«Биоразнообразие»

Задание

Этапы выполнения задания

Даты выпол

нения

Целевые группы

Ответст

венный педагог

1.3

Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на территории учреждения образования, или территории природного окружения УО

1. Создание картосхемы пришкольного участка

2. Изучение и определение видов древесных и кустарниковых растений на территории школьного участка

3. Нанесение на карту-схему данных видов.

4. Размещение на стенде информации о результатах проделанной работы для ознакомления учащихся школы

5. Проведение экологической прогулки с учащимися начального звена с целью ознакомления с видовым разнообразием деревьев и кустарников на территории, прилегающей к школе.

Апрель-май 2021г.

Апрель-май 2021г.

Апрель-май 2021г.

Май 2021г.

Ноябрь 2020г.

 

Члены школьного лесничества

Члены школьного лесничества, учащиеся 7 класса

Члены школьного лесничества

Члены школьного лесничества

Члены школьного лесничества, учащиеся 3-4 классов

Чечун Е.М.

 

 

 

 

 

 

1.4

Изучить разнообразие птиц на территории учреждения образования, или территории природного окружения УО

1. Организация фенологических наблюдений за зимующими  и перелетными птицами на территории УО

2. Нанесение  на картосхему школы места наблюдения птиц.

3. Составление списка наблюдаемых видов птиц.  Размещение фото на стенде и сайте УО.

Декабрь-май

2020-2021г.

Апрель 

Учащиеся начального звена, члены школьного лесничества

Члены школьного лесничества

Учащиеся 7

класса

Чечун Е.М.

 

1.7

Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц

1. Провести мастер-классы по изготовлению кормушек и приготовлению различных видов корма для зимующих птиц.

2. Подготовить памятки по организации зимней подкормки птиц.

3. Разместить кормушки на деревьях пришкольного  участка и организовать постоянную подкормку.

4. Организовать наблюдения и учет птиц, прилетающих на кормушки

5. Составить отчет о количестве и разнообразии птиц, прилетающих на кормушки.

6. Разместить информацию на стенде и на сайте УО

Декабрь 2020г.

Декабрь 2020г.

Декабрь 2020г.-март 2021г.

Декабрь 2020г.-февраль 2021г.

Март 2021г.

Март 2021г.

Учащиеся 1-5 классов

Учащиеся начального звена

Учащиеся 1-5 классов

Учащиеся 1-5 классов, члены школьного лесничества

Члены школьного лесничества

Члены школьного лесничества

Чечун Е.М.

 

Учителя 1-4 классов

 

 

Выполнение заданий

Задание 1.3 (П. 5)

Проведение экологической прогулки с учащимися начального звена с целью ознакомления с видовым разнообразием деревьев и кустарников на территории, прилегающей к школе.

       

Задание 1.7

Изготовление и размещение кормушек для птиц, организация регулярной подкормки птиц

          

П. 4 Наблюдение за птицами, прилетающими на кормушку.

 

 

Отчёт о выполнении задания 1.7 «Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц»

Дата выполнения: декабрь-март 2020-2021 г.

Участники:  учащиеся 1-4 классов, члены школьного лесничества «Дубок»

Количество участников: 38 учащихся

Список участников:

  1. Бонцевич Глеб
  2. Бонцевич Давид
  3. Бонцевич Елизавета
  4. Бугук Эльвира
  5. Бугук Арина
  6. Буян Евгений
  7. Васерук Кира
  8. Внучко Владислав
  9. Гопта Владислав
  10. Гопта Дмитрий
  11. Горегляд Артур
  12. Горегляд Анна
  13. Гончар Даниил
  14. Гузаревич Александра
  15. Гришко Арсений
  16. Гришко Валерия
  17. Зуёнок Никита
  18. Идогов Роман
  19. Костюк Анастасия
  20. Кондратюк Кристина
  21. Кладницкий Тимофей
  22. Климович Ксения
  23. Климович Маргарита
  24. Курадовец Кристина
  25. Кудин Алексей
  26. Ломако Милана
  27. Мишук Анна
  28. Протасюк Николай
  29. Руско Марк
  30. Салей Николай
  31. Сатишур Елизавета
  32. Стоян Анна
  33. Слиж Ульяна
  34. Шиловец Ирина
  35. Филипович Даниил
  36. Чимбур Денис
  37. Черняковская Ксения
  38. Четина Полина

Ежегодно, с наступлением зимнего периода,  в нашей школе организуется акция «Птичья столовая». Целью акции является привлечение внимания учащихся к проблеме сохранения зимующих птиц нашей местности. Однако, не все дети, и даже взрослые, знают о самых важных правилах, которые необходимо соблюдать при организации зимней подкормки птиц. Поэтому, с наступлением холодов, среди учащихся начального звена  членами школьного лесничества проводятся мастер-классы по приготовлению различных видов кормовых смесей и изготовлению кормушек из различного материала. В ходе таких мероприятий ребята знакомятся с особенностями питания различных видов птиц в холодное время года, учатся изготавливать кормушки из подручных материалов (дерево, пластик, картонные коробки) таким образом, чтобы они были безопасны для птиц и имели свободный доступ к корму.

Кормушки были развешены не только на территории школьного парка, но и  на территории частных дворов.  Поэтому дети могли наблюдать за птицами, прилетающими за кормом, и проводить сравнительный анализ. Членами школьного лесничества велись дневники наблюдений за птицами, прилетающими на кормушки.

Несколько кормушек были размещены таким образом, чтобы у ребят была возможность понаблюдать за поведением птиц на кормушке прямо из окон своих классов, что доставило детям немало занимательных моментов.

Первая подкормка птиц начала осуществляться в декабре месяце. Дети подготовили зерновые смеси, состоящие из нежареных семечек подсолнуха, тыквы, а также  проса,  пшеницы и сушеных ягод рябины. Но,  так как стояла достаточно теплая погода,  кормушки посещало небольшое количество птиц. Первыми посетителями стали юркие синицы. С каждым днем их количество увеличивалось. Через два дня к ним присоединилась стайка шумных воробьёв. Через несколько дней кормушки заметили сойки и каждое утро стали прилетать полакомиться желудями и орехами. Сойки отпугивали остальных птиц, но на кормушке долго не задерживались. С середины января достаточно похолодало и птицы все чаще стали посещать уже привычные места подкормки.  Любимым лакомством синиц было несолёное сало, которое охотно поедали и воробьи. Несколько раз на кормушке были замечены снегири (впервые за последние 2 года).

В феврале месяце морозы  усилились, а световой день увеличился, поэтому синицы уже с самого утра ( 8.30-9.00 часов)  были активными посетителями «Птичьей столовой». Среди стайки синиц, в которой насчитывали одновременно от 7 до 13 особей, были замечены лазоревки (2 особи). При добавлении в подкормку несоленого сала и зерново-жировых смесей, птицы отдавали предпочтение последним. И только потом принимались поедать зерновой корм. На липовой аллее, высаженной на территории школьного парка,  в солнечные дни можно было наблюдать большую стайку свиристелей (до 36 особей), которые охотно лакомились семенами липы и ягодами рябины. 

Однако на кормушках, развешенных детьми на частных дворовых территориях было замечено большее разнообразие птиц, хотя постоянными «посетителями» все же оставались большая синица, полевой воробей, сойки. Однако, часто кормушки посещали лазоревки, скворец, дрозд рябинник. В зоне кормушек были замечены коноплянка и овсянка тростниковая. На ветвях виноградной лозы часто можно было наблюдать зеленушек.

Проводя наблюдения за птицами на кормушках,  как на школьной территории, так и на частных подворьях,  можно сделать следующие выводы:

  1. Птицы проявляют наибольшую активность в первой половине дня и в солнечные дни.
  2. Наиболее предпочитаемые всеми видами птиц виды корма – это несоленое сало и зерново-жировые смеси. Охотно поедают также тыквенные семечки и семена подсолнуха.
  3. Самые частые посетители кормушек – большая синица и полевой воробей. Данные виды птиц достаточно быстро осваиваются и даже перестают обращать внимание на присутствие человека рядом с кормушкой. Могут отлетать на небольшие расстояния и наблюдать за процессом пополнения корма.
  4. В дождливую и ветреную погоду птицы очень редко посещают кормушки.
  5. Больше корма птицы поедают в морозные дни.
  6. Повадки разных видов птиц отличаются друг от друга.

 Правила подкормки птиц

Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Совсем нетрудно запасти корм для птиц на зиму. А как это нужно для них!

Обязательно соблюдайте следующие правила подкормки птиц:

- Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них)!

- Птицам нельзя давать цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов, пряности.

- Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм!

- Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для соседской кошки)!

-  Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но ни как не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице)!

- По возможности корм должен быть защищён от непогоды!

- Кормушку необходимо регулярно чистить!

 

Наблюдая за птицами, мы выяснили, какому корму отдают предпочтение птицы.

Один из любимых кормов - несоленое сало. Оно очень питательно. Семена подсолнечника клюют все птицы. Синицы клюют все семена. Воробьи клюют семена пшена и тыквы, пшеницу. Птицы привыкают к определённому виду корма. Если им подсыпать другой корм, то они будут разгребать его в поисках привычного.

Подкармливать можно практически любых птиц. Подготовку к этому необходимо начинать еще с лета, заготавливая корм. Иногда просто достаточно не выбрасывать то, что нам не надо. Когда кушаете арбузы и дыни, соберите и высушите семена. Зимой ими будут с удовольствием лакомиться синицы. Их подкармливают также семенами подсолнуха и тыквы (не жареными), конопли, кусочками несоленого сала и мяса, различными жирами - маргарином, маслом и т.п. Повесьте на гвоздь за окном в мелкой сеточке пачку маргарина или кусок плавленого сырка. Синицы быстро найдут лакомство. Птицы привыкают к людям в комнате, и через несколько дней вы сможете наблюдать за их возней с расстояния всего в несколько сантиметров - через оконное стекло. Для снегиря и других зерноядных птиц с лета и осени сушат пучки сорных трав - лебеды, крапивы, конского щавеля, лопуха и т.д. Для свиристели и дроздов-рябинников - гроздья ягод, калины, рябины, черной и красной бузины. Охотно лакомятся ими и снегири, но в отличие от предыдущих видов едят не ягоды, а косточки.

Отчет о выполнении задания 1.4

«Изучить разнообразие птиц на территории учреждения образования, или территории природного окружения учреждения образования»

Участники: учащиеся 3-4, 7, 10 классов (количество участников -  23)

Сроки выполнения задания: март-май 2021 г.

Работа по организации наблюдений  за птицами была начата весенний период учащимися 7, 10 классов, являющихся членами школьного лесничества.

Организация наблюдений  начата с выбора участка и маршрутов наблюдений. Участком наблюдения определены территория школьного парка и школьный двор, где ежегодно проводится зимняя подкормка птиц, а также постоянно обновляются и дополняются искусственные гнездовья (синичники и скворечники).

Участки для наблюдений отвечают следующим требованиям:

1) удобство для наблюдения  в течение многих лет, т.к. данный участок и маршрут его посещения  располагаются в непосредственной близости от наблюдателей (по дороге из школы домой) и его посещение не связано с большими тратами времени и сил;

2) типичность участка для данной местности;

3) древесные растения на участке  представлены не одиночными экземплярами, а достаточно большими группами.

4) травянистые растения также  представлены достаточно большим количеством экземпляров.

После того как были выбраны участки и намечены маршруты наблюдений, составлена картосхема участков, на которую нанесены все виды деревьев и кустарников.

По итогам наблюдений на  карту-схему нанесены все наблюдаемые виды птиц и места, где птицы были замечены чаще всего.

Наблюдения за птицами проводились  в дневное время учащимися 3-4 классов, т.к. в это время дети имеют возможность находиться на территории школьного парка и наблюдать за поведением известных им видов птиц.

 В выходные дни наблюдения проводились в утренние часы учащимися 7, 10 классов, поскольку в это время птицы наиболее жизнедеятельны. Проанализировав итоги наблюдений, было определено, что птицы более уверенно ведут себя в то время, когда на выбранных территориях менее заметно присутствие человека. В выходные дни на определённой территории было отмечено большее видовое разнообразие птиц, что позволило производить фотосьёмку наблюдаемых видов.

Отмечены даты прилёта  следующих видов птиц:

- скворец – 28 февраля (появились небольшими группами по 4-5 особей);     1-5 марта – массовый прилёт.

- белый аист – 1 апреля.

Проведён учет заселённости искусственных гнездовий (скворечников). По итогам учета определено:  из 19 искусственных гнездовий 16 шт. –  заселены скворцами, 3 шт. – заняты воробьями.

Виды птиц, постоянно встречаемых на территории учреждения образования за период проведения весенних наблюдений:

  1. Белый аист
  2. Вертишейка
  3. Горлица
  4. Сойка
  5. Зяблик
  6. Сорока
  7. Скворец
  8. Большая синица
  9. Горихвостка
  10. Воробей полевой
  11. Чернушка
  12. Щегол

 

Скворец

 

Зяблик

Горихвостка

  

Зяблик

Белый аист

    

Наблюдение и определение видов птиц на территории школьного парка.

Учет заселенности скворечников.

Нанесение на карто-схему школьного двора мест обитания наблюдаемых видов птиц.

   

Задание 1.3  Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных  деревьев и кустарников на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования

Сроки выполнения задания: апрель-май 2021 г.

Кол-во участников: 24 (13 учащихся 7-11 классов (члены школьного лесничества «Дубок»), 11  - учащиеся 3, 6 классов).

Членами школьного лесничества составлена картосхема территории учреждения образования, на которой обозначены все виды деревьев и кустарников. 

Детальный подсчёт видового разнообразия деревьев и кустарников на территории УО произведён членами школьного лесничества.

Для подсчёта количества произрастающих деревьев привлечены учащиеся 6-7 классов. Подсчёт деревьев проводился в форме игры «Найди своё дерево», в ходе которой каждый учащийся получал задание подсчитать количество деревьев только одного вида, указанного на карточке с изображением. Затем учащиеся на картосхеме указывали места произрастания данных видов.

Для учащихся 3 класса проведена экологическая прогулка по школьному парку с целью ознакомления с аборигенными видами растений. В ходе прогулки ребята познакомились не только с видовым разнообразием растений, но и научились определять и указывать места их расположения на картосхеме.

По итогам выполнения задания составлена таблица:

Виды деревьев и кустарников, произрастающие на территории учреждения образования

Аборигенные виды

Интродуцированные виды

Название

Кол-во

Название

Кол-во

Берёза повислая

58 шт.

Каштан конский

12 шт.

Дуб черешчатый

45 шт.

Туя западная

14 шт.

Клён остролистный

24 шт.

Самшит вечнозелёный

1 шт.

Липа сердцелистная

33 шт.

Вейгелла

2 шт.

Сосна обыкновенная

3 шт.

Туя шаровидная

4 шт.

Ель европейская

5 шт.

Можжевельник казацкий

2 шт.

Ива плакучая

5 шт.

Клён ясенелистный

1 шт.

Яблоня

6 шт.

Акация

3 шт.

 

Виды растений на территории учреждения образования

   Берёза повислая

 Дуб черешчатый

 Клён остролистный

 Рябина

 Сосна обыкновенная

 

 Ель

 Каштан конский

 Липа

 Ива плакучая

      

 

Задание 1.3  Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных  деревьев и кустарников на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования

Сроки выполнения задания: октябрь 2022г, апрель-май 2023 г.

Кол-во участников: 24 .

 Список растений и представителей животного мира, изученных в ходе выполнения задания 1.3

  1. Сосна обыкновенная
  2. Ель европейская
  3. Берёза повислая
  4. Осина дрожащая
  5. Дуб черещатый
  6. Липа сердцелистная
  7. Клён ясенелистныйклён плантановидный, или остролистный
  8. Крушина ломкая
  9. Лещина обыкновенная
  10. Ольха серая
  11. Рябина обыкновенная
  12. Черёмуха обыкновенная
  13. Яблоня лесная
  14. Можжевельник обыкновенный
  15. Шиповник майский
  16. Ёж обыкновенный
  17. Ящерица прыткая

 

Список птиц, изученных в ходе выполнения задания 1.4

  1. Белый аист
  2. Сойка
  3. Скворец
  4. Лазоревка
  5. Большая синица
  6. Зеленушка
  7. Чёрный дрозд
  8. Воробей
  9. Кукушка
  10. Горлица
  11. Горихвостка
  12. Стриж
  13. Полевой жаворонок
  14. Пёстрый дятел
  15. Малый дятел

 

Список растений

Задание птицы

 

План  работы по реализации проекта  на 2023-2024 учебный год

Задание

Этапы выполнения задания

Дата выполнения

Целевые группы

Ответственный педагог

1.4

Изучить разнообразие птиц на территории учреждения образования

Организация наблюдения за птицами.

Составление списка птиц, встречающихся на пришкольной  территории.

Нанесение на картосхему территории учреждения места наблюдения за птицами

Апрель-май 2024 г

Учащиеся 5-7 классов

Чечун Е.М.

1.7

Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц

1.Изготовить кормушки для птиц.

2. Разместить кормушки на территории школы.

3.Организовать регулярную подкормку для птиц.

4.Организовать наблюдения за птицами, прилетающими на кормушку.

5. В фойе школы организовать выставку фотоматериалов «Птицы на кормушке»

Декабрь 2023г -февраль 2024г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль 2024г.

Учащиеся 1-5 классов

Учителя начальных классов

1.8

Создать и разместить на

пришкольной территории

искусственные

гнездовья для птиц.

1.Изготовить искусственные гнездовья для скворцов, синиц

2. Разместить искусственные гнездовья  на деревьях пришкольной территории.

3. Произвести ремонт и чистку искусственных гнездовий на территории школьного парка.

4. Провести общешкольную акцию «Встречаем пернатых друзей»

Март 2024 г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Март 2024 г

Учащиеся 2-11 класса

Гурин В.М.,

Чечун Е.М.

 

Выполнение задания 1.7

Дата декабрь 2023 г. - февраль 2024 г.

Акция «Покормите птиц зимой»

          В целях экологического воспитания в ГУО «Сошненская средняя школа» Пинского района прошла акция «Покормите птиц зимой». Такая работа способствует развитию познавательной активности, нравственного самосознания ребёнка средствами экологического образования и является прекрасной возможностью проявить сочувствие и доброту. Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и является значимой в обучении и воспитании детей. Дети через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения. Учатся заботиться о пернатых, испытывают радость от осознания того, что, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.

 

Выполнение задания 1.8

Дата 16.03.2024 г.

Акция «Встречаем пернатых друзей»

       В рамках реализации проекта «Зелёные школы» 16 марта в шестой школьный день в ГУО «Сошненская средняя школа» Пинского района прошла акция «Встречаем пернатых друзей». Организаторами акции выступили ребята из объединения по интересам "ЛЕСовичОК" . Ребята изготовили скворечники и прикрепили на деревьях в школьном парке. Теперь каждое утро по дороге в школу ребята смогут не только наслаждаться птичьими трелями, но и наблюдать за птицами, заселившими новые «квартиры».

Отчёт о выполнении задания 1.7

Изготовить и разместить  на территории учреждения образования кормушки  для птиц, организовать регулярную подкормку птиц

Дата выполнения задания: декабрь 2023г.-март 2024г.

Участники: учащиеся 1-5 классов в количестве 50 человек.

Цель: изучить видовое разнообразие зимующих птиц; формировать навыки наблюдения за птицами, приготовления корма для птиц в зимний период; воспитывать  бережное отношение к природе родного края

  1. Подготовить и разместить в классных уголках памятки по организации зимней подкормки птиц.
  2. Изготовить и разместить кормушки для птиц на деревьях пришкольного  участка и территории частных дворов.
  3. Провести мастер-классы для учащихся начального звена по приготовлению кормовых смесей для подкормки птиц.
  4. Организовать наблюдения и учет птиц, прилетающих на кормушки.
  5. Составить отчёт о количестве и разнообразии видов птиц, прилетающих на кормушки.

Снежные метели и обильные снегопады, гололед, а так же часто меняющаяся погода и продолжительные сильные морозы всегда вызывают массовую гибель мелких птиц из-за недостатка пищи.

В зимний короткий день, собирая естественный корм, который очень трудно найти, птицы часто не успевают насытиться настолько, чтобы пережить ночь до утра. Если птицы изо дня в день не будут получать пищи, то они ослабеют и погибнут от истощения. Подкормившись на кормушке, они начинают усиленно разыскивать корм на деревьях в районе расположения кормушек. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо постоянно подкармливать их в течение всей зимы.

С декабря месяца  в УО была объявлена акция «Птичья столовая».  Самыми активными участниками стали учащиеся начального звена. Кормушки, которые ребята смастерили вместе с родителями,  были размещены на деревьях школьного парка таким образом, чтобы дети могли вести наблюдения за птицами.

Среди учащихся 1-5 классов  членами объединения по интересам «ЛЕСовичОК» была проведена разъяснительная работа по организации правильной подкормки зимующих птиц. Буклеты с памятками о способах  приготовления  корма  размещены на стендах в кабинетах.

В кабинетах 1-4 классов были подготовлены специальные ёмкости для сухого корма, который дети приносили из дома.  Дежурные по «Птичьей столовой» готовили зерновые смеси, в состав которых входили неочищенное просо, овсяные хлопья, семена тыквы и подсолнуха, дроблёные орехи, жёлуди и др.), постоянно следили за наличием корма в кормушках.  В шестой школьный день все желающие могли присоединиться к изготовлению зерново-жировых смесей для птиц участниками объединения по интересам «ЛЕСовичОК».

В ходе наблюдений за птицами было отмечено, что самыми активными посетителями «Птичьей столовой» стали воробьи и синицы, которые прилетали на обед целыми стайками. Полакомиться орехами и желудями прилетали сойки, иногда сразу по несколько птиц. Среди стайки воробьёв часто можно было увидеть зеленушек, которые и весной продолжают радовать ребят своим появлением на территории школьного парка. Ягоды рябины и семена липы, оставленные на деревьях,  привлекали свиристелей, которые прилетали  целой стайкой до 30 птиц.

Всего несколько раз удалось увидеть снегиря, так как эта птица стала достаточно редко встречаться в нашей местности.

Дети отметили, что в первой половине дня птиц наблюдается значительно больше. Меньше птиц бывает в пасмурную и ветреную погоду. В ясные солнечные дни птицы, подкрепившись, даже в морозы распевают свои песни.

Так как в феврале 2024 года  стояла необычно тёплая для этого времени года погода, птиц на кормушках было значительно меньше.  Корм  часто оставался почти нетронутым в течение нескольких дней, или употреблялся птицами выборочно (сначала съедали дроблёные орехи и семена подсолнуха, затем неочищенное просо  и только потом зёрна овса, пшеницы и т.д.)

Наблюдая за птицами, мы выяснили, какому корму отдают предпочтение птицы.

Один из любимых кормов птиц - несоленое сало и жировые смеси. Они съедаются птицами в первую очередь и очень питательны. Семена подсолнечника клюют все птицы. Воробьи отдают предпочтение семенам проса,  пшена и тыквы, затем выклёвывают пшеницу. Птицы привыкают к определённому виду корма. Если им подсыпать другой корм, то они начинают разгребать его в поисках привычного.

Полезные советы для тех, кто готов заботиться о птицах зимой

Подкармливать можно практически любых птиц. Подготовку к этому необходимо начинать еще с лета, заготавливая корм. Иногда просто достаточно не выбрасывать то, что нам не надо. Когда кушаете арбузы и дыни, соберите и высушите семена. Зимой ими будут с удовольствием лакомиться синицы. Их подкармливают также семенами подсолнуха и тыквы (не жареными), конопли, кусочками несоленого сала и мяса, различными жирами - маргарином, маслом и т.п. Повесьте на гвоздь за окном в мелкой сеточке пачку маргарина или кусок плавленого сырка, а ещё лучше растопите маргарин и смешайте с крошками сухого белого хлеба, манкой, семенами проса, толчёными грецкими орехами.  Затем остывшую смесь поместите в сеточку.  Синицы быстро найдут лакомство. Птицы привыкают к людям в комнате, и через несколько дней вы сможете наблюдать за их возней с расстояния всего в несколько сантиметров - через оконное стекло. Для снегиря и других зерноядных птиц с лета и осени можно высушить пучки сорных трав - лебеды, крапивы, конского щавеля, лопуха и т.д. Для свиристели и дроздов-рябинников - гроздья ягод калины, рябины, черной и красной бузины. Охотно лакомятся ими и снегири, но в отличие от предыдущих видов едят не ягоды, а выклёвывают только косточки.

И птицы обязательно подарят вам немало забавных моментов во время наблюдения за ними.

 

Отчёт о выполнении задания 1.8

Создать и разместить на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования искусственные гнездовья  для птиц

Дата выполнения задания: март 2024г.

Участники: учащиеся 1-9 классов, учащиеся объединения по интересам «ЛЕСовичОК», члены школьного лесничества «Дубок»

Цель: привлечение большее количество птиц на территорию школьного парка как биологический метод борьбы с  насекомыми-вредителями лиственных деревьев; повышение уровня знаний учащихся о видовом разнообразии птиц, заселяющих искусственные гнездовья; формирование устойчивого интереса к изучению птиц своей малой родины.

  1. Провести агитационную работу среди учащихся школы по подготовке к проведению акции «Встречаем пернатых друзей»
  2. Изготовить искусственные гнездовья с родителями дома (учащиеся 2-4 классов), в учебной мастерской в шестой школьный день (учащиеся 5-9 классов)
  3. Провести акцию «Встречаем пернатых друзей» в шестой школьный день (разместить искусственные гнездовья на территории школьного парка, а также по маршруту экологической тропы)
  4. Членам школьного лесничества «Дубок» оказать помощь в организации и проведении акции «Встречаем пернатых друзей» дошкольному лесничеству «Лесовичок», функционирующему  на базе ГУО «Сошненский детский сад Пинского района».

С целью привлечения учащихся к изучению видов птиц нашей малой родины была объявлена игра «Узнай, кто прилетел». В ходе игры дети делились своими наблюдениями за прилетающими птицами, по возможности делали фотоснимки.

Таким образом, ребята определили, что самыми первыми прилетели скворцы. Первые птицы были замечены 24 февраля.  В первой декаде марта отмечены прилёт гусей и журавлей. Достаточно рано вернулись и аисты. Прилёт первых аистов отмечен 18 марта.

Уже в феврале месяце велась подготовка к проведению акции «Встречаем пернатых друзей», в которую входило изготовление искусственных гнездовий (скворечников и синичников).  Строительный материал был предоставлен  Сошненским лесничеством и родителями ( заготовлены доски для изготовления птичьих домиков). Под руководством  учителя технического труда  Гурина В.М. ребята изготовили 9 искусственных гнездовий, а также отреставрировали 3 функционирующих птичьих домика, заменив в них верхние крышки. Два скворечники изготовили родители вместе с учащимися начального звена.

16 марта в шестой школьный день проведена акция «Встречаем пернатых друзей», в ходе которой скворечники и синичники были развешены на территории школьного двора и парка, а также часть из них (3 штуки) – на маршруте экологической тропы «Бобровая». 

Учащимися объединения по интересам «ЛЕСовичОК»  проведён  мониторинг заселённости искусственных гнездовий и определён видовый состав птиц на территории учреждения образования.

Всего на территории УО размещено 19 искусственных гнездовий.  15 из них заселены скворцами, в одном поселилась большая синица, в двух – лазоревки, в одном – воробей. Кроме того на территории, прилегающей к школьному двору обнаружено дупло в стволе липы, где поселилась семья скворцов, что даёт основание сделать вывод о том, что в следующем году следует продолжить работу по изготовлению дополнительных искусственных гнездовий и размещению их на территории, прилегающей к  учреждению образования.

Членами школьного лесничества «Дубок» оказана помощь в проведении акции «Встречаем пернатых друзей» на территории ГУО «Сошненский детский сад Пинского района», активными участниками которой стали родители и ребята дошкольного лесничества «Лесовичок».

 

Ещё в этом разделе