«Молодость – время выбора. Наши инициативы здесь и сейчас»

Тема:   «Молодость    –    время    выбора.   Наши   инициативы    здесь и сейчас» (о деятельности органов ученического самоуправления; молодежный парламент; Совет молодых ученых при Министерстве образования Республики Беларусь, идеи для развития своего региона)

 

1.                Каковы основные направления деятельности ученического самоуправления в учреждении образования?

Ученическое самоуправление – система жизнедеятельности коллектива, которая       помогает        учащимся        учиться,        принимать        решения и действовать самостоятельно. Она работает так, чтобы учащиеся могли вместе с учителями и руководством школы стремиться достигать важных целей в образовательном процессе. Органы ученического самоуправления принимают активное участие в подготовке и проведении мероприятий по основным направлениям воспитания, определенным в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.

Органы ученического самоуправления избираются самими учащимися по        определенным        направлениям,        касающимся         организации их жизнедеятельности в учреждении образования. Содержание деятельности ученического самоуправления в учреждении образования обусловлено содержанием и основными направлениями государственной молодежной политики, среди которых:

-   гражданское и патриотическое воспитание;

-   формирование здорового образа жизни;

-   реализация права на образование;

-   реализация права на труд;

-   реализация права на отдых и выбор занятий во внеучебное время;

-   реализация права на объединение;

-   развитие и реализация общественно значимых инициатив обучающихся;

-   взаимодействие и   сотрудничество   ученического   самоуправления с государственными учреждениями, общественными объединениями, семьями обучающихся и др. 1

Справочно. Развитие органов ученического самоуправления в школе должно соответствовать целям, ради которых работают ученики. Эти цели могут меняться

 

1 Ученическое самоуправление: от теории к практике: пособие для педагогов учреждения общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Н.К. Катович [и др.]; под ред. Н.К.Катович. – Минск: Национальный институт образования, 2021. – С. 5 - 6.

в зависимости от задач, которые стоят перед ученическим коллективом. Поэтому важно находить такую организационную структуру, которая сочетает в себе постоянные органы самоуправления, деятельность которых регламентирована локальными актами, и временные органы, создаваемые для решения текущих задач. Также возможно изменение функций постоянных органов, если меняются стратегические задачи 2.

 

2.  Посмотрите     видеоролик     «Молодежный     парламент     при Национальном              собрании               Республики               Беларусь» (https://youtube.com/watch?v=J1nglI-EsrM&si=ZXhp-uq7sC2MMGH8 (продолжительность с 00.21 до 00.54, с 02.44 до 03.25, с 11.15 до 13.56). Каково предназначение Молодежного парламента?

Цель деятельность Молодежного парламента – это работа по участию в создании и изменении законов, которые защищают права и интересы молодежи в стране. Это значит, что молодые парламентарии заботятся о том, чтобы у молодежи были все необходимые права и возможности для развития, образования и работы.

Задачи Молодежного парламента:

координация деятельности молодежных консультативно- совещательных органов (парламентов, советов, палат) при органах местного управления и самоуправления (далее – органы молодежного парламентаризма);

приобщение молодежи к парламентской деятельности, формирование правовой и политической культуры молодежи;

участие в разработке проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы молодежи;

участие в формировании и реализации государственной молодежной политики;

участие в работе по созданию условий для эффективной реализации потенциала молодежи и ее активного участия в социально

-экономических и общественно-политических процессах;

изучение существующих проблем в молодежной среде и выработка предложений по их решению;

обеспечение   взаимодействия    депутатов    Палаты    представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь с молодежью, молодежными общественными объединениями;

подготовка информационно-аналитических материалов о деятельности органов молодежного парламентаризма в Республике Беларусь;

участие в разработке и реализации государственных программ (подпрограмм) в сфере государственной молодежной политики; содействие реализации молодежной кадровой политики;

 

 
   

2 Там же

развитие международного молодежного сотрудничества, в том числе участие в работе международных парламентских структур и их органов.

Справочно. Молодежный совет (парламент) при Национальном собрании Республики Беларусь создан в июле 2020 года и является консультативно-совещательным органом, осуществляющим свою деятельность на общественных началах.

В состав   Молодежного   парламента   включаются   представители   молодежи в возрасте от 18 до 31 года, являющиеся гражданами Республики Беларусь. От каждого района и города областного подчинения президиумы соответствующих местных Советов депутатов базового территориального уровня делегируют в состав Молодежного парламента по одному кандидату. От города Минска президиум Минского городского Совета депутатов делегирует 10 кандидатов. Решение о делегировании кандидата в состав Молодежного парламента принимается после обсуждения кандидатур на заседаниях президиумов соответствующих местных Советов депутатов. Срок полномочий Молодежного парламента – два года. Полномочия начинаются со дня первого заседания вновь избранного Молодежного парламента и заканчиваются в день открытия первого заседания Молодежного парламента нового созыва.

Работа Молодежного парламента осуществляется в форме заседаний, деятельности президиума, комиссий, других органов Молодежного парламента, а также присутствия членов Молодежного парламента на открытых заседаниях Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, их постоянных комиссий и в иных формах в соответствии с Положением и Регламентом Молодежного парламента3.

 

3.  Какие условия созданы в Республике Беларусь для организации научно-исследовательской деятельности учащихся?

В Республике Беларусь созданы следующие условия для организации научно-исследовательской деятельности учащихся:

1.  Конкурсы и олимпиады. Регулярно проводятся научные конкурсы, олимпиады и конференции для учащихся, где они могут представлять свои исследования и проекты. Это дает возможность не только продемонстрировать свои знания, но и получить признание за свои достижения.

Так, на Республиканской научно-исследовательской конференции учащихся, ежегодно, собирается талантливая молодежь. Делегаты из разных уголков страны представляют свои исследовательские проекты, охватывающие широкий спектр дисциплин – от естественных и точных наук до гуманитарных и социальных исследований. Конференция стала площадкой для обмена идеями, где участники не только презентуют свои работы, но и активно обсуждают актуальные проблемы, стоящие перед современным обществом.

Значимое событие в системе образования страны представляет собой и Республиканская олимпиада по учебным предметам, объединяющая

 
   

3 https://sovrep.gov.by/ru/mp-ru/

учащихся, педагогов и экспертов в сфере образования. Олимпиада проходит в четыре этапа: первый этап – в учреждениях образования, второй

–       районный, третий – областной, четвертый этап – республиканский (заключительный). Цель мероприятия – выявление наиболее способных, одаренных учащихся учреждений образования и подготовка их к участию в международных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

2.  Тематические лагеря и программы. Существуют различные летние лагеря и программы для учащихся, направленные на развитие научных навыков. Например, Национальный детский технопарк и IT-академия R:ED выступают организаторами детского IT-лагеря «Цифровая долина», где талантливые дети и подростки, в возрасте от 6 до 16 лет, имеют возможность не только   отдохнуть,   но   и   погрузиться   в   мир   высоких   технологий и воплотить свои хайтек-идеи в жизнь при поддержке опытных преподавателей-практиков.

3.  Сотрудничество с научными организациями. Учебные заведения налаживают   контакт   с    научными    институтами    и    университетами, что позволяет учащимся работать над реальными научными проектами под руководством   опытных   исследователей,   дает   доступ   к   ресурсам и профессиональному опыту. Сотрудничество осуществляется через программы стажировок учреждений высшего образования, научные кружки и конкурсы исследовательских работ. У учащихся появляется возможность применить теоретические знания на практике. Так, молодые исследователи под руководством опытных преподавателей участвуют в разработке инновационных технологий и решении актуальных проблем общества.

Одним из ярких примеров такого взаимодействия является организация научных симпозиумов, участие в конкурсах и выставках научных работ, где учащиеся могут представлять свои проекты и получать обратную связь от   преподавателей.   Это   не    только    стимулирует    интерес    к    науке, но и формирует у молодежи необходимые навыки критического мышления и командной работы.

Таким образом, сотрудничество между школами и научными организациями Беларуси создает благоприятные условия для формирования нового поколения исследователей, готовых вносить вклад в развитие науки и технологий страны.

Также важно отметить внедрение в образовательный процесс современных     технологий      –     использование     научных     лабораторий и компьютерного моделирования, которые открывают новые горизонты для проведения экспериментов и анализа данных. Это не только развивает критическое мышление, но и подготавливает школьников к будущей академической и профессиональной деятельности.

4.  Информационные ресурсы. Доступ к библиотекам, научным журналам и интернет-ресурсам помогает учащимся находить необходимую

информацию для своих исследований и др. Крупные академические библиотеки, такие как Национальная библиотека Беларуси, предлагают не только печатные материалы, но и доступ к обширным библиотечным архивам и коллекциям, где учащиеся могут воспользоваться международными научными публикациями и журналами. Виртуальные библиотеки становятся особенно востребованными для глубокого изучения тем, которые ранее требовали значительных временных затрат и физического пребывания в библиотеке. Среди множества ресурсов можно выделить специализированные базы         данных,         которые          обеспечивают          прямой          доступ к научным статьям, диссертациям и другим научным публикациям.

Мощной платформой для поддержки и развития системы образования страны является Национальный образовательный портал. Это современный информационно-образовательный ресурс, который:

-   создан для обеспечения   комплексной   (информационной,   научно- и учебно-методической, консультационной) поддержки всех участников образовательного процесса на уровнях дошкольного, общего среднего образования и специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования;

-   нацелен на создание условий для многовекторной коммуникации педагогов, учащихся, их законных представителей, а также специалистов структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, системы дополнительного образования взрослых, представителей общественности и др;

-   призван предоставить равный доступ к качественным образовательным услугам.

Национальный образовательных портал – открытый инструмент накопления и использования научной, научно- и учебно-методической, практико-ориентированной     и     другой      информации,      необходимой для организации образовательного процесса и управления им в учреждениях образования.

Кроме того, ряд учреждений образования создают собственные платформы, предоставляя доступ к материалам, которые могут быть недоступны в открытом доступе. Важно, что с учетом современных технологий, интернет-ресурсы играют значимую роль в обеспечении доступа к академическим статьям и исследованиям, способствуя свободному обмену знаний и информации среди учащихся и молодых ученых.

В   школах,   гимназиях   и   лицеях    страны   внедряются   программы и инициативы, которые стимулируют учащихся заниматься исследовательской деятельностью. Многие учреждения образования имеют

научные объединения, кружки и секции, где школьники могут заняться изучением актуальных проблем в различных областях науки.

Эти условия создают благоприятную среду для развития научных интересов и навыков у молодежи в Республике Беларусь. Государство активно поддерживает      научные       инициативы,       выделяя       финансирование и ресурсы для развития молодежной науки.

 

4.  Как в Республике Беларусь реализуется право молодых ученых выступать с инициативами и предложениями по вопросам, касающимся их деятельности?

При Министерстве образования Республики Беларусь действует консультативно-совещательный орган – Совет молодых ученых (далее – Совет). Совет был создан 9 марта 2020 года. В настоящее время в состав Совета входят представители 41 учреждения высшего образования.

Молодые ученые (аспиранты, соискатели и докторанты, научные работники, педагогические работники из числа профессорско- преподавательского состава учреждений высшего образования, а также подчиненных Министерству образования Республики Беларусь (далее – Министерство образования) государственных научных организаций в возрасте до 30 лет (без ученой степени), до 35 лет (при наличии ученой степени)) имеют право выступать с инициативами по вопросам, касающимся их деятельности и вносить предложения на рассмотрение Министерства образования.

Целью   деятельности   Совета   является    выработка    предложений и рекомендаций Министерству образования для осуществления государственной молодежной политики в области науки.

Основными задачами Совета являются:

-   содействие привлечению к работе в учреждениях высшего образования и государственных научных организациях талантливой молодежи;

-   поддержка инициатив молодых ученых;

-   содействие в реализации межуниверситетских научных, научно- технических и   инновационных   проектов   молодых   ученых,   апробации и внедрению результатов таких проектов, а также других форм организации научной работы молодых ученых;

-   содействие организации и проведению конференций, научных школ, семинаров молодых ученых, созданию и развитию научной школы;

-   участие в организации и проведении мероприятий по привлечению учащихся учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования и студентов учреждений высшего образования в университетскую науку;

-   поддержка научно-педагогической деятельности   молодых   ученых и их усилий по популяризации науки, в том числе в средствах массовой информации;

-   содействие профессиональному и карьерному росту молодых ученых, повышению их творческой и общественной активности в учреждениях высшего образования и государственных научных организациях;

-   содействие созданию и развитию советов и других объединений молодых ученых в учреждениях высшего образования и государственных научных организациях;

-   информационное и   иное   содействие   участию   молодых   ученых в конференциях, семинарах, симпозиумах, стажировках, научных, научно- технических и инновационных проектах, в том числе международных, а также доступу молодежи к новейшим информационным технологиям и ресурсам.

Среди основных направлений деятельности Совета:

-   выработка предложений и рекомендаций Министерству образования для осуществления государственной молодежной политики в области науки;

-   помощь молодежи в осуществлении научной деятельности;

-   участие в организации и проведении мероприятий по привлечению молодежи в университетскую науку;

-   международное   сотрудничество   с   молодежными   объединениями и организациями по вопросам проведения совместных научных исследований, проектов и программ.

Мероприятия, проводимые Советом:

-   школа молодого ученого;

-   день научной молодежи;

-   участие в отборе заявок и проведении республиканского молодежного инновационного проекта «100 идей для Беларуси»;

-   профориентационная работа в учреждениях общего среднего образования4.

 

5.  Как    в    Республике    осуществляется    поддержка    одаренной и талантливой молодежи?

В 1996 году в соответствии с указами Главы государства в Республике Беларусь созданы Специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, и Специальный фонд Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. Этими фондами осуществляется выплата стипендий и установленных видов премий, оказание единовременной материальной помощи. Средства фондов используются при проведении национальных и международных

 
   

4https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/obshchestvennye-sovety/obshchestvennye-sovety/sovet-molodykh-

uchenykh-pri-ministerstve-obrazovaniya-respubliki-belarus/

студенческих   научных   конференций,   конкурсов,   семинаров,   олимпиад, а      также      для      финансирования      участия      творческой      молодежи в международных   конкурсах, выставках, симпозиумах   и других   акциях в области культуры и искусства. И это только малая часть деятельности фондов.

Такая поддержка Президента не только подчеркивает значимость научных и культурных достижений, но и открывает двери к новым возможностям. Получая стипендию, талантливые молодые люди обретают уверенность в своих силах, осознавая, что их мечты и устремления находятся в центре внимания государства.

Одаренные и талантливые молодые люди имеют возможность с юных лет развивать свои способности и совершенствовать мастерство более чем в 500 детских школах искусств, колледжах и училищах, творческих учреждениях высшего образования. В г. Минске открыты специальные учреждения образования интернатного типа, где воспитываются самые способные юные музыканты, художники, танцоры со всей республики. При поддержке государства в Беларуси ежегодно проводятся олимпиады, региональные, республиканские и международные конкурсы, выставки детского и молодежного творчества.

Судьба каждого лауреата внимательно отслеживается и после того, как он вступает во взрослую жизнь. Это делается для того, чтобы создать максимально благоприятные условия для самореализации творческой личности с наибольшей пользой для страны. Молодым людям оказывается поддержка в выборе рабочего места, в решении их жилищных и иных материальных    проблем,     а     также     в     иных     вопросах,     связанных с их становлением в жизни

Таким образом, звание стипендиата и лауреата Президентского фонда служит символом надежды и вдохновения. Это приглашение к активному участию в жизни страны, где каждый талант имеет шанс быть замеченным и оцененным, а значит, внести свой вклад в общее благо и процветание нации

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

5 https://xn--d1acdremb9i.xn--90ais/informatsiya-po-vazhnym-voprosam/uchashcheysya-i-studencheskoy- molodyezhi/spetsialnye-fondy-prezidenta-respubliki-belarus/