Тема: «Молодость – время выбора. Наши инициативы здесь и сейчас» (о деятельности органов ученического самоуправления; молодежный парламент; Совет молодых ученых при Министерстве образования Республики Беларусь, идеи для развития своего региона)
1. Каковы основные направления деятельности ученического самоуправления в учреждении образования?
Ученическое самоуправление – система жизнедеятельности коллектива, которая помогает учащимся учиться, принимать решения и действовать самостоятельно. Она работает так, чтобы учащиеся могли вместе с учителями и руководством школы стремиться достигать важных целей в образовательном процессе. Органы ученического самоуправления принимают активное участие в подготовке и проведении мероприятий по основным направлениям воспитания, определенным в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.
Органы ученического самоуправления избираются самими учащимися по определенным направлениям, касающимся организации их жизнедеятельности в учреждении образования. Содержание деятельности ученического самоуправления в учреждении образования обусловлено содержанием и основными направлениями государственной молодежной политики, среди которых:
- гражданское и патриотическое воспитание;
- формирование здорового образа жизни;
- реализация права на образование;
- реализация права на труд;
- реализация права на отдых и выбор занятий во внеучебное время;
- реализация права на объединение;
- развитие и реализация общественно значимых инициатив обучающихся;
- взаимодействие и сотрудничество ученического самоуправления с государственными учреждениями, общественными объединениями, семьями обучающихся и др. 1
Справочно. Развитие органов ученического самоуправления в школе должно соответствовать целям, ради которых работают ученики. Эти цели могут меняться
1 Ученическое самоуправление: от теории к практике: пособие для педагогов учреждения общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Н.К. Катович [и др.]; под ред. Н.К.Катович. – Минск: Национальный институт образования, 2021. – С. 5 - 6.
в зависимости от задач, которые стоят перед ученическим коллективом. Поэтому важно находить такую организационную структуру, которая сочетает в себе постоянные органы самоуправления, деятельность которых регламентирована локальными актами, и временные органы, создаваемые для решения текущих задач. Также возможно изменение функций постоянных органов, если меняются стратегические задачи 2.
2. Посмотрите видеоролик «Молодежный парламент при Национальном собрании Республики Беларусь» (https://youtube.com/watch?v=J1nglI-EsrM&si=ZXhp-uq7sC2MMGH8 (продолжительность с 00.21 до 00.54, с 02.44 до 03.25, с 11.15 до 13.56). Каково предназначение Молодежного парламента?
Цель деятельность Молодежного парламента – это работа по участию в создании и изменении законов, которые защищают права и интересы молодежи в стране. Это значит, что молодые парламентарии заботятся о том, чтобы у молодежи были все необходимые права и возможности для развития, образования и работы.
Задачи Молодежного парламента:
координация деятельности молодежных консультативно- совещательных органов (парламентов, советов, палат) при органах местного управления и самоуправления (далее – органы молодежного парламентаризма);
приобщение молодежи к парламентской деятельности, формирование правовой и политической культуры молодежи;
участие в разработке проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы молодежи;
участие в формировании и реализации государственной молодежной политики;
участие в работе по созданию условий для эффективной реализации потенциала молодежи и ее активного участия в социально
-экономических и общественно-политических процессах;
изучение существующих проблем в молодежной среде и выработка предложений по их решению;
обеспечение взаимодействия депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь с молодежью, молодежными общественными объединениями;
подготовка информационно-аналитических материалов о деятельности органов молодежного парламентаризма в Республике Беларусь;
участие в разработке и реализации государственных программ (подпрограмм) в сфере государственной молодежной политики; содействие реализации молодежной кадровой политики;
2 Там же
развитие международного молодежного сотрудничества, в том числе участие в работе международных парламентских структур и их органов.
Справочно. Молодежный совет (парламент) при Национальном собрании Республики Беларусь создан в июле 2020 года и является консультативно-совещательным органом, осуществляющим свою деятельность на общественных началах.
В состав Молодежного парламента включаются представители молодежи в возрасте от 18 до 31 года, являющиеся гражданами Республики Беларусь. От каждого района и города областного подчинения президиумы соответствующих местных Советов депутатов базового территориального уровня делегируют в состав Молодежного парламента по одному кандидату. От города Минска президиум Минского городского Совета депутатов делегирует 10 кандидатов. Решение о делегировании кандидата в состав Молодежного парламента принимается после обсуждения кандидатур на заседаниях президиумов соответствующих местных Советов депутатов. Срок полномочий Молодежного парламента – два года. Полномочия начинаются со дня первого заседания вновь избранного Молодежного парламента и заканчиваются в день открытия первого заседания Молодежного парламента нового созыва.
Работа Молодежного парламента осуществляется в форме заседаний, деятельности президиума, комиссий, других органов Молодежного парламента, а также присутствия членов Молодежного парламента на открытых заседаниях Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, их постоянных комиссий и в иных формах в соответствии с Положением и Регламентом Молодежного парламента3.
3. Какие условия созданы в Республике Беларусь для организации научно-исследовательской деятельности учащихся?
В Республике Беларусь созданы следующие условия для организации научно-исследовательской деятельности учащихся:
1. Конкурсы и олимпиады. Регулярно проводятся научные конкурсы, олимпиады и конференции для учащихся, где они могут представлять свои исследования и проекты. Это дает возможность не только продемонстрировать свои знания, но и получить признание за свои достижения.
Так, на Республиканской научно-исследовательской конференции учащихся, ежегодно, собирается талантливая молодежь. Делегаты из разных уголков страны представляют свои исследовательские проекты, охватывающие широкий спектр дисциплин – от естественных и точных наук до гуманитарных и социальных исследований. Конференция стала площадкой для обмена идеями, где участники не только презентуют свои работы, но и активно обсуждают актуальные проблемы, стоящие перед современным обществом.
Значимое событие в системе образования страны представляет собой и Республиканская олимпиада по учебным предметам, объединяющая
3 https://sovrep.gov.by/ru/mp-ru/
учащихся, педагогов и экспертов в сфере образования. Олимпиада проходит в четыре этапа: первый этап – в учреждениях образования, второй
– районный, третий – областной, четвертый этап – республиканский (заключительный). Цель мероприятия – выявление наиболее способных, одаренных учащихся учреждений образования и подготовка их к участию в международных олимпиадах, конкурсах, конференциях.
2. Тематические лагеря и программы. Существуют различные летние лагеря и программы для учащихся, направленные на развитие научных навыков. Например, Национальный детский технопарк и IT-академия R:ED выступают организаторами детского IT-лагеря «Цифровая долина», где талантливые дети и подростки, в возрасте от 6 до 16 лет, имеют возможность не только отдохнуть, но и погрузиться в мир высоких технологий и воплотить свои хайтек-идеи в жизнь при поддержке опытных преподавателей-практиков.
3. Сотрудничество с научными организациями. Учебные заведения налаживают контакт с научными институтами и университетами, что позволяет учащимся работать над реальными научными проектами под руководством опытных исследователей, дает доступ к ресурсам и профессиональному опыту. Сотрудничество осуществляется через программы стажировок учреждений высшего образования, научные кружки и конкурсы исследовательских работ. У учащихся появляется возможность применить теоретические знания на практике. Так, молодые исследователи под руководством опытных преподавателей участвуют в разработке инновационных технологий и решении актуальных проблем общества.
Одним из ярких примеров такого взаимодействия является организация научных симпозиумов, участие в конкурсах и выставках научных работ, где учащиеся могут представлять свои проекты и получать обратную связь от преподавателей. Это не только стимулирует интерес к науке, но и формирует у молодежи необходимые навыки критического мышления и командной работы.
Таким образом, сотрудничество между школами и научными организациями Беларуси создает благоприятные условия для формирования нового поколения исследователей, готовых вносить вклад в развитие науки и технологий страны.
Также важно отметить внедрение в образовательный процесс современных технологий – использование научных лабораторий и компьютерного моделирования, которые открывают новые горизонты для проведения экспериментов и анализа данных. Это не только развивает критическое мышление, но и подготавливает школьников к будущей академической и профессиональной деятельности.
4. Информационные ресурсы. Доступ к библиотекам, научным журналам и интернет-ресурсам помогает учащимся находить необходимую
информацию для своих исследований и др. Крупные академические библиотеки, такие как Национальная библиотека Беларуси, предлагают не только печатные материалы, но и доступ к обширным библиотечным архивам и коллекциям, где учащиеся могут воспользоваться международными научными публикациями и журналами. Виртуальные библиотеки становятся особенно востребованными для глубокого изучения тем, которые ранее требовали значительных временных затрат и физического пребывания в библиотеке. Среди множества ресурсов можно выделить специализированные базы данных, которые обеспечивают прямой доступ к научным статьям, диссертациям и другим научным публикациям.
Мощной платформой для поддержки и развития системы образования страны является Национальный образовательный портал. Это современный информационно-образовательный ресурс, который:
- создан для обеспечения комплексной (информационной, научно- и учебно-методической, консультационной) поддержки всех участников образовательного процесса на уровнях дошкольного, общего среднего образования и специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования;
- нацелен на создание условий для многовекторной коммуникации педагогов, учащихся, их законных представителей, а также специалистов структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, системы дополнительного образования взрослых, представителей общественности и др;
- призван предоставить равный доступ к качественным образовательным услугам.
Национальный образовательных портал – открытый инструмент накопления и использования научной, научно- и учебно-методической, практико-ориентированной и другой информации, необходимой для организации образовательного процесса и управления им в учреждениях образования.
Кроме того, ряд учреждений образования создают собственные платформы, предоставляя доступ к материалам, которые могут быть недоступны в открытом доступе. Важно, что с учетом современных технологий, интернет-ресурсы играют значимую роль в обеспечении доступа к академическим статьям и исследованиям, способствуя свободному обмену знаний и информации среди учащихся и молодых ученых.
В школах, гимназиях и лицеях страны внедряются программы и инициативы, которые стимулируют учащихся заниматься исследовательской деятельностью. Многие учреждения образования имеют
научные объединения, кружки и секции, где школьники могут заняться изучением актуальных проблем в различных областях науки.
Эти условия создают благоприятную среду для развития научных интересов и навыков у молодежи в Республике Беларусь. Государство активно поддерживает научные инициативы, выделяя финансирование и ресурсы для развития молодежной науки.
4. Как в Республике Беларусь реализуется право молодых ученых выступать с инициативами и предложениями по вопросам, касающимся их деятельности?
При Министерстве образования Республики Беларусь действует консультативно-совещательный орган – Совет молодых ученых (далее – Совет). Совет был создан 9 марта 2020 года. В настоящее время в состав Совета входят представители 41 учреждения высшего образования.
Молодые ученые (аспиранты, соискатели и докторанты, научные работники, педагогические работники из числа профессорско- преподавательского состава учреждений высшего образования, а также подчиненных Министерству образования Республики Беларусь (далее – Министерство образования) государственных научных организаций в возрасте до 30 лет (без ученой степени), до 35 лет (при наличии ученой степени)) имеют право выступать с инициативами по вопросам, касающимся их деятельности и вносить предложения на рассмотрение Министерства образования.
Целью деятельности Совета является выработка предложений и рекомендаций Министерству образования для осуществления государственной молодежной политики в области науки.
Основными задачами Совета являются:
- содействие привлечению к работе в учреждениях высшего образования и государственных научных организациях талантливой молодежи;
- поддержка инициатив молодых ученых;
- содействие в реализации межуниверситетских научных, научно- технических и инновационных проектов молодых ученых, апробации и внедрению результатов таких проектов, а также других форм организации научной работы молодых ученых;
- содействие организации и проведению конференций, научных школ, семинаров молодых ученых, созданию и развитию научной школы;
- участие в организации и проведении мероприятий по привлечению учащихся учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования и студентов учреждений высшего образования в университетскую науку;
- поддержка научно-педагогической деятельности молодых ученых и их усилий по популяризации науки, в том числе в средствах массовой информации;
- содействие профессиональному и карьерному росту молодых ученых, повышению их творческой и общественной активности в учреждениях высшего образования и государственных научных организациях;
- содействие созданию и развитию советов и других объединений молодых ученых в учреждениях высшего образования и государственных научных организациях;
- информационное и иное содействие участию молодых ученых в конференциях, семинарах, симпозиумах, стажировках, научных, научно- технических и инновационных проектах, в том числе международных, а также доступу молодежи к новейшим информационным технологиям и ресурсам.
Среди основных направлений деятельности Совета:
- выработка предложений и рекомендаций Министерству образования для осуществления государственной молодежной политики в области науки;
- помощь молодежи в осуществлении научной деятельности;
- участие в организации и проведении мероприятий по привлечению молодежи в университетскую науку;
- международное сотрудничество с молодежными объединениями и организациями по вопросам проведения совместных научных исследований, проектов и программ.
Мероприятия, проводимые Советом:
- школа молодого ученого;
- день научной молодежи;
- участие в отборе заявок и проведении республиканского молодежного инновационного проекта «100 идей для Беларуси»;
- профориентационная работа в учреждениях общего среднего образования4.
5. Как в Республике осуществляется поддержка одаренной и талантливой молодежи?
В 1996 году в соответствии с указами Главы государства в Республике Беларусь созданы Специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, и Специальный фонд Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. Этими фондами осуществляется выплата стипендий и установленных видов премий, оказание единовременной материальной помощи. Средства фондов используются при проведении национальных и международных
4https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/obshchestvennye-sovety/obshchestvennye-sovety/sovet-molodykh-
uchenykh-pri-ministerstve-obrazovaniya-respubliki-belarus/
студенческих научных конференций, конкурсов, семинаров, олимпиад, а также для финансирования участия творческой молодежи в международных конкурсах, выставках, симпозиумах и других акциях в области культуры и искусства. И это только малая часть деятельности фондов.
Такая поддержка Президента не только подчеркивает значимость научных и культурных достижений, но и открывает двери к новым возможностям. Получая стипендию, талантливые молодые люди обретают уверенность в своих силах, осознавая, что их мечты и устремления находятся в центре внимания государства.
Одаренные и талантливые молодые люди имеют возможность с юных лет развивать свои способности и совершенствовать мастерство более чем в 500 детских школах искусств, колледжах и училищах, творческих учреждениях высшего образования. В г. Минске открыты специальные учреждения образования интернатного типа, где воспитываются самые способные юные музыканты, художники, танцоры со всей республики. При поддержке государства в Беларуси ежегодно проводятся олимпиады, региональные, республиканские и международные конкурсы, выставки детского и молодежного творчества.
Судьба каждого лауреата внимательно отслеживается и после того, как он вступает во взрослую жизнь. Это делается для того, чтобы создать максимально благоприятные условия для самореализации творческой личности с наибольшей пользой для страны. Молодым людям оказывается поддержка в выборе рабочего места, в решении их жилищных и иных материальных проблем, а также в иных вопросах, связанных с их становлением в жизни
Таким образом, звание стипендиата и лауреата Президентского фонда служит символом надежды и вдохновения. Это приглашение к активному участию в жизни страны, где каждый талант имеет шанс быть замеченным и оцененным, а значит, внести свой вклад в общее благо и процветание нации
5.
5 https://xn--d1acdremb9i.xn--90ais/informatsiya-po-vazhnym-voprosam/uchashcheysya-i-studencheskoy- molodyezhi/spetsialnye-fondy-prezidenta-respubliki-belarus/