«Об изучении в учреждениях общего среднего образования материалов о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования

Республики Беларусь

 

                                А. В. Кадлубай

 

30 августа  2024 г.

 

 

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«Об изучении в учреждениях общего среднего образования материалов о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны»

 

  1. Общие положения

В апреле 2021 г. Генеральная прокуратура Республики Беларусь возбудила уголовное дело по факту геноцида белорусского народа во время Великой Отечественной войны и послевоенный период.

5 января 2022 г. Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко подписал Закон «О геноциде белорусского народа». Законом предусматривается юридическое признание геноцида белорусского народа, совершенного нацистскими преступниками и их пособниками в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (до 1951 года).

С учетом результатов расследования Генеральной прокуратурой подготовлены информационно-аналитические материалы и документы:

Геноцид белорусского народа = Genocide of the Belarusian people : информационно-аналитические материалы и документы / Генеральная прокуратура Республики Беларусь ; под общей редакцией А. И. Шведа. – Минск : Беларусь, 2022. – 175 с. (https://adu.by/images/2022/08/Genocide-belorusskogo-naroda.pdf).

Геноцид белорусского народа. Лагеря смерти = Genocide of the Belarusian people. Death camps / Генеральная прокуратура Республики Беларусь ; под общей редакцией А. И. Шведа. – Минск: Беларусь, 2022. – 335 с.

Для изучения сведений, полученных в ходе расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период, выработки общих подходов к их исторической оценке распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь Р. А. Головченко от 1 декабря 2022 г. № 409р создана временная межведомственная рабочая группа (далее – межведомственная группа).

По состоянию на 02.05.2024 г. межведомственная группа постановила: «С учетом работы по верификации документов по пострадавшим в годы Великой Отечественной войны населенным пунктам считать их общее количество не менее 12 348; по пострадавшим населенным пунктам, повторившим трагическую судьбу Хатыни («Хатынский список»), считать их общее количество не менее 288».

В 2024/2025 учебном году в учреждениях общего среднего образования необходимо обеспечить системное использование в образовательном процессе информационно-аналитических материалов и документов о геноциде белорусского народа, предоставленных Генеральной прокуратурой.

Обращаем внимание, что с учетом того, что расследование уголовного дела Генеральной прокуратурой продолжается, при подготовке к учебным занятиям, воспитательным мероприятиям необходимо уточнять фактологические данные на официальном сайте Генеральной прокуратуры Республики Беларусь в разделе «Актуальные сведения о ходе расследования уголовного дела» (https://prokuratura.gov.by/ru/activity/rassledovanie-ugolovnogo-dela-o-genotside/aktualnye-svedeniya-o-khode-rassledovaniya-ugolovnogo-dela/).

Задачами изучения в учреждениях общего среднего образования вопросов геноцида белорусского народа во время Великой Отечественной войны и послевоенный период с использованием информационно-аналитических материалов и документов по расследованию уголовного дела являются:

доведение до учащихся объективной информации о целенаправленном уничтожении населения БССР, зверствах, совершенных немецко-фашистскими оккупантами и их пособниками на территории нашей страны в годы Великой Отечественной войны;

осмысление и понимание учащимися понятия «геноцид белорусского народа»;

формирование у учащихся коллективной исторической памяти, умения противостоять попыткам фальсификации событий Великой Отечественной войны и реабилитации нацизма;

осознание учащимися своей ответственности как граждан за предотвращение распространения идей нацизма.

С целью эффективного решения указанных выше задач изданы учебные пособия, в основу которых положены информационно-аналитические материалы и документы о геноциде белорусского народа, предоставленные Генеральной прокуратурой:

Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны: учебное пособие для учащихся 1–4-х классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания / составители: Толкачёв В. В. [и др.]. Минск : Адукацыя і выхаванне, 2023.

Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны: учебное пособие для учащихся 5–9-х классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания / составители: Толкачёв В. В. [и др.]. Минск : Адукацыя і выхаванне, 2023.

Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны: учебное пособие для учащихся 10–11-х классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания / составители: Толкачёв В. В. [и др.]. Минск : Адукацыя і выхаванне, 2023.

Электронные версии учебных пособий размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Информация для педагогов / Расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа

  1. Использование информационно-аналитических материалов и документов о геноциде белорусского народа в процессе обучения учебным предметам

Обращаем внимание, что вопросы, связанные с геноцидом белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период, должны изучаться с учетом возрастных особенностей учащихся. При организации их изучения необходимо учитывать, что материалы отражают самые трагические страницы истории Великой Отечественной войны, это требует тщательного отбора информации для разных возрастных категорий учащихся.

2.1. На І ступени общего среднего образования целенаправленно с материалами о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны необходимо познакомить учащихся на учебных занятиях по учебным предметам «Літаратурнае чытанне», «Чалавек і свет. Мая Радзіма – Беларусь».

В содержание учебной программы по учебному предмету «Літаратурнае чытанне» включены произведения на военную тему, в том числе для внеклассного чтения (например, книга «Ніколі не забудзем», в которой собраны рассказы детей – свидетелей войны). При обсуждении содержания произведений на тему Великой Отечественной войны необходимо рассказывать учащимся о планах фашистской Германии по уничтожению населения Беларуси и результатах ее политики на оккупированной территории Беларуси, в том числе приводить актуальные данные о количестве населенных пунктов, пострадавших в годы Великой Отечественной войны, повторивших трагическую судьбу Хатыни.

При изучении учебного предмета «Чалавек і свет. Мая Радзіма – Беларусь» учащиеся IV класса узнают о событиях, произошедших в 1943 году в Хатыни, о немецком концлагере для детей в поселке Красный Берег. При изучении этих вопросов также необходимо акцентировать внимание учащихся на новых сведениях о пострадавших в годы Великой Отечественной войны населенных пунктах и других проявлениях геноцида.

Обращаем внимание, что в содержание электронной версии учебного пособия «Чалавек і свет. Мая Радзіма – Беларусь», которая размещена на национальном образовательном портале в разделе «Электронная библиотека», внесена представленная Генеральной прокуратурой актуальная информация в виде подстрочной сноски.

Справочно:

В учебном пособии «Чалавек і свет. Мая Радзіма – Беларусь» для IV класса (§ 25–26 «Беларусь у гады Вялікай Айчыннай вайны», с. 109) подстрочная сноска изложена по состоянию на 02.05.2024 г. в следующей редакции: «У ходзе расследавання Генеральнай пракуратурай Рэспублікі Беларусь крымінальнай справы аб генацыдзе беларускага народа ў гады Вялікай Айчыннай вайны і пасляваенны перыяд устаноўлена колькасць знішчаных разам з жыхарамі і не адноўленых пасля вайны вёсак – не менш за 288».

При изучении на І ступени общего среднего образования вопросов геноцида белорусского народа необходимо использовать:

учебное пособие для учащихся I–IV классов «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны»;

методические рекомендации по использованию в образовательном процессе учебного пособия «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» для I–IV классов;

«Метадычныя рэкамендацыі па вывучэнні палітыкі генацыду беларускага народа ў гады Вялікай Айчыннай вайны з выкарыстаннем інфармацыйна-аналітычных матэрыялаў і дакументаў аб генацыдзе, сабраных Генеральнай пракуратурай Рэспублікі Беларусь»; прэзентацыю «Трагедыя беларускага народа ў гады Вялікай Айчыннай вайны» (IV клас).

Указанные материалы размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Информация для педагогов / Расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа

2.2. Изучение вопросов, связанных с геноцидом белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, на учебных занятиях по учебным предметам «Беларуская літаратура», «Русская литература», «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» в VXI классах.

При изучении на учебных занятиях по белорусской и русской литературе произведений, посвященных Великой Отечественной войне, необходимо формировать у учащихся понимание того, что насильственная смерть даже одного человека является страшной трагедией, а в условиях геноцида, который связан с массовым истреблением людей, приобретает характер общенационального бедствия, последствия которого в полной мере ощутимы и сегодня.

При изучении таких произведений, как «Васількі» М. Лынькова (V класс), «Проня» А. Пысина, «Два полі» А. Вертинского, «Салодкія яблыкі» В. Адамчика, «Над спаленай вёскай» А. Кулешова, «Иван» В. Богомолова (VI класс); «Незагойная рана» В. Быкова, «З вайны сустрэлі мацяркі сыноў...» В. Зуенка, «Дзяўчаты мінулай вайны» Е. Лось (VII класс); «Жураўліны крык» В. Быкова, «Маці» А. Кулешова, «Судьба человека» М. Шолохова, «Клятва», «Мужество» А. Ахматовой, «Жди меня» К. Симонова, «Враги сожгли родную хату» М. Исаковского (VIII класс); «Memento mori» Я. Брыля (IX класс), «А зори здесь тихие…» Б. Васильева (IX класс); «Знак бяды» В. Быкова (ХI класс), целесообразно продемонстрировать учащимся фото- и видеодокументы, копии подлинных документов, свидетельствующих о геноциде белорусов.

При изучении стихотворения «Над спаленай вёскай» А. Кулешова рекомендуется показать учащимся интерактивную кадастровую карту Республики Беларусь «Сожженные деревни» https://map.nca.by/layers/ слои / дополнительные слои /сожженные деревни).

В процессе изучения обзорных тем, посвященных развитию литературы в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период, рекомендуется обратиться к документальным материалам о геноциде белорусского народа (например, о расстреле детей Домачевского детского дома Брестской области; деятельности Особой бригады СС «Дирлевангер», зверствах в лагерях смерти Тростенец, Дрозды, Шталаг 352 (Масюковщина), Озаричи, Колдычево, насильственном угоне белорусов на принудительные работы и др.).

Использование документов о геноциде белорусского народа на учебных занятиях по учебным предметам «Беларуская літаратура», «Русская литература» позволит «приблизить» учащихся к историческим событиям, а также усилить эмоциональное восприятие художественных произведений, вызвать эмоциональный отклик. Опора на уже имеющиеся у учащихся знания из истории собственной семьи, семей близких родственников, знакомых позволит лучше понять гражданскую позицию писателей, проявляющуюся в произведениях о войне, осознать документальную, жизненную основу произведений, посвященных этой теме.

На учебных занятиях по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» при изучении темы «Искусство о войне: музы не молчали» рекомендуется использовать произведения искусства, отражающие мемориальный комплекс «Хатынь» (скульптура «Непокоренный человек»), мемориальный комплекс «Тростенец»; цикл картин М. Савицкого «Цифры на сердце».

Обращаем внимание, что при проведении учебных занятий по учебным предметам «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», «Беларуская літаратура», «Русская литература» необходимо использовать:

учебные пособия для учащихся VIX, XXI классов «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны»;

методические рекомендации по освещению политики геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны с использованием информационно-аналитических материалов и документов по расследованию уголовного дела, предоставленных Генеральной прокуратурой;

презентации «Политика геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» (для II и III ступеней общего среднего образования), разработанные на основе материалов, предоставленных Генеральной прокуратурой. Презентации дополнены актуальной информацией о количестве уничтоженных вместе с жителями и не восстановленных после войны деревень;

методические рекомендации по использованию в образовательном процессе учебного пособия «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» для V–IX классов;

методические рекомендации по использованию в образовательном процессе учебного пособия «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» для IX–XI классов.

Указанные материалы размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Информация для педагогов / Расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа.

2.3. Вопросы, связанные с политикой геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, системно изучаются в IX и XI классах на уроках истории Беларуси.

С 2022/2023 учебного года учебные программы по истории Беларуси для IX и XI классов дополнены следующими вопросами о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период:

IX класс: сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне; Закон Республики Беларусь № 146-З от 5 января 2022 г. «О геноциде белорусского народа»;

ХI класс (базовый уровень): участие белорусских коллаборационистов в реализации оккупационной политики германских нацистов на территории Беларуси; геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны; сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне; Закон Республики Беларусь № 146-З от 5 января 2022 г. «О геноциде белорусского народа»;

XI класс (повышенный уровень): преступления польских и украинских националистов против мирного населения БССР в послевоенный период; участие белорусских коллаборационистов в реализации оккупационной политики германских нацистов на территории Беларуси; преступления украинской, латышской, литовской вспомогательной полиции; участие Армии Крайовой в геноциде белорусского народа.

Обращаем внимание, что с целью включения в образовательный процесс актуальных материалов о результатах расследования Генеральной прокуратурой уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период в электронные версии учебных пособий по учебному предмету «История Беларуси» для IX и XI классов, размещенные на национальном образовательном портале в разделе «Электронная библиотека», введены подстрочные сноски.

Справочно:

В учебном пособии для IX класса «История Беларуси, 1917 г. – начало XXI в.» (§13 «Германский оккупационный режим на территории Беларуси в 1941–1945 гг.») на с. 71, 72, 73, 75 подстрочные сноски изложены в следующей редакции: «В ходе расследования Генеральной прокуратурой Республики Беларусь уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период установлены иные данные. Актуальные сведения в ходе расследования уголовного дела можно получить по ссылке https://qr.adu.by/sl/GdrAICfRr». На с. 74 подстрочная сноска изложена по состоянию на 02.05.2024 г. в следующей редакции: «В ходе расследования Генеральной прокуратурой Республики Беларусь уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период: [4] – установлено, что количество уничтоженных полностью либо частично, в том числе вместе с жителями, сельских населенных пунктов – не менее 12 348; [5] – установлено, что количество уничтоженных вместе с жителями и не восстановленных после войны деревень – не менее 288».

В учебном пособии для XI класса «История Беларуси, XIX – начало XXI в.» (§16–17 «Беларусь в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн») на с.130, 132 подстрочные сноски изложены в следующей редакции: «В ходе расследования Генеральной прокуратурой Республики Беларусь уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период установлены иные данные. Актуальные сведения в ходе расследования уголовного дела можно получить по ссылке https://qr.adu.by/sl/GdrAICfRr». На с. 131 подстрочная сноска изложена по состоянию на 02.05.2024 г. в следующей редакции: «В ходе расследования Генеральной прокуратурой Республики Беларусь уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период: [3], [4] – установлены иные данные, актуальные сведения можно получить по ссылке https://qr.adu.by/sl/GdrAICfRr»; [5] – установлено, что количество уничтоженных полностью либо частично, в том числе вместе с жителями, сельских населенных пунктов – не менее 12 348; [6] – установлено, что количество уничтоженных вместе с жителями и не восстановленных после войны деревень – не менее 288».

2.4. Изучение модуля «Великая Отечественная война советского народа». В 2024/2025 учебном году учащиеся IX класса продолжат изучать модуль «Великая Отечественная война советского народа».

При его изучении необходимо использовать, кроме учебных пособий по всемирной истории и истории Беларуси:

учебное пособие для учащихся V–IX классов «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны»;

учебно-методический комплекс «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)» (далее – УМК), который включает в себя учебное пособие для IX (XI) класса, учебно-методическое пособие для учителей, хрестоматию.

Тема геноцида белорусского народа отражена во всех компонентах УМК. При их подготовке использованы информационно-аналитические материалы и документы, предоставленные Генеральной прокуратурой.

В учебном пособии тема геноцида белорусского народа представлена в параграфах 4, 7, 8, 10–11, 17, 18 как в основном тексте, так и в документах, приведенных после параграфов.

В учебно-методическом пособии представлена расширенная информация о коллаборационизме, использовании бело-красно-белого флага и герба «Погоня», деятельности националистических вооруженных формирований, лагерях смерти и местах массового уничтожения людей на территории Беларуси (лагерь уничтожения Тростенец, концентрационный лагерь Дрозды, Шталаг 352 (Масюковщина), Озаричский лагерь смерти, концентрационный лагерь Колдычево); дополнительно приведен ряд исторических документов.

Обращаем внимание, что в помощь учителям истории на национальном образовательном портале создан раздел «Модуль “Великая Отечественная война”», в котором размещены информационные и учебно-методические материалы, в том числе:

информационно-аналитические материалы и документы о геноциде белорусского народа, предоставленные Генеральной прокуратурой;

методические рекомендации по освещению политики геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны с использованием информационно-аналитических материалов и документов по расследованию уголовного дела, предоставленных Генеральной прокуратурой;

презентации «Политика геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» (для II и III ступеней общего среднего образования), разработанные на основе материалов, предоставленных Генеральной прокуратурой. Презентации дополнены актуальной информацией о количестве уничтоженных вместе с жителями и не восстановленных после войны деревень;

электронные версии компонентов УМК «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)».

Обращаем внимание, что учебные пособия для учащихся «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны», презентации «Политика геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» необходимо использовать в том числе при проведении внеклассных мероприятий с учащимися I–IV, V–IX и X–XI классов.

2.5. Выпускной экзамен по учебному предмету «История Беларуси». Вопросы о политике геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны включены в экзаменационные билеты для выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» по завершении обучения и воспитания учащихся на II ступени общего среднего образования, а также в билеты для проведения экзамена в порядке экстерната при освоении содержания образовательной программы среднего образования.

При подготовке учащихся к выпускному экзамену необходимо актуализировать информацию о результатах расследования Генеральной прокуратурой уголовного дела о геноциде белорусского народа.

Вторые вопросы экзаменационных билетов для выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» по завершении обучения и воспитания учащихся на II ступени общего среднего образования предусматривают выполнение практического задания, направленного на проверку умений учащихся работать с разными источниками исторической информации. В содержание практических заданий будут включены фрагменты информационно-аналитических материалов о результатах расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, предоставленных Генеральной прокуратурой.

Для подготовки учащихся к выполнению практических заданий необходимо использовать информационно-аналитические материалы, документы, размещенные на официальном сайте Генеральной прокуратуры Республики Беларусь в разделе «Актуальные сведения о ходе расследования уголовного дела» (https://prokuratura.gov.by/ru/activity/rassledovanie-ugolovnogo-dela-o-genotside/aktualnye-svedeniya-o-khode-rassledovaniya-ugolovnogo-dela/), документы, включенные в хрестоматию «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)», а также материалы учебного пособия для учащихся V–IX классов «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

предлагать учащимся вопросы и задания, направленные на определение личностного отношения к изучаемым событиям (почему необходимо изучать факты геноцида белорусского народа, что вы слышали о фактах геноцида от своих родных, как они оценивали эти события, для чего необходимо знать и сохранять историческую правду о преступлениях нацистов в годы Великой Отечественной войны и др.). Беседа, организованная с помощью таких вопросов, должна быть направлена на формирование эмоционально-ценностного отношения к политике геноцида, неприятия нацистской идеологии;

особое внимание уделять судьбам детей, которые стали жертвами войны, в том числе были насильственно угнаны на принудительные работы. С этой целью рекомендуется показать учащимся мемориальный комплекс «Детям – жертвам войны» (п. Красный Берег Жлобинского района), предложить прочитать открытое письмо жительницы белорусского поселка Шумилино Зинаиды Лишаковой, которая в 1943 г., будучи подростком, попала в лагерь смерти Освенцим;

обратить внимание учащихся на роль молодежи в сохранении исторической памяти о трагических событиях Великой Отечественной войны. С этой целью рекомендуется довести до учащихся информацию о том, что мемориальный комплекс «Хатынь» в рамках его реставрации получил статус Всебелорусской молодежной стройки. С такой инициативой к Главе государства обратились представители Белорусского республиканского союза молодежи во время обращения Президента с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию в январе 2022 г.

Изучение политики геноцида белорусского народа на III ступени общего среднего образования должно быть направлено на расширение и углубление знаний, сформированных на II ступени, совершенствование навыков работы с историческими источниками. В XI классе рекомендуется использовать задания проблемного характера, при выполнении которых учащиеся обосновывают свои суждения, приводят доказательства, осуществляют поиск информации по заданной теме в различных источниках; участвуют в организации и проведении учебно-исследовательской работы, в проектной деятельности.

С целью активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе изучения вопросов геноцида рекомендуется использовать интерактивные дидактические материалы по учебным предметам «Всемирная история», «История Беларуси» для II и III ступеней общего среднего образования, которые размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Электронные образовательные ресурсы / BoxApps.

Обращаем внимание, что в приложения к Инструктивно-методическому письму Министерства образования «Об организации в 2024/2025 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования» включен раздел «Использование информации о результатах расследования Генеральной прокуратурой Республики Беларусь уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период».

В 2024/2025 учебном году являются актуальными «Методические рекомендации по освещению политики геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны», которые были разработаны с использованием информационно-аналитических материалов и документов по расследованию уголовного дела, предоставленных Генеральной прокуратурой Республики Беларусь, а также презентации к ним. Указанные материалы размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Информация для педагогов / Расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа.

Информационно-аналитические материалы о геноциде белорусского народа, предоставленные Генеральной прокуратурой, необходимо использовать для организации проектной деятельности межпредметного характера. Примерами таких проектов могут быть:

проект «Голоса сожженных деревень». Цель – формирование исторической памяти на основе знаний об историческом прошлом и анализа художественных произведений. В ходе реализации проекта учащимся необходимо подобрать свидетельства очевидцев о фактах уничтожения жителей белорусских деревень, опубликованные в разных источниках, и сопоставить их с художественным воплощением в произведениях литературы. Результаты проекта могут быть оформлены в виде работы исследовательского характера, литературно-художественной композиции, альманаха, интерактивной карты, где будут отмечены сожженные населенные пункты и указаны художественные произведения, и др.;

проект «Имена моего города». Цель – углубление знаний учащихся об истории малой родины. В ходе реализации проекта учащиеся собирают сведения о героях Великой Отечественной войны, именами которых названы улицы города, в том числе о подпольщиках, партизанах, погибших от рук нацистов и предателей. На основе собранной информации учащимся предлагается написать художественное или публицистическое произведение (рассказ, стихотворение, эссе). Результаты проекта могут быть представлены в виде сборника художественных произведений, литературной композиции, тематической экспозиции «Имена моего города» и др.;

проект «Дети войны». Цель – углубление знаний об истории своей семьи, судьбах близких и родных людей, формирование у учащихся исторической памяти. Учащиеся обращаются к своим старшим родственникам, которые были детьми в годы войны, и записывают их воспоминания о событиях военных лет или о близких, переживших ужасы войны. Фактический материал может быть собран и представлен с использованием аудио- и видеоматериалов, записей на бумажных носителях.

Обращаем внимание, что в 2024/2025 учебном году в рамках Республиканского конкурса работ исследовательского характера (конференции) учащихся по учебным предметам «Всемирная история», «История Беларуси» предусмотрена защита в публичной дискуссии работ, посвященных 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, по теме «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период» (секция «История –  культурное наследие и современность»).

  1. Использование информационно-аналитических материалов о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны в воспитательной работе

3.1. Классным руководителям, педагогам-организаторам, руководителям по военно-патриотическому воспитанию, педагогам дополнительного образования, заместителям директора по воспитательной работе необходимо использовать учебные пособия «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны», информационно-аналитические материалы и документы о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны при организации и проведении воспитательных мероприятий духовно-нравственной, патриотической направленности:

митингов-реквиемов, посвященных трагическим и героическим событиям Великой Отечественной войны, в том числе мероприятий, посвященных Дню всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа (22 июня);

классных и информационных часов, направленных на сохранение исторической правды о событиях Великой Отечественной войны;

«Уроков мужества», «Уроков Памяти», акций, диспутов военно-исторической направленности.

Справочно:

На национальном образовательном портале размещены:

учебные пособия для учащихся IIV, VIX, XXI классов «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны»: https://adu.by/ Главная / Информация для педагогов / Расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа;

информационно-методические материалы для единых «Уроков Памяти» («О чем звонят колокола Хатыни», «Нам этот мир завещано беречь»), разработанные с использованием информации о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, предоставленной Генеральной прокуратурой: https://vospitanie.adu.by// Организация воспитания / Единые уроки. Уроки Памяти;

Данную информацию рекомендуется использовать при разработке содержания тематических мероприятий, приуроченных ко Дню Победы, Дню всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа, мероприятий, посвященных годовщине трагедии в Хатыни.

Информационно-аналитические материалы и документы о геноциде белорусского народа необходимо также использовать в процессе:

создания информационного пространства учреждения образования (например, для создания и обновления рубрики «Память и боль белорусской земли» на официальном сайте учреждения образования);

организации проектной деятельности учащихся по изучению истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны (создание родословной, семейной летописи, фотоальбомов «Боевой путь моего прадедушки», «Имена героев в памяти поколений», «Память сквозь годы»);

организации учебно-исследовательской работы в рамках деятельности научного общества учащихся;

организации поисково-исследовательской деятельности учащихся по установлению имен воинов, погибших на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны; изучению памятников, мест захоронений; составлению на этой основе новых экскурсионных маршрутов и интерактивных карт; обновлению банка данных о ветеранах Великой Отечественной войны;

подготовки и проведения встреч учащихся c ветеранами Великой Отечественной войны, малолетними узниками фашистских концентрационных лагерей;

организации и проведения выставок в библиотеках учреждений образования, посвященных жертвам геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны;

организации туристско-экскурсионной деятельности учащихся; подготовки и проведения тематических экскурсий для учащихся в своем регионе.

При выборе методов и форм воспитательной работы с учащимися необходимо учитывать их возрастные особенности.

В образовательном процессе рекомендуется использовать книгу «Срока давности не имеют… преступления фашизма против народов Советского Союза в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.», изданную в 2023 году в рамках проекта «Библиотека Союзного государства». Данный проект представляет издания, посвященные страницам общей истории Беларуси и России. В основу содержания книги положены материалы уголовного дела о геноциде белорусского народа, расследуемого Генеральной прокуратурой Республики Беларусь, а также решения судов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, вынесенные по искам прокуроров о признании преступлений, совершенных немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками против мирного населения и военнопленных в годы Великой Отечественной войны на территории бывшего СССР, геноцидом советского народа. Материалы книги можно использовать на уроках истории, факультативных занятиях в IX, XI классах при изучении тем, посвященных событиям Великой Отечественной войны, проведении тематических классных и информационных часов, внеклассных мероприятий, приуроченных к памятным датам и праздникам.

При организации мероприятий военно-патриотической направленности могут использоваться материалы созданного на основе архивных документов интернет-проекта «Белорусские деревни, сожженные в годы Великой Отечественной войны». Рекомендации по использованию материалов интернет-проекта и ссылки на него размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by / Организация воспитания / Методические рекомендации.

3.2. Организация школьных музеев, музейных экспозиций.

Важная роль в формировании у учащихся исторической памяти принадлежит школьным музеям и музейным экспозициям.

Школьные музеи (музейные экспозиции), посвященные событиям Великой Отечественной войны, жертвам геноцида белорусского народа, являются важным средством информирования учащихся о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. При их создании необходимо использовать информационно-аналитические материалы и документы о геноциде белорусского народа, предоставленные Генеральной прокуратурой, а также материалы поисковой деятельности, организованной непосредственно в учреждениях образования.

В 2024/2025 учебном году особое внимание рекомендуется уделить актуализации и обновлению экспозиций музеев с использованием актуальных сведений, полученных в ходе расследования Генеральной прокуратурой уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. Данная информация размещена на официальном сайте Генеральной прокуратуры Республики Беларусь в разделе «Актуальные сведения о ходе расследования уголовного дела» (https://qr.adu.by/sl/GdrAICfRr).

Потенциал школьных музеев (музейных экспозиций) должен использоваться при проведении учебных занятий и воспитательных мероприятий, посвященных теме геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.

3.3. Организация экскурсий. В рамках проведения факультативных занятий, внеклассных мероприятий в I–XI классах, изучения учебных предметов в X–XI классах рекомендуется организовывать посещение учащимися экскурсионных объектов и туристических маршрутов, отражающих события Великой Отечественной войны.

Перечень экскурсионных объектов, рекомендуемых для посещения обучающимися I–XI классов в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий, методические рекомендации по организации и проведению экскурсий для учащихся размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by / Организация воспитания / Методические рекомендации.

Перечень тем для проведения учебных занятий в форме экскурсий размещен на национальном образовательном портале: https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Общее среднее образование / Методические рекомендации, указания.

В Перечень экскурсионных объектов, рекомендуемых для посещения обучающимися I–XI классов в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий, включены в том числе памятные места, связанные с геноцидом белорусского народа в годы Великой Отечественной войны:

Государственный мемориальный комплекс «Хатынь» (Логойский район);

Мемориальный комплекс детям – жертвам фашизма (Жлобинский район, д. Красный Берег);

Памятник узникам Колдычевского лагеря смерти (д. Колдычево);

Мемориальный комплекс «Ола» (Светлогорский район);

Мемориальный комплекс «Тростенец» (Минский район);

Мемориальный комплекс «Урочище Борок» (Глубокский район);

Мемориальные комплексы «Проклятие фашизму», «Ходоровка» (Докшицкий район);

Мемориальные комплексы «Боль», «Куповать» (Сенненский район);

Мемориальный комплекс «Памяти сожженных деревень Могилевской области» (д. Борки, Кировский район);

Мемориальный комплекс «Огненные деревни Осиповичского района» (д. Гродзянка).

С целью повышения воспитательного потенциала экскурсий рекомендуется использовать на учебных и факультативных занятиях результаты ознакомления учащихся с памятными местами Беларуси, предлагать учащимся задания с опорой на знания, впечатления, представления, приобретенные во время экскурсий.

Использование в образовательном процессе материалов о геноциде белорусского народа, изучение истории преступлений нацистов и их пособников против мирного населения на оккупированной территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны должно быть направлено на формирование ценностного отношения учащихся к историческому прошлому своего народа, глубокое осмысление антигуманного характера геноцида, формирование у учащихся понимания необходимости предотвращения подобных явлений в мире.

Ещё в этом разделе