ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА

 

 

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в формировании психологически здоровой личности ребенка.

Задачи:

  • расширить знания родителей о типах семейных отношений, эмоциональной сфере личности;
  • ознакомить родителей со способами оказания ребенку поддержки;
  • включить родителей в активное участие во встрече, мотивировать на использование отработанных навыков в реальной жизни.

Целевая аудитория: родители учащихся II класса.

Форма проведения занятия: практико-ориентированное занятие.

Содержание занятия:

  1. Приветствие.

Создание доброжелательной атмосферы, мотивирование.

- Рада видеть на нашей встрече заинтересованных родителей, готовых расширять свои знания об способах укрепления доброжелательных взаимоотношений с детьми. Мы будем сегодня с вами делиться опытом, обсуждать волнующие нас темы, развивать свои навыки.

  1. Актуализация темы.

Введение в тему, целеполагание.

- Вашему вниманию представлены факты о семейном воспитании. Давайте с ними ознакомимся.

  • Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание.
  • Внутрисемейные отношения оказывают огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка.
  • Острый недостаток ласки в семье является причиной повышенной заболеваемости, агрессивности, тревожности, страхов, одиночества у детей.
  • У детей, лишенных внимания родителей, проявляется неуверенность, низкая самооценка и низкий уровень саморегуляции.

- Сегодня мы с вами поговорим о влиянии семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Л.Б. Шнейдер, известный специалист в области практической и прикладной психологии, пишет: «Гармоничное развитие личности ребенка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия». Психическое здоровье включает в себя благополучие ребенка в эмоциональной и познавательной сфере, развитие характера и формирование личности, нервно психическое состояние детей. И мы сегодня с вами будем обращаться к двум основным понятиям: семья и эмоции.

 

  1. Мозговой штурм «Семья».

Актуализация представлений о семье.

- Если обратиться к определению, то семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена.

- А что для вас семья? Семья – это… (Родителям предлагается высказать свои ассоциации, продолжив фразу).

 

  1. Мини-лекция «Эмоции».

Расширение представлений об эмоциях.

- Эмоциональные проявления человека очень разнообразны: радость, горе, страх, гнев, удивление, грусть, тревога и т.д. Вы можете видеть весь спектр в ваших памятках (бланк «Колесо эмоций» Роберта Плутчика – Приложение 1). Мир эмоциональных переживаний пронизывает все стороны жизни: отношения с окружающими людьми, деятельность, общение и познание.

Эмоции – это внутреннее переживание человеком своего отношения к какому-то объекту или событию.

К эмоциональным состояниям человека относят:

Настроение – устойчивое и не ярко выраженное эмоциональное состояние человека.

Аффект – бурное и кратковременное протекание эмоции.

Страсть – сильное, стойкое всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека.

Чувство – отношение человека к какому-то объекту или событию, являющемуся для него личностно значимым, представляющим для него ценность.

Стресс – психофизиологическое состояние крайнего психического (эмоционального) напряжения, имеющего негативные последствия для здоровья человека.

Делить эмоции на положительные и отрицательные – не совсем правильно с точки зрения психологии. Все чаще мы говорим об эмоциях, которые помогают нам адаптироваться в социуме или которые мешают адаптации, делают нас уязвимыми; которые нас устраивают, являются желательными, приятными, их мы хотим продлить. Есть те, которые неприятны, от них мы желаем избавиться.

  1. Упражнение «Ранжирование».

Расширение представлений о родительских функциях, фокусировка на значимости семьи.

- Как вы думаете, от чего в большей степени зависит эмоциональное благополучие ребенка младшего школьного возраста?

Родителям предлагается ранжировать по степени значимости различные факторы (групповое обсуждение):

  • Психологический климат семьи.
  • Самооценка ребенка.
  • Успешность в учебной деятельности.
  • Успешность социальных контактов (учитель, взрослые, дети)
  • Взаимоотношения со сверстниками.

- Давайте посмотрим на функции родителей для сохранения положительного эмоционального статуса ребенка (с ориентацией на пирамиду Маслоу).

- Как вы думаете, какая из перечисленных функций первична? (выстраивание пирамиды)

Удовлетворение естественных потребностей → обеспечение безопасности → принятие и любовь → создание оптимальных условий для развития, удовлетворения интересов и потребностей → обеспечение адаптации в социуме, самореализации.

  1. Работа с материалом «Типы семейных отношений»

Информирование о типах семейных отношений, расширение представлений о характеристиках отношений.

- Семья – это всегда система, частью которой является ребенок. На основе общения, взаимодействия в семье строятся семейные отношения. Все виды семейных отношений взаимосвязаны и влияют друг на друга. Центральное место в них всегда занимают дети.

- Некоторые исследователи (А.В. Петровский, Э. Маккоби и Д. Мартин) выделяют 4 типа взаимоотношений в семье: сотрудничество, опека, диктат, невмешательство. Предлагаю вашему вниманию краткие характеристики, а вы постарайтесь соотнести их с названиями.

  • Сотрудничество в семье: семейные отношения построены на доверии, равноправии, уважении интересов как взрослых, тки и детей; идут на компромисс и отличаются мирным взаимодействием между собой.
  • Авторитарная семья: очень четко выделяется авторитет, который часто критикует и не одобряет инициативу и вмешательства в собственные планы; авторитет родителя подавляет, игнорирует интересы ребенка.
  • Опекающая семья: в семье ребенку уделяется чрезмерная забота и опека со стороны родителей; в ребенка стараются вложить все материальные и моральные ценности; ребенок несамостоятелен в семье.
  • Безразличная семья: в семье происходит независимое друг от друга сосуществование взрослых и детей; пассивное отношение к детям; у ребенка практически безграничная свобода.

 

 «Типы семейных отношений: качества и эмоции».

Расширение эмоционального репертуара через осознание характеристик типов семейных отношений.

- Почему сейчас важно говорить о типах семейных отношений? Так как еще можно что-то преодолеть, исправить, еще очень сильна привязанность ребенка к родителю.

Родителям предлагается в групповом обсуждении дополнить представленную таблицу (бланк 2 «Качества и эмоции при различных типах семейных отношений» – Приложение 2), пользуясь колесом Плутчика.

 

Тип

Краткая характеристика

Формируемые качества

Преобладающие эмоции

Сотрудничество

Общие цели и задачи, внимание к чувствам другого, поощрение инициативы

 

Все положительные качества: уважение к старшим, любовь, доверие, взаимопомощь, уверенность, самостоятельность.

 

 

Интерес, радость, восторг…

Разумная требовательность

Учитываются интересы ребенка, обсуждаются потребности

Совместная организованная деятельность

Диктат

 

 

Подавление инициативы и чувства собственного достоинства

Сопротивление ребенка, который отвечает на нажим и принуждение лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью, искоренение самостоятельности, чувства собственного достоинства, инициативности, веры в себя и в свои возможности.

Страх,

тревога, покорность…

Предъявление чрезмерных требований

Игнорирование интересов и потребностей ребенка

Подчинение деятельности авторитарному члену семьи

Опека

Слепое следование за ребенком

Неприспособленность к жизни в коллективе, часты срывы в переходном возрасте, отсутствие самостоятельности, инициативы.

 

Скука, удовлетворение, лень…

Ограждение от забот, усилий, отсутствие требований

Обеспечение удовлетворения всех потребностей ребенка

Совместная деятельность с учетом, в первую очередь,  интересов ребенка

Безразличие

Внимание к собственным чувствам, независимое существование

Эгоизм, полное отсутствие внимания к другим родственникам, безразличие, срывы от отсутствия внимания в подростковом возрасте, пагубное влияние дурной компании.

Обида,

тревога,

осторожность...

Отсутствие каких-либо требований

Безразличие к потребностям ребенка, внимание к своим интересам

Отдельно организованная деятельность членов семьи

  1. Упражнение в парах «Заинтересованные фразы».

Обучение навыкам использования поддерживающих фраз.

- Чтобы оказывать ребенку поддержку, заботиться о том, чтобы он мог справляться с нежелательными эмоциями, важно помнить, что вызывает у ребенка неприятные эмоции:

1) Противоречие между сильным желанием и невозможностью удовлетворить его (очень ярко проявляется у маленьких детей).

2) Конфликт, заключающийся в повышенных требованиях к ребенку, неуверенному в собственных силах либо не способному им соответствовать в силу природных особенностей и способностей.

3) Противоречивость требований родителей и педагогов.

4) Частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие навыков контроля и саморегуляции с их стороны (в психологии существует такое понятие как заражение, т.е. непроизвольная передача эмоционального состояния от одного человека другому).

5) Использование приказов, обвинений, угроз, оскорблений вместо доверительной беседы и совместного анализа возникшей ситуации.

Слайд 16

- Давайте с вами посмотрим, каким образом мы можем оказывать своему ребенку поддержку. Родительская поддержка – это процесс, в ходе которого родитель сосредотачивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки. Помощь родителей заключается в том, чтобы подчеркивать способности и возможности детей.

- Вам необходимо найти фразы, которые поддержат ребенка, будут говорить о вашем внимании к чувствам (Приложение 3).

 

Если вы слышите

Обязательно скажите

«Ненавижу  учебу, класс...»

«Что происходит, из-за чего ты себя так чувствуешь?»

«Все кажется таким безнадежным...»

 

«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь»

«Всем было бы лучше без меня!»

 

«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит»

«Вы не понимаете меня!»

 

«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать»

«Я совершил ужасный поступок...»

«Давай сядем и поговорим об этом»

«А если у меня не получится?»

«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»

  1. Рекомендации.

Расширить представления родителей о способах взаимодействия с детьми.

- Дом – это лучшее место для воспитания в детях здоровых эмоций, доброжелательности и правильного мышления. По-настоящему счастлив тот ребенок, который окружен заботой и вниманием со стороны любящих его людей. Только в этом случае в его поведении будут преобладать эмоции, которые хочется сохранить. Ребенок чувствует себя защищенным, когда рядом есть взрослые, помогающие уверенно идти по жизни. Как мы с вами видели, на психическое становление детей, на их эмоции значительное влияние оказывают взаимоотношения в семье.

- Дома вы ознакомитесь с памяткой «Родителям: о здоровье, интересе, пользе и важности», где также найдете рекомендации книг, которые будут вам полезны.

Просмотр фрагмента лекции Л. Петрановской «Как эмоциональное состояние пап и мам влияет на ребенка».

  1. Рефлексия «Облако слов».

Подведение итогов занятия.

- Завершить сегодняшнюю встречу предлагаю следующим образом: каждый из вас подходит к доске (флип-чату) и записывает 1-2 фразы, которые относятся к теме нашей встречи. Например, радость, поддержка. Таким образом мы с вами создадим облако слов.

- Хочу пожелать вам терпения, внимания, оптимизма и мудрости в воспитании детей!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационный материал для родителей.