноразовой посудой, замени полиэтиленовые пакеты тканевыми сумками или бумажными пакетами.

2.Не вырубай и не ломай деревья – они способствуют очищению воздуха, обогащению его кислородом. Охраняя растения – сбережёшь чистый воздух.

3.Рассказывайте окружающим - друзьям, родственникам о том, почему и как можно охранять воздух от загрязнений.

4.Не сжигайте мусор, а относите его в специальные контейнеры.

5.В сухую погоду чаще поливайте водой двор у дома – это уменьшит количество пыли в воздухе.

6.Помогайте взрослым сажать цветы, кустарники и деревья.     

                                         

Памятка для жителей

Уважаемые жители!!!

Если вы хотите помочь планете и себе, попробуйте внести собственный вклад в уменьшение загрязнения воздуха в регионе и окружающем мире.

  1. Используйте общественный транспорт: чем реже вы пользуетесь личным автомобилем, тем меньше продуктов горения попадет в атмосферу.
  2. При выборе транспортных средств отдавайте предпочтение экологически чистым видам: электромобиль, велосипед, самокат и т.д.

 

  1. Берегите растения, ведь они – зелёные лёгкие планеты! Листья растений выделяют на свету кислород, необходимый для дыхания. Кроме того, они очищают загрязнённый воздух от пыли и копоти.
  2. Выключайте свет: чем больше электроэнергии вы тратите, тем больше загрязняете воздух.
  3. Используйте краски на водной основе-это лучше для вашего здоровья и состояния окружающей среды.

6.Не бросайте в костёр куски резины или пластмассы. При их горении   выделяются очень ядовитые вещества, которые загрязняют воздух.    

 

Задание 5.2 Определить степень загрязнения воздуха посредством изучения атмосферных осадков (дождевой воды) в микрорайоне учреждения образования

Дата выполнения: апрель 2021 г.

Кол-во участников: 17

Целевые группы: учащиеся 7, 10 классов​

Ответственный педагогический работник: Шлома Л.С., учитель биологии и географии.

В результате выполнения задания проведены исследовательские опыты, составлен отчет о степени загрязнения атмосферного воздуха посредством изучения атмосферных осадков (дождевой воды), который размещен на сайте учреждения образования.

Поскольку микрокапельки получаются путем испарения, то вода в облаках действительно является довольно чистой. Она имеет низкую минерализацию, соответственно, практически не содержит растворенных веществ. Но атмосфера, может содержать огромное количество разнообразных загрязнений. Вода является отличным растворителем, соответственно, способна впитать в себя практически все.

Когда капли дождя спускаются на землю, они аккумулируют в себе все, что есть в воздухе. Именно поэтому после дождя становится легче дышать. Газы, некоторые органические и неорганические вещества способны растворяться в воде, а пыль просто за счет адгезии “склеивается” с каплями и образует своеобразные эмульсии.

Мы решили проверить степень загрязнения атмосферного воздуха посредством изучения атмосферных осадков.

 

Описание исследования

 

Косвенным показателем уровня загрязнения атмосферного воздуха могут служить данные о химическом составе атмосферных осадков. Эти данные характеризуют загрязнение слоя атмосферы, в которой образуются облака, происходит газовый обмен и из которого выпадают осадки.

 

Этапы выполнения заданий и результаты

 

1.Определение места и продолжительности отбора проб

Отбор проб атмосферных осадков производили на пришкольной территории, в месте, представляющем собой открытую ровную площадку, удаленную от деревьев, линий электропередачи, локальных источников загрязнения атмосферного воздуха. Для того чтобы проба не была загрязнена почвой во время ливня, ёмкость для отбора проб атмосферных осадков установили на высоте 3 м (козырёк крыльца здания) от поверхности земли. Продолжительность отбора проб составляла 24 часа.

2.Отбор пробы дождевой воды

 

В условиях отсутствия профессионального оборудования – осадкосборника - отбор проб дождевой воды производили в сборную ёмкость диаметром в 25 см через полиэтиленовую воронку. Через 24 часа сборный сосуд отнесли в здание школы и измерили объём осадков градуированным цилиндром. Затем стали изучать показатели дождевой воды.

  1. Исследования качественного анализа дождевой воды.

    Для определения качественного анализа дождевой воды мы взяли пробу воды и определили её качественные показатели. Такие как: мутность, запах, цвет. После анализа у нас получились следующие результаты.

 

Таблица 1. Показатели качества пробы дождевой  воды

                                               

№ пробы

Цвет

Запах

Прозрачность (см)

Осадок

1

Бесцветный

0

26

Отсутствует

 

  1. Исследования химического анализа дождевой воды.

    После того как провели определение качественных характеристик дождевой воды мы приступили к изучению химических показателей данного образца. Химический состав проб атмосферных осадков изменяется со временем в результате химических, физических или биологических процессов. В связи с этим производили измерение водородного показателя рН после отбора проб атмосферных осадков не позднее 2 часов. Согласно методикам определения рН, мы взяли  несколько капель воды и подействовали ими на полоски универсального индикатора, чтобы определить рН образца.

 

Таблица  2. Результаты химического анализа пробы дождевой воды

 

№ пробы

рН

Реакция среды

проба 1

5

Кислая

 

Исследуя пробу дождевой воды, провели дополнительный опыт с целью изучения запылённости воздуха в весенний период.

 

  1. Определение запыленности воздуха в весенний период

Обоснование: вода является отличным растворителем, соответственно, способна впитать в себя практически все загрязнения воздуха.

Методика: взяли пробу дождевой воды и пропустили через бумажный фильтр, и визуально оценили количество примесей, осевших на нем.

 

Таблица 3.Определение прозрачности

Проба дождевой воды

Прозрачность

Наличие примесей и пылевых частиц

Проба 1

прозрачная

 отсутствуют

 

 

Анализ полученных результатов

Данные, полученные в результате исследования,  позволяют сделать следующий вывод:

 -учитывая, что состав воды может служить показателем чистоты воздуха только в определённое время, можно сделать вывод о том, что в тот день, когда отбиралась проба воды, в воздухе не наблюдалось превышения предельно допустимых концентраций опасных химических загрязнителей. Исходя из этого можно говорить об относительной чистоте атмосферы, соответственно, учащиеся дышат незагрязненным воздухом, что в свою очередь благотворно влияет на их здоровье.

 

Изготовление емкости для отбора проб дождевой воды

Определение прозрачности пробы дождевой воды

 

Определение РН пробы дождевой воды

Определение наличия примесей и пылевых частиц в пробе дождевой воды.

Отчет о выполнении заданий в 2022/2023 учебном году

Задание 5.2. Определение степени загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова  в микрорайоне  учреждения образования «Сошненская средняя школа. Пинского района»

Дата выполнения: декабрь  2022 года

Кол-во участников: 12

Целевые группы: учащиеся 8, 9 классов​

Ответственный педагогический работник: Шлома Л.С., учитель биологии и географии.

В результате выполнения задания проведены исследовательские опыты, составлен отчет о степени загрязнения атмосферного воздуха посредством изучения снежного покрова, который размещен на сайте учреждения образования, а также предоставлен фотоотчет о проведенных мероприятиях.

Описание исследования.

1.Качественный анализ снега

1.1. Изучение снежного покрова.

Для изучения снежного покрова были определены экспериментальные площадки в разных направлениях от школы. Всего заложили 4 площадки для наблюдений и взятия проб снега. При  закладке учитывались близость к школе и чтобы можно было сравнить со снежным материалом, явно загрязнённым. Площадки распределили следующим образом: 1-я—школьный парк; 2-я –  вблизи автодороги, 3-я— около школьной тепловой котельной, 4-я – спортивный стадион.

    Сначала мы рассмотрели внешний вид и состояние снега.

 

Таблица 1. Описание пробной площадки

 

Площадка

Вид снега          

Цвет снега

Влажность

Твердость

1

свежевыпавший

белый

сухой

мягкий

2

свежевыпавший

беловато-серый

сухой

мягкий

3

свежевыпавший

беловато-серый

сухой

мягкий

4

свежевыпавший

белый

сухой

мягкий

 

1.2. Исследования качественного анализа снега.

    Для определения качественного анализа снежного покрова сначала взяли пробы снега. Затем, когда снег растаял, мы определили качества талой воды. Такие как: мутность, запах, цвет. После анализа у нас получились следующие результаты.

 

Таблица 2. Показатели качества проб талой воды

 

№ пробы

Цвет

Запах

Прозрачность (см)

Осадок

1

Бесцветный

0

30

Отсутствует

2

Бесцветный

0

26

Присутствует незначительный

3

Бесцветный

0

27

 

Присутствует незначительный

4

Бесцветный

0

29

Отсутствует

 

  1. Результаты химического анализа талой воды.

    После того как провели определение качественных характеристик талой воды мы приступили к химическому анализу оставшихся образцов растаявшего снега. Согласно методикам из каждой пробы мы взяли по несколько капель воды и подействовали ими на полоски универсального индикатора, чтобы определить рН каждого образца.

 

Таблица  1. Результаты химического анализа проб талого снега

 

№ пробы

рН

Реакция среды

1

5

Кислая

2

5

Кислая

3

5

Кислая

4

5

Кислая

 

Исследуя снежный покров, провели дополнительный опыт с целью изучения запылённости воздуха в зимний период.

 

  1. Определение запыленности воздуха в зимнее время

Обоснование: пыль легко пристает к летящим снежинкам. По состоянию снега можно определить, много ли взвешенных частиц в воздухе.

Методика: в четырех точках микрорайона учреждения образования ( вблизи котельной учреждения образования, школьный парк и район школьного стадиона, вблизи автодорог) аккуратно собрали верхний слой недавно выпавшего снега.

Мутность – это содержание взвешенных частиц. Ее определяли при помощи фильтрования . Объем воды пропускали через бумажный фильтр и визуально оценивали количество примесей, осевших на нем.

 

Таблица 3.Определение прозрачности

Проба снега

Прозрачность

Пробирка №1

прозрачная

Пробирка №2

слабо мутная

Пробирка №3

слабо мутная

Пробирка №4

прозрачная

 

Выводы

 

  После проведения всех работ и обсуждения полученных результатов были сделаны следующим выводы:

1.самым чистым участком является площадка №1, так как в зимний период здесь нет воздействия человека, а так же место находится на расстоянии от дороги и выбросы сюда не доходят;

2.самым грязным является участок №3, так как он расположен непосредственно рядом с автодорогой, все загрязняющие вещества попадая в воздух постепенно оседают на поверхности снега, превращая его тем самым в смесь ядовитых веществ;

3.на пришкольной территории все показатели чистоты снега находятся в норме, исходя из этого можно говорить об относительной чистоте атмосферы, соответственно учащиеся дышат незагрязненным воздухом, что в свою очередь благотворно влияет на их здоровье;

4.не смотря на то, что запыленность воздуха низкая, талый снег содержит незначительное количество примесей.  В районе автодороги    наиболее запылен.

5.загрязнение атмосферного воздуха в данной местности имеет антропогенный характер, большей частью это выхлопные газы автомобилей, со всеми ядовитыми веществами.

 

Сделаем воздух чистым

1.Не пользуйся одноразовой посудой, замени полиэтиленовые пакеты тканевыми сумками или бумажными пакетами.

2.Не вырубай и не ломай деревья – они способствуют очищению воздуха, обогащению его кислородом. Охраняя растения – сбережёшь чистый воздух.

3.Рассказывайте окружающим - друзьям, родственникам о том, почему и как можно охранять воздух от загрязнений.

4.Не сжигайте мусор, а относите его в специальные контейнеры.

5.В сухую погоду чаще поливайте водой двор у дома – это уменьшит количество пыли в воздухе.

6.Помогайте взрослым сажать цветы, кустарники и деревья.     

                                         

Памятка для жителей

Уважаемые жители!!!

Если вы хотите помочь планете и себе, попробуйте внести собственный вклад в уменьшение загрязнения воздуха в регионе и окружающем мире.

  1. Используйте общественный транспорт: чем реже вы пользуетесь личным автомобилем, тем меньше продуктов горения попадет в атмосферу.
  2. При выборе транспортных средств отдавайте предпочтение экологически чистым видам: электромобиль, велосипед, самокат и т.д.
  3. Берегите растения, ведь они – зелёные лёгкие планеты! Листья растений выделяют на свету кислород, необходимый для дыхания. Кроме того, они очищают загрязнённый воздух от пыли и копоти.
  4. Выключайте свет: чем больше электроэнергии вы тратите, тем больше загрязняете воздух.
  5. Используйте краски на водной основе-это лучше для вашего здоровья и состояния окружающей среды.

6.Не бросайте в костёр куски резины или пластмассы. При их горении   выделяются очень ядовитые вещества, которые загрязняют воздух.