Опыт работы по экологическому воспитанию

ГУО «Сошненская средняя школа» Пинского района

 

Тема опыта работы педагога дополнительного образования

Чечун Елены Михайловны

 

«ИГРОВАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ»

 

Цель: воспитание гражданской активности и формирование экологически ориентированного сознания учащихся, направленного на сохранение  природных ресурсов, их изучение и преумножение путём активной природоохранной деятельности.

        Работа объединения по интересам «Юные лесоводы» эколого-биологического профиля проводится мной с  2012 года на базе ГУО «Сошненская средняя школа» Пинского района.

        Для достижения цели планировалось достигнуть ряда определенных задач:

образовательных:

  • активизировать познавательную деятельность и расширить экологические представления учащихся;
  • организовать творческую деятельность в формировании в формировании экологической культуры;
  • углубить теоретические знания учащихся в области ботаники, зоологии, экологии, формировать основополагающие экологические понятия;
  • помочь в познании окружающей среды и её отдельных компонентов, взаимосвязи человека, животных, растений;
  • обеспечить разнообразную практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды, развивать навыки практической и исследовательской деятельности;
  • пополнить знания учащихся об окружающем животном и растительном мире, знаний о секретах содержания и ухода за комнатными растениями и питомцами живого уголка;

развивающих:

  • развивать потребности в активной деятельности по изучению видового разнообразия животного и растительного мира Республики Беларусь;
  • развивать навыки и умения практической, трудовой и исследовательской деятельности;
  • развивать творческие способности, креативность, воображение, фантазию, эмоциональную отзывчивость;

воспитательных:

  • воспитывать ответственность за сохранение природы и чувство бережного, гуманного отношения ко всему живому;
  • воспитывать такие качества личности как доброта, чувство долга, ответственность, культура поведения, патриотизм, милосердие;
  • воспитывать ответственность за экономное и бережное отношение к электроэнергии, теплу, воде, природе в целом;
  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающей среде и друг к другу.

Для успешного решения намеченных задач уделяется  большое внимание непосредственному общению учащихся с природой, которое предполагает не просто визуальное знакомство из фото- и видео- источников, или знакомство с описанием природных явлений и изменений  из учебника, а непосредственный контакт с природными объектами, прежде всего природным разнообразием своей малой родины.

В основу реализации данных задач положен метод экскурсионно-практической  деятельности, направленной на экологическое образование учащихся, формирование экологической культуры и организацию разнообразной творческой деятельности. Для этого  я стараюсь разнообразить виды занятий и использую такие формы работы как уроки-путешествия, беседы, интерактивные игры и виртуальные экскурсии, экскурсии и рейды в природу, занятия-семинары, тем самым предоставляю детям возможность самостоятельного поиска интересной информации по изучаемым разделам.  В практику обучения включаю использование наглядных пособий и  дидактического материала, изготовленного самими учащимися на основе исследовательской и практической работы (гербарии, дневники фенологических наблюдений, образцы мхов и древесной коры).

Особое внимание при выборе формы проведения занятия уделяю пробуждению у детей интереса к окружающей природе, к проблемам её охраны, воспитанию эмоциональной отзывчивости (любви, сострадания, сопереживания и т.д.) и эстетических качеств (восхищения, удивления, любования), развитию фантазии и воображения, пробуждению творческой активности, сопричастности к проблемам окружающей среды.

Не всякая деятельность способна прямо выявить эстетические свойства восприятия природы  учащимися. Чтобы научить оценивать красоту и уникальность форм растений, грациозность животных, контрасты и насыщенность  цветов, гармонию звуков я стараюсь учить детей замечать даже самые маленькие мелочи в природе: светящуюся капельку дождя или росы, серебристость паутинки, слаженный труд муравьёв и т.д.  Поэтому на практических занятиях я стараюсь сформировать у учащихся умение наблюдать за малейшими изменениями в ландшафте, использую упражнения и игры, которые развивают слуховое и зрительное восприятие, стараюсь научить анализировать и обобщать собственные наблюдения. Широко использую такой приём как ведение фенологических наблюдений, в ходе которых ребята учатся различать голоса птиц, замечать и наблюдать занимательные моменты в жизни живой природы не только на занятиях кружка, но и в повседневной жизни. Результаты наблюдений за зимующими птицами в текущем году мы представили на конкурс «Птицы в центре внимания» оформив исследовательскую работу «Зимняя подкормка птиц – активный способ сохранения природы». Цель любого экологического исследования – формирование экологической культуры учащихся. Использование собранного в процессе фенологических наблюдений материала на занятиях открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия, создания творческих и исследовательских работ. Это пробуждает у учащихся глубокий интерес к родному краю, своей малой родине, желание вести пропагандистскую деятельность по сохранению природных ресурсов среди учащихся. Поэтому ежегодно такие акции как «Птичья столовая», «Домик для птиц», «Встречаем пернатых друзей» организовываем и проводим с кружковцами  среди учащихся нашей школы.

С удовольствием учащиеся объединения «Юные лесоводы» организовывают познавательные экологические экскурсии для учащихся младшего школьного звена; экологические праздники на природе; фенологические наблюдения за природными объектами; целевые прогулки.

В своей работе я использую и традиционные,  и нетрадиционные методы обучения: групповой метод, индивидуальная работа, использование игровых форм, использование наглядных пособий, общение с «живой» природой, метод экскурсионной и практической   демонстрация, конкурсы, анализ, обобщение, экологические игры, игровые ситуации и путешествия, «пошаговая инструкция» (при работе с  природным материалом), создание воспитывающей ситуации, требующей от учащихся самостоятельного решения; проблемный рассказ, проблемная ситуация, практическая, исследовательская работа, лабораторная, самостоятельная работа, эмоциональное стимулирование, работа с литературой и информационными ресурсами, коллективная творческая деятельность, творческие задания, конкурсы, экологические проекты и акции, экологическое моделирование и прогнозирование, рефлексия, презентация, выпуск листовок и буклетов,  выставки, викторины, экологическое нормотворчество (конструирование норм и правил экологической этики («Декларация о правах природы»).

Для выбора нужного направления в работе и проверки, в какой степени учащиеся овладели умениями и навыками, провожу диагностику экологических знаний в виде анкет, опросников, что позволяет оценить динамику развития детей, спланировать дальнейшую работу.

В течение учебного года ребята с удовольствием посещают кружок. Самой любимой формой занятия для детей стали экскурсии и походы в природу, во время которых дети знакомятся с новыми явлениями, наслаждаются их красотой, укрепляют свое здоровье на свежем воздухе, развивают нравственные качества.

На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к экологической деятельности. У них появилось желание более близко общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Сформирована основа экологической культуры детей. Через экологическую деятельность у детей идет развитие познавательного процесса, формируется эмоционально-положительное отношение к природе, эффективно развивается воображение, мышление, память, вырабатываются навыки исследовательской деятельности.

Особое место в системе экологического образования учащихся занимает такая форма как заочное обучение в «Республиканской школе актива юных лесоводов». Данная форма предполагает двухгодичный курс обучения, в ходе которого ребята самостоятельно занимаются научно-исследовательской деятельностью, начиная с ведения дневников фенологических наблюдений и выполнения рефератов на природоохранную тематику на первом курсе обучения. На втором курсе учащиеся выполняют курсовую работу по разделам  лесоохраны и побочного лесопользования, а также дипломную работу, в которой представляют собственное исследование на одну из тем. Защита дипломных проектов проходит в Республиканском экологическом центре и является завершающим этапом обучения.

В 2017-2018 учебном году было успешно защищено три дипломных проекта, а результатом текущего учебного года  стала защита ещё двух работ. Кроме того двое учащихся 7-8 классов, по результатам предоставленных рефератов, зачислены в 2019 году на первый курс обучения и готовятся к прохождению учебных сборов в летний период. На сборы первокурсникам необходимо предоставить гербарии лесных травянистых растений и дневники фенологических наблюдений за развитием лесных деревьев и кустарников. Над подготовкой данных работ ребята активно работают в течение мая и июня.

В школе лесоводов имеют возможность обучаться дети 7-9 классов, т.к.  именно в этом возрасте подростки  глубже осознают государственную и общественную значимость экологически проблем. Они осуждают всякое зло, жестокость, жадность по отношению к природе. Бережное отношение к природе они тесно связывают с борьбой за мир, с внутренней гармонией самого себя и всего человечества. У ребят данного возраста,   особенно у девочек, ярко выражено нравственно-эмоциональное  отношение   к природе:   "природа – самое прекрасное", "это самое необходимое, нужное человеку", "от природы зависит   настроение  человека", "красоту и первозданность природы нельзя губить".

        В этом возрасте усиливаются патриотические мотивы: "Родина – это прежде всего родная природа", "мой вклад в охрану природы будет помощью Родине". Забота о природе родного края у старших подростков проявляется в конкретных делах.   Они нередко выступают   с инициативой очистить экологическую тропу от различного мусора, небрежно оставленного людьми, отправиться в экологическую экспедицию, чтобы изучить различные природные объекты и их состояние (болото, озеро и т.д.) именно в этом возрасте наиболее интересно детям заниматься исследовательской деятельностью и получать видимые результаты.

        Вместе с тем именно в этом возрасте чаще   всего   встречаются "разрушительные действия".   Подростки еще слабо представляют себе последствия воздействия человека на природу, нередко не   предвидят, к чему может привести поступок,   совершенный из любопытства или озорства. Поистине противоречивый возраст! Это создает определенные трудности в развитии и укреплении экологической культуры подростков. В то же время их активность и стремления  к деятельности служат основой для овладения научными знаниями, формирования практических умений и навыков природоохранительного характера.

        Учащиеся старших классов, как правило, придают большое значение общественно полезным делам по улучшению окружающей среды,  принимают   в   них  участие, высказывают твердое убеждение в том, что охрана природы – задача каждого гражданина.   Молодежь видит вред не только от прямого ущерба, который может нанести человек природе,  но и от равнодушного к ней отношения.

     Важно, чтобы в сознании учащихся  научный и рациональный подход к природе сливалсяся с нравственно-этическим.  Старшеклассники  чаще подчеркивают необходимость "не только брать у природы, но и отдавать ей,   не губя и не разрушая ее". Некоторые из них мечтают  "не через сто   лет,   а именно сейчас превратить нашу Землю в цветущий сад".  Поэтому привлечение ребят к лесовосстановительной деятельности, особенно в настоящий период, когда остро стоит проблема короедного усыхания сосны, даёт им возможность не только внести свой посильный вклад в природоохранную деятельность, но и в короткий временной промежуток любоваться результатом своей работы. Ведь молодые посадки леса, высаженные с соблюдением необходимых технологий,  уже через 3-5 лет радуют глаз пышным подростом.  А ведение  наблюдений ребятами за развитием саженцев на нескольких участках (с разными почвами, рельефом местности, водного режима)  даёт возможность для сравнительного анализа  и исследовательской деятельности.

 

Учащиеся кружка также активно включаются в реализацию экологических проектов, а также охотно участвуют в различных экологических конкурсах и экспедициях. Результаты деятельности за три года  представлены в таблице.

 

№ п/п

Название конкурса, мероприятия

Дата

Результа-тивность

1.

Областной конкурс юных лесоводов (интеллектуальная игра «Лесные знатоки»)

2016г.

Диплом управления образования Брестского облисполкома

(3-е место)

2.

Областной этап конкурса «Осенний марафон», номинация «Зелёные маршруты»

2016г.

Диплом

Управления образования Брестского облисполкома

3.

Областной слёт юных лесоводов, презентация деятельности объединения «Юные лесоводы»

2016г.

Сертификаты участников

4.

Республиканский конкурс «Юный натуралист» в рамках акции «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся»

(участник –  Бердник Карина)

2016г.

Победитель

областного этапа

 (Диплом

 III степени управления образования Брестского облисполкома)

5.

Республиканский образовательный проект «Зелёный ключ», номинация «С любовью к природе»

(участники – Бердник Карина, Ломако Мария, Левша Екатерина)

2017г.

Победители

областного этапа (Диплом

 III степени управления образования Брестского облисполкома)

 

6.

Областной интерактивный конкурс «День экологических знаний»

2017г.

 

Участие

 

Районная акция «Прилетайте в Беларусь»

Апрель 2017г.

Организация и проведение на базе школы

7.

Юниорский лесной творческий конкурс   «Квітней мой лес»,  исследовательская работа «Роль стволовых вредителей в усыхании сосновых лесов»

(участник –  Бердник Карина)

2018г.

Бердник К. – Диплом II степени областного этапа

8.

Заочное обучение в «Республиканской школе актива юных лесоводов»

(Бердник Карина, Ломако Мария, Малыщицкая Надежда)

Март 2018г.

Свидетельства об окончании

9.

Областной слёт юных лесоводов,  интеллектуальная игра «Что, где, когда в лесу»

Май 2018г.

Мишук А. – Дипломом III степени, Малыщицкая Н. –Диплом за активное участие управления образования Брестского облисполкома.

10.

Конкурс «Птицы в центре внимания»

Номинация «Птицы на кормушке»

Исследовательская работа «Зимняя подкормка птиц – активный способ сохранения природы»

(участник – Горегляд Анна)

 

Январь 2019г.

Участие

11.

Защита дипломных проектов в «Республиканской школе актива юных лесоводов» (Вожуй Анна, Мелюх Алина)

 

Март 2019г.

Свидетельства об окончании школы

 

С целью расширения кругозора учащихся по вопросам природоохранной и охотоведческой деятельности налажено тесное сотрудничество с администрацией и работниками ГЛХУ «Пинский лесхоз» и Сошненское лесничество. Именно в  беседах со специалистами дети получают бесценные знания о невидимых нам процессах, которые происходят в жизни живой природы, учатся понимать язык природы, находить пути решения многих экологических проблем.

На развитие профессионализма любого педагога большое влияние оказывает самообразование. Я постоянно изучаю опыт коллег по использованию различных форм организации занятий, знакомлюсь новыми программами, изучаю методическую литературу. Готовясь к занятиям, постоянно ищу и анализирую новую информацию.

Свою работу по воспитанию экологической культуры учащихся и развитию экологической грамотности я представила в проекте «Школа экологии: сохраняя – преумножаем». Данный проект получил высокую оценку на областном этапе (Диплом 1 степени) и принял участие в Республиканском конкурсе-выставке методических материалов по экологическому направлению.

Я не ставлю целью своей работы воспитать будущих лесничих, лесотехников, или охотоведов. Хотя проводимая профориентационная деятельность даёт свои положительные результаты,  и некоторые выпускники кружка намерены связать свою будущую профессию с лесопромышленной отраслью. В большей степени я  стремлюсь научить детей любоваться природой своего края, стремиться сохранить и приумножить природные богатства своей малой родины. С этой целью организуются и проводятся трудовые акции «Посади дерево», «Чистый лес» и др. Я замечаю, как учащиеся стали ответственнее относиться к  процессу высаживания саженцев сосны, болеть за итог своей трудовой деятельности, стараются применять изученные на занятиях кружка технологии. 

Научившись наблюдать за окружающей красотой в процессе труда и осознав возможность творить с его помощью красоту вокруг себя, ребёнок иначе воспринимает окружающий его мир природы. Поэтому экскурсии на возобновляемые территории леса и наблюдения за развитием молодых посадок, за результатом собственного труда, ведение дневников и контроль за ежегодным приростом помогают детям ощутить себя не просто частью окружающего мира, но и способствуют развитию бережного отношения к окружающей нас природе.

 

  Результативность опыта:

Использование экологического и эколого - краеведческого материала на занятиях кружка позволили мне глубже раскрыть перед учащимися пути рационального природопользования и охраны окружающей среды. Это дало первые положительные результаты:

- растет уровень экологической воспитанности детей;

- учащиеся не только научились пользоваться краеведческой литературой, но и проявляют инициативу в сборе материала по природе своего края, увеличилось число детей, занимающихся исследовательской деятельностью;

- приобретенные в ходе практической и исследовательской работы умения и навыки помогают учащимся добиваться хороших результатов при обучении в «Республиканской школе актива юных лесоводов», а соответственно, служат важным фактором в профориентационной деятельности и выборе будущей профессии;

 

Современный личностно – ориентированный подход к обучению заставляет меня не только требовать от ребят усвоения определенной суммы знаний, но и умения применить их в творческих ситуациях.

Увлеченность, с которой ребята изучают экологические темы, способствует расширению и углублению знаний учащихся и определяет их успехи.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1.Экологическое воспитание учащихся – приоритетное в настоящее время  направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры. 2. Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в нашей школе, способствует значительному повышению экологической культуры учащихся.

Считаю, что успешные результаты во многом зависят от того, в какой степени заинтересован природоохранной и экологической деятельностью сам педагог, и как он сумеет заинтересовать своих воспитанников.

Я знаю и люблю свою малую родину, постоянно её изучаю. Могу сказать, что лично мне экологическая работа приносит большую пользу. Занимаясь ей с детьми, сама обогащаюсь знаниями, знакомлюсь ближе с природой.

В перспективе я вижу дальнейшее продолжение учащимися научно – исследовательской деятельности, формирование экологической культуры, развитие профориентационной работы путём сотрудничества со специалистами и работниками лесной отрасли.

 

Педагог дополнительного образования         Е .М.Чечун