КАК ПОМОЧЬ СТАРШЕКЛАССНИКУ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ?

ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА «КАК ПОМОЧЬ СТАРШЕКЛАССНИКУ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ?»

(для родителей учащихся XI класса, 1-я четверть).

 

 

Цель: развитие компонентов психолого-педагогической культуры, определяющих ответственное отношение законных представителей к выбору профессионального пути ребёнка.

Задачи:

создать условия для осознания ответственности родителей в выборе профессии учащимися;

повысить информированность родителей о психологических затруднениях, препятствующих успешному профессиональному самоопределению;

способствовать развитию умения у родителей оказывать психолого-педагогическую поддержку детям в выборе сферы будущей профессиональной деятельности.

 

Основная часть:

 

Постановка проблемы:

Понять свои профессиональные предпочтения – одна из самых важных задач, которая стоит перед выпускниками. Проблема выбора касается не только ребят, но и окружающих их людей, прежде всего, родителей. Часто как раз родители берут на себя роль «выбирающего», таким образом лишая своих детей самостоятельного выбора и снимая с них огромную долю ответственности. А потом задаются вопросом: почему мой ребенок плохо учится в университете? Почему она бросила такой престижный факультет, ведь мы все для нее сделали? Почему он не может найти стоящую работу?

Основная часть профориентационной работы в общеобразовательном учреждении сводится к работе с подростками: тренинги, диагностика, консультации, игры. Родители же часто остаются в стороне. В лучшем случае, с ними будет проведено 2-3 родительских собрания на соответствующую тематику с сообщением результатов диагностики их детей.

Данный практикум с элементами тренинга позволит родителям в доброжелательной и непринужденной обстановке рассмотреть проблемы профессионального самоопределения их детей и оценить свою роль на этом немаловажном этапе их жизни.

Вопросы для обсуждения:

Как окружение влияет на выбор профессии?

Какие обстоятельства больше всего могут повлиять на выбор профессии?

Какова доля ответственности родителей за профессиональный выбор ребенка?

Соотносятся ли выбранные профессии с выбором самого старшеклассника?

Какие ошибки можно допустить при выборе профессии?

Что будет способствовать их предупреждению?

Какие факторы помогут учащимся сделать качественный выбор будущей профессии?

Методические указания: практикум с элементами тренинга для родителей учащихся XI класса проводит педагог-психолог.

Предварительная подготовка:

Материалы: список «Ошибки в выборе профессии» (в соответствии с количеством участников группы), слайд-презентация с таблицей «Мотивы выбора профессии» (Приложение 1), готовые бланки «Дорожной карты» (в соответствии с количеством участников группы) (Приложение 2).

Оборудование: мультиборд, доска, мел, листы бумаги формата А4, ручки, карандаши, фломастеры.

Форма организации: практикум с элементами тренинга.

Методы и приемы работы: беседа, диспут, наблюдение, профориентационные игры и упражнения.

 

Ход практикума

 

Педагог рассказывает участникам о важности своевременной профориентационной работы с учащимися, о целях и задачах занятия.

Важнейшие задачи профориентации молодежи:

оказание профориентационной поддержки в своевременном выборе профессии, учреждения профессионального образования;

получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях для осознанного определения будущей профессиональной деятельности;

обеспечение обучающихся необходимой информацией о «современном облике» профессий и возможностях карьерного роста;

повышение привлекательности рабочих профессий среди обучающихся, их законных представителей и педагогических работников;

психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения и профессионального становления молодежи.

В рамках данного практикума мы сможем рассмотреть проблемы профессионального самоопределения старшеклассников и вашу роль на этом немаловажном этапе их жизни.

Упражнение «Круг».

Участникам по кругу предлагается представиться, рассказать немного о себе и продолжить предложение «Я пришел (ла) сюда, чтобы / потому что…».

Педагог-психолог:

Обратите внимание на доску, где нарисовано три пересекающиеся круга (Рисунок 1):

Рисунок 1 «Оптимальный выбор профессии»

Хочу

Могу

Надо

 

Оптимальный выбор профессии лежит на пересечении трех про­странств (трех кругов): хочу, могу и надо.

  • ХОЧУ – это пространство ваших желаний, целей, интересов, стремлений.
  • МОГУ – это пространство ваших способностей, талантов, состояние здо­ровья.
  • НАДО – это пространство запросов от рынка труда, социально-экономические проблемы региона, тенденции в развитии мировой экономики.

Давайте подумаем, уважаемые родители, насколько ваш выбор профессии является результатом гармоничного сочетания «хочу», «могу» и «надо»?

Обсуждение.

Перед выполнением следующих упражнений необходимо разделить участников практикума с элементами тренинга на 3-4 группы по 5 человек, т.к. предполагается подгрупповая работа.

Упражнение «Жил-был у бабушки серенький козлик...»

Цель: научить участников оценивать свою долю ответственности за принятые решения.

Работа в подгруппах.

Жил-был у бабушки серенький козлик... Всем известно, что потом с ним приключилось. Кто в ответе за то, что остались от козлика рожки да ножки? Виноват ли сам козлик, что отлучился в дремучий лес? А может, виноват злой Серый Волк, съевший несчастное животное?

Некоторые уверены, что за ситуацию полностью отвечает та самая бабушка, которая отставила козлика без присмотра... Вы согласны?

Попробуйте выразить свое мнение в виде графической диаграммы. Например, так (Рисунок 2):

 

Рисунок 2 «Доли ответственности»

 

 

 

А теперь давайте нарисуем для себя диаграмму ответственности за принятие решения, связанного с выбором профессии.

- Кто отвечает за принятое решение и в каком объеме?

Родители.

Дети.

Учитель.

Психолог / профконсультант.

Друзья.

Обсуждение.

Домашнее задание:

Вместе с детьми вечером нарисуйте еще раз диаграмму ответственности при выборе профессии.

Упражнение «Состязание мотивов».

Цель: помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии.

Инструкция участникам:

Наша задача – путем групповой дискуссии выбрать наиболее значимый для каждого из вас мотив выбора профессии вашего ребенка, т. е. ту главную причину, по которой вы выбираете профессию. Для этого устроим состязание мотивов по олимпийской системе, чтобы в конце определить мотив-победителя. На мультимедийном экране представлена таблица «Мотивы выбора профессии» (Приложение 1). Наш список мотивов включает 16 фраз.

Итак, сначала выберем предпочтительный мотив в каждой паре и запишем номер «победителя» в колонке 1/8. Далее сведем в очном поединке мотивы-победители и получим четыре главных мотива выбора профессии. Затем устроим полуфинал и, наконец, финал.

В заключение попробуйте теперь определить три первых места – три главных мотива выбора профессии.

Примечание: Возможен и индивидуальный вариант выполнения упражнения, после которого можно опросить всех участников и попросить их назвать два своих главных мотива («номера финалистов»). Результаты опроса нужно отмечать на доске, на которой предварительно нужно записать номера (от 1 до 16) мотивов. Таким образом, формируется групповая статистика предпочтений.

Обсуждение результатов.

Посмотрите на свои «мотивы-победители» (первые три места) и по­пробуйте найти 3-4 профессии, которые наилучшим образом соответствуют вашему набору мотивов. Запишите эти профессии у себя. А теперь подумайте, соотносятся ли эти профессии с выбором вашего ребенка и вашим выбором?

Упражнение «Если бы..., я стал бы...».

Цель: исследование влияния окружения и разных обстоятельств на выбор профессии.

На окончательный выбор профессии влияет множество различных условий и обстоятельств, которые невозможно игнорировать. Давайте составим список таких условий и обстоятельств. Вы будете называть их мне, а я буду записывать их на доске. Попробуйте примерить эти обстоятельства на себя, т. е. начните со слов «Если бы у меня...».

Например: если бы у меня родители были медиками…,

если бы я жил в глухой деревне…,

если бы я окончил школу с золотой медалью…,

если бы я свободно говорил на английском языке и т. д.

Каждый должен назвать не менее одного условия.

Теперь посмотрите на составленные списки и по очереди выберите себе одно обстоятельство, которое вам будет интересно исследовать на предмет того, как оно может влиять на выбор профессии.

А сейчас мы разобьемся на пары и спросим своего партнера, кем бы он стал при таких обстоятельствах. Схема вопроса такая: «Кем бы ты стал (мог стать), если бы...?» Свои ответы вам надо записать на отдельных листах.

Далее участники вывешивают свои листы с записями на стенах аудитории.

Обсуждение результатов.

- Как наше окружение влияет на выбор профессии?

- Какие обстоятельства больше всего могут повлиять на наш выбор профессии?

Упражнение «Рейтинг ошибок».

Цель: анализ типичных ошибок при выборе профессии.

Каждому участнику раздаётся список «Ошибки в выборе профессии» для индивидуальной работы.

Ошибки в выборе профессии:

  1. ОТНОШЕНИЕ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ КАК К НЕИЗМЕННОМУ.

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

  1. БЫТУЮЩИЕ МНЕНИЯ О ПРЕСТИЖНОСТИ ПРОФЕССИИ.

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что не­которые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например, мусорщик).

  1. ВЫБОР ПРОФЕССИИ ПОД ПРЯМЫМ ИЛИ КОСВЕННЫМ ВЛИЯНИЕМ ТОВАРИЩЕЙ (за компанию, чтобы не отстать).

Профессию мы выбираем по своему «вкусу» и «размеру» так же, как одежду и обувь.

  1. ПЕРЕНОС ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ - ПРЕДСТАВИТЕЛЮ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ПРОФЕССИИ - НА САМУ ПРОФЕССИЮ.

При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

  1. УВЛЕЧЕНИЕ ТОЛЬКО ВНЕШНЕЙ ИЛИ КАКОЙ-НИБУДЬ ЧАСТНОЙ СТОРОНОЙ ПРОФЕССИИ.

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напря­женный, будничный труд.

  1. ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С ПРОФЕССИЕЙ ИЛИ ПЛОХОЕ РАЗЛИЧЕНИЕ ЭТИХ ПОНЯТИЙ.

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется знание языка, много – переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

  1. УСТАРЕВШИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ХАРАКТЕРЕ ТРУДА В СФЕРЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА.

Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.

  1. НЕУМЕНИЕ РАЗОБРАТЬСЯ, ОТСУТСТВИЕ ПРИВЫЧКИ РАЗБИРАТЬСЯ В СВОИХ ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВАХ (склонностях, способностях).

Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.

  1. НЕЗНАНИЕ ИЛИ НЕДООЦЕНКА СВОИХ ФИЗИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ, НЕДОСТАТКОВ, СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.

Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, так как они могут ухудшить твое состояние здоровья.

  1. НЕЗНАНИЕ ОСНОВНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ОПЕРАЦИЙ И ИХ ПОРЯДКА ПРИ РЕШЕНИИ, ОБДУМЫВАНИИ ЗАДАЧИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.

Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить так же и при выборе профессии.

  1. Найдите в своих раздаточных материалах страницу со списком «Ошибки в выборе профессии». Внимательно изучите этот список и отберите три ошибки, которые кажутся наиболее опасными для вас, и вашего ребенка, то есть вы видите для себя и ребенка большую вероятность совершить именно эту ошибку.
  2. Теперь, когда вы отобрали для себя по три наиболее вероятные ошибки, я попрошу вас по очереди назвать их номера. Я буду параллельно, на основе ваших решений, вести статистику на доске – ставить палочки напротив номеров ошибок.
  3. В завершение давайте обратим внимание на ошибки, которые имеют в нашей группе наибольший рейтинг (получили больше всех выборов). Для этого мне бы хотелось, чтобы вы ответили на три вопроса.

В результате опроса всех участников у педагога появляется на доске частотная диаграмма.

  1. 111;
  2. 1;
  3. 111111;
  4. 1111;
  5. 11 и т.д.

Обсуждение.

Педагог обобщает пройденное: мотивы, ошибки…и предлагает, исходя из полученного, нарисовать каждому участнику карту профессионального пути ребенка.

Упражнение «Дорожная карта».

Цель: осознание промежуточных этапов и возможных путей достижения своей профессиональной цели.

Педагог:

Откройте свои раздаточные материалы на странице с заголовком «Дорожная карта» (Приложение 2).

Сформулируйте профессиональную цель для вашего ребенка:

поступление в конкретное учреждение образования;

окончание конкретного учреждения образования и получение специ­альности;

устройство на конкретное место работы;

конкретное профессиональное достижение, включая построение карьеры и получение наград, премий и прочего.

Запишите сверху на листе профессиональную цель (конечную остановку вашего пути).

Продумайте и запишите в «дорожную карту» вашего ребенка остановки.

Обсуждение в парах.

Расскажите партнеру о своем пути к профессиональной цели. Попробуйте совместно разработать альтернативный (другой) путь к той же самой цели. Отразите этот другой путь на своей карте.

Домашнее задание:

Нарисуйте «Дорожную карту» совместно со своими детьми и обсудите варианты каждого. Найдите альтернативные решения.

Рефлексия.

Участники по кругу высказывают свои впечатления, мысли и отвечают на вопросы:

- Какие факторы помогут учащимся сделать качественный выбор будущей профессии?

- Что нужно НАЧАТЬ делать нового сразу после нашего занятия, чтобы оказывать детям эффективную психолого-педагогическую поддержку в профессиональном самоопределении?

- Что следует ПРОДОЛЖАТЬ делать после нашего занятия?

- Что лучше ПРЕКРАТИТЬ делать?

Родителям и учащимся может быть интересна информация портала «Твоё профессиональное образование», созданного на базе Республиканского института профессионального образования: 

https://profitest.ripo.by/public/main;

Национального образовательного портала «Куда пойти учиться»:

https://adu.by/ru/ucheniky/kuda-pojti-uchitsya.html.

Результативность практикума с элементами тренинга можно оценить по вербализации участниками профессиональных планов, осознанию ошибок и желании их исправить.

 

 

Приложение 1.

 

Таблица «Мотивы выбора профессии»

 

 

 

 

1/8

 

1/4

 

1/2

 

Финал

 

1. Возможность получить известность, прославиться.

2. Возможность продолжать семейные традиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.

4. Возможность служить людям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Заработок.

6. Значение для экономики страны, обществен­ное и государственное значение профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Легкость поступления на работу.

8. Перспективность работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Позволяет проявить свои способности.

10. Позволяет общаться с людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Обогащает знаниями.

12. Разнообразная по содержанию работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Романтичность, благородство профессии.

14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Трудная, сложная профессия.

16. Чистая, легкая, спокойная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

«Дорожная карта».