ГУО «Сошненская средняя школа» Пинского района
Тема опыта работы педагога дополнительного образования
Чечун Елены Михайловны
«ИГРОВАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ»
Цель: воспитание гражданской активности и формирование экологически ориентированного сознания учащихся, направленного на сохранение природных ресурсов, их изучение и преумножение путём активной природоохранной деятельности.
Работа объединения по интересам «Юные лесоводы» эколого-биологического профиля проводится мной с 2012 года на базе ГУО «Сошненская средняя школа» Пинского района.
Для достижения цели планировалось достигнуть ряда определенных задач:
образовательных:
- активизировать познавательную деятельность и расширить экологические представления учащихся;
- организовать творческую деятельность в формировании в формировании экологической культуры;
- углубить теоретические знания учащихся в области ботаники, зоологии, экологии, формировать основополагающие экологические понятия;
- помочь в познании окружающей среды и её отдельных компонентов, взаимосвязи человека, животных, растений;
- обеспечить разнообразную практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды, развивать навыки практической и исследовательской деятельности;
- пополнить знания учащихся об окружающем животном и растительном мире, знаний о секретах содержания и ухода за комнатными растениями и питомцами живого уголка;
развивающих:
- развивать потребности в активной деятельности по изучению видового разнообразия животного и растительного мира Республики Беларусь;
- развивать навыки и умения практической, трудовой и исследовательской деятельности;
- развивать творческие способности, креативность, воображение, фантазию, эмоциональную отзывчивость;
воспитательных:
- воспитывать ответственность за сохранение природы и чувство бережного, гуманного отношения ко всему живому;
- воспитывать такие качества личности как доброта, чувство долга, ответственность, культура поведения, патриотизм, милосердие;
- воспитывать ответственность за экономное и бережное отношение к электроэнергии, теплу, воде, природе в целом;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающей среде и друг к другу.
Для успешного решения намеченных задач уделяется большое внимание непосредственному общению учащихся с природой, которое предполагает не просто визуальное знакомство из фото- и видео- источников, или знакомство с описанием природных явлений и изменений из учебника, а непосредственный контакт с природными объектами, прежде всего природным разнообразием своей малой родины.
В основу реализации данных задач положен метод экскурсионно-практической деятельности, направленной на экологическое образование учащихся, формирование экологической культуры и организацию разнообразной творческой деятельности. Для этого я стараюсь разнообразить виды занятий и использую такие формы работы как уроки-путешествия, беседы, интерактивные игры и виртуальные экскурсии, экскурсии и рейды в природу, занятия-семинары, тем самым предоставляю детям возможность самостоятельного поиска интересной информации по изучаемым разделам. В практику обучения включаю использование наглядных пособий и дидактического материала, изготовленного самими учащимися на основе исследовательской и практической работы (гербарии, дневники фенологических наблюдений, образцы мхов и древесной коры).
Особое внимание при выборе формы проведения занятия уделяю пробуждению у детей интереса к окружающей природе, к проблемам её охраны, воспитанию эмоциональной отзывчивости (любви, сострадания, сопереживания и т.д.) и эстетических качеств (восхищения, удивления, любования), развитию фантазии и воображения, пробуждению творческой активности, сопричастности к проблемам окружающей среды.
Не всякая деятельность способна прямо выявить эстетические свойства восприятия природы учащимися. Чтобы научить оценивать красоту и уникальность форм растений, грациозность животных, контрасты и насыщенность цветов, гармонию звуков я стараюсь учить детей замечать даже самые маленькие мелочи в природе: светящуюся капельку дождя или росы, серебристость паутинки, слаженный труд муравьёв и т.д. Поэтому на практических занятиях я стараюсь сформировать у учащихся умение наблюдать за малейшими изменениями в ландшафте, использую упражнения и игры, которые развивают слуховое и зрительное восприятие, стараюсь научить анализировать и обобщать собственные наблюдения. Широко использую такой приём как ведение фенологических наблюдений, в ходе которых ребята учатся различать голоса птиц, замечать и наблюдать занимательные моменты в жизни живой природы не только на занятиях кружка, но и в повседневной жизни. Результаты наблюдений за зимующими птицами в текущем году мы представили на конкурс «Птицы в центре внимания» оформив исследовательскую работу «Зимняя подкормка птиц – активный способ сохранения природы». Цель любого экологического исследования – формирование экологической культуры учащихся. Использование собранного в процессе фенологических наблюдений материала на занятиях открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия, создания творческих и исследовательских работ. Это пробуждает у учащихся глубокий интерес к родному краю, своей малой родине, желание вести пропагандистскую деятельность по сохранению природных ресурсов среди учащихся. Поэтому ежегодно такие акции как «Птичья столовая», «Домик для птиц», «Встречаем пернатых друзей» организовываем и проводим с кружковцами среди учащихся нашей школы.
С удовольствием учащиеся объединения «Юные лесоводы» организовывают познавательные экологические экскурсии для учащихся младшего школьного звена; экологические праздники на природе; фенологические наблюдения за природными объектами; целевые прогулки.
В своей работе я использую и традиционные, и нетрадиционные методы обучения: групповой метод, индивидуальная работа, использование игровых форм, использование наглядных пособий, общение с «живой» природой, метод экскурсионной и практической демонстрация, конкурсы, анализ, обобщение, экологические игры, игровые ситуации и путешествия, «пошаговая инструкция» (при работе с природным материалом), создание воспитывающей ситуации, требующей от учащихся самостоятельного решения; проблемный рассказ, проблемная ситуация, практическая, исследовательская работа, лабораторная, самостоятельная работа, эмоциональное стимулирование, работа с литературой и информационными ресурсами, коллективная творческая деятельность, творческие задания, конкурсы, экологические проекты и акции, экологическое моделирование и прогнозирование, рефлексия, презентация, выпуск листовок и буклетов, выставки, викторины, экологическое нормотворчество (конструирование норм и правил экологической этики («Декларация о правах природы»).
Для выбора нужного направления в работе и проверки, в какой степени учащиеся овладели умениями и навыками, провожу диагностику экологических знаний в виде анкет, опросников, что позволяет оценить динамику развития детей, спланировать дальнейшую работу.
В течение учебного года ребята с удовольствием посещают кружок. Самой любимой формой занятия для детей стали экскурсии и походы в природу, во время которых дети знакомятся с новыми явлениями, наслаждаются их красотой, укрепляют свое здоровье на свежем воздухе, развивают нравственные качества.
На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к экологической деятельности. У них появилось желание более близко общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Сформирована основа экологической культуры детей. Через экологическую деятельность у детей идет развитие познавательного процесса, формируется эмоционально-положительное отношение к природе, эффективно развивается воображение, мышление, память, вырабатываются навыки исследовательской деятельности.
Особое место в системе экологического образования учащихся занимает такая форма как заочное обучение в «Республиканской школе актива юных лесоводов». Данная форма предполагает двухгодичный курс обучения, в ходе которого ребята самостоятельно занимаются научно-исследовательской деятельностью, начиная с ведения дневников фенологических наблюдений и выполнения рефератов на природоохранную тематику на первом курсе обучения. На втором курсе учащиеся выполняют курсовую работу по разделам лесоохраны и побочного лесопользования, а также дипломную работу, в которой представляют собственное исследование на одну из тем. Защита дипломных проектов проходит в Республиканском экологическом центре и является завершающим этапом обучения.
В 2017-2018 учебном году было успешно защищено три дипломных проекта, а результатом текущего учебного года стала защита ещё двух работ. Кроме того двое учащихся 7-8 классов, по результатам предоставленных рефератов, зачислены в 2019 году на первый курс обучения и готовятся к прохождению учебных сборов в летний период. На сборы первокурсникам необходимо предоставить гербарии лесных травянистых растений и дневники фенологических наблюдений за развитием лесных деревьев и кустарников. Над подготовкой данных работ ребята активно работают в течение мая и июня.
В школе лесоводов имеют возможность обучаться дети 7-9 классов, т.к. именно в этом возрасте подростки глубже осознают государственную и общественную значимость экологически проблем. Они осуждают всякое зло, жестокость, жадность по отношению к природе. Бережное отношение к природе они тесно связывают с борьбой за мир, с внутренней гармонией самого себя и всего человечества. У ребят данного возраста, особенно у девочек, ярко выражено нравственно-эмоциональное отношение к природе: "природа – самое прекрасное", "это самое необходимое, нужное человеку", "от природы зависит настроение человека", "красоту и первозданность природы нельзя губить".
В этом возрасте усиливаются патриотические мотивы: "Родина – это прежде всего родная природа", "мой вклад в охрану природы будет помощью Родине". Забота о природе родного края у старших подростков проявляется в конкретных делах. Они нередко выступают с инициативой очистить экологическую тропу от различного мусора, небрежно оставленного людьми, отправиться в экологическую экспедицию, чтобы изучить различные природные объекты и их состояние (болото, озеро и т.д.) именно в этом возрасте наиболее интересно детям заниматься исследовательской деятельностью и получать видимые результаты.
Вместе с тем именно в этом возрасте чаще всего встречаются "разрушительные действия". Подростки еще слабо представляют себе последствия воздействия человека на природу, нередко не предвидят, к чему может привести поступок, совершенный из любопытства или озорства. Поистине противоречивый возраст! Это создает определенные трудности в развитии и укреплении экологической культуры подростков. В то же время их активность и стремления к деятельности служат основой для овладения научными знаниями, формирования практических умений и навыков природоохранительного характера.
Учащиеся старших классов, как правило, придают большое значение общественно полезным делам по улучшению окружающей среды, принимают в них участие, высказывают твердое убеждение в том, что охрана природы – задача каждого гражданина. Молодежь видит вред не только от прямого ущерба, который может нанести человек природе, но и от равнодушного к ней отношения.
Важно, чтобы в сознании учащихся научный и рациональный подход к природе сливалсяся с нравственно-этическим. Старшеклассники чаще подчеркивают необходимость "не только брать у природы, но и отдавать ей, не губя и не разрушая ее". Некоторые из них мечтают "не через сто лет, а именно сейчас превратить нашу Землю в цветущий сад". Поэтому привлечение ребят к лесовосстановительной деятельности, особенно в настоящий период, когда остро стоит проблема короедного усыхания сосны, даёт им возможность не только внести свой посильный вклад в природоохранную деятельность, но и в короткий временной промежуток любоваться результатом своей работы. Ведь молодые посадки леса, высаженные с соблюдением необходимых технологий, уже через 3-5 лет радуют глаз пышным подростом. А ведение наблюдений ребятами за развитием саженцев на нескольких участках (с разными почвами, рельефом местности, водного режима) даёт возможность для сравнительного анализа и исследовательской деятельности.
Учащиеся кружка также активно включаются в реализацию экологических проектов, а также охотно участвуют в различных экологических конкурсах и экспедициях. Результаты деятельности за три года представлены в таблице.
№ п/п |
Название конкурса, мероприятия |
Дата |
Результа-тивность |
1. |
Областной конкурс юных лесоводов (интеллектуальная игра «Лесные знатоки») |
2016г. |
Диплом управления образования Брестского облисполкома (3-е место) |
2. |
Областной этап конкурса «Осенний марафон», номинация «Зелёные маршруты» |
2016г. |
Диплом Управления образования Брестского облисполкома |
3. |
Областной слёт юных лесоводов, презентация деятельности объединения «Юные лесоводы» |
2016г. |
Сертификаты участников |
4. |
Республиканский конкурс «Юный натуралист» в рамках акции «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся» (участник – Бердник Карина) |
2016г. |
Победитель областного этапа (Диплом III степени управления образования Брестского облисполкома) |
5. |
Республиканский образовательный проект «Зелёный ключ», номинация «С любовью к природе» (участники – Бердник Карина, Ломако Мария, Левша Екатерина) |
2017г. |
Победители областного этапа (Диплом III степени управления образования Брестского облисполкома)
|
6. |
Областной интерактивный конкурс «День экологических знаний» |
2017г.
|
Участие |
|
Районная акция «Прилетайте в Беларусь» |
Апрель 2017г. |
Организация и проведение на базе школы |
7. |
Юниорский лесной творческий конкурс «Квітней мой лес», исследовательская работа «Роль стволовых вредителей в усыхании сосновых лесов» (участник – Бердник Карина) |
2018г. |
Бердник К. – Диплом II степени областного этапа |
8. |
Заочное обучение в «Республиканской школе актива юных лесоводов» (Бердник Карина, Ломако Мария, Малыщицкая Надежда) |
Март 2018г. |
Свидетельства об окончании |
9. |
Областной слёт юных лесоводов, интеллектуальная игра «Что, где, когда в лесу» |
Май 2018г. |
Мишук А. – Дипломом III степени, Малыщицкая Н. –Диплом за активное участие управления образования Брестского облисполкома. |
10. |
Конкурс «Птицы в центре внимания» Номинация «Птицы на кормушке» Исследовательская работа «Зимняя подкормка птиц – активный способ сохранения природы» (участник – Горегляд Анна)
|
Январь 2019г. |
Участие |
11. |
Защита дипломных проектов в «Республиканской школе актива юных лесоводов» (Вожуй Анна, Мелюх Алина)
|
Март 2019г. |
Свидетельства об окончании школы |
С целью расширения кругозора учащихся по вопросам природоохранной и охотоведческой деятельности налажено тесное сотрудничество с администрацией и работниками ГЛХУ «Пинский лесхоз» и Сошненское лесничество. Именно в беседах со специалистами дети получают бесценные знания о невидимых нам процессах, которые происходят в жизни живой природы, учатся понимать язык природы, находить пути решения многих экологических проблем.
На развитие профессионализма любого педагога большое влияние оказывает самообразование. Я постоянно изучаю опыт коллег по использованию различных форм организации занятий, знакомлюсь новыми программами, изучаю методическую литературу. Готовясь к занятиям, постоянно ищу и анализирую новую информацию.
Свою работу по воспитанию экологической культуры учащихся и развитию экологической грамотности я представила в проекте «Школа экологии: сохраняя – преумножаем». Данный проект получил высокую оценку на областном этапе (Диплом 1 степени) и принял участие в Республиканском конкурсе-выставке методических материалов по экологическому направлению.
Я не ставлю целью своей работы воспитать будущих лесничих, лесотехников, или охотоведов. Хотя проводимая профориентационная деятельность даёт свои положительные результаты, и некоторые выпускники кружка намерены связать свою будущую профессию с лесопромышленной отраслью. В большей степени я стремлюсь научить детей любоваться природой своего края, стремиться сохранить и приумножить природные богатства своей малой родины. С этой целью организуются и проводятся трудовые акции «Посади дерево», «Чистый лес» и др. Я замечаю, как учащиеся стали ответственнее относиться к процессу высаживания саженцев сосны, болеть за итог своей трудовой деятельности, стараются применять изученные на занятиях кружка технологии.
Научившись наблюдать за окружающей красотой в процессе труда и осознав возможность творить с его помощью красоту вокруг себя, ребёнок иначе воспринимает окружающий его мир природы. Поэтому экскурсии на возобновляемые территории леса и наблюдения за развитием молодых посадок, за результатом собственного труда, ведение дневников и контроль за ежегодным приростом помогают детям ощутить себя не просто частью окружающего мира, но и способствуют развитию бережного отношения к окружающей нас природе.
Результативность опыта:
Использование экологического и эколого - краеведческого материала на занятиях кружка позволили мне глубже раскрыть перед учащимися пути рационального природопользования и охраны окружающей среды. Это дало первые положительные результаты:
- растет уровень экологической воспитанности детей;
- учащиеся не только научились пользоваться краеведческой литературой, но и проявляют инициативу в сборе материала по природе своего края, увеличилось число детей, занимающихся исследовательской деятельностью;
- приобретенные в ходе практической и исследовательской работы умения и навыки помогают учащимся добиваться хороших результатов при обучении в «Республиканской школе актива юных лесоводов», а соответственно, служат важным фактором в профориентационной деятельности и выборе будущей профессии;
Современный личностно – ориентированный подход к обучению заставляет меня не только требовать от ребят усвоения определенной суммы знаний, но и умения применить их в творческих ситуациях.
Увлеченность, с которой ребята изучают экологические темы, способствует расширению и углублению знаний учащихся и определяет их успехи.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1.Экологическое воспитание учащихся – приоритетное в настоящее время направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры. 2. Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в нашей школе, способствует значительному повышению экологической культуры учащихся.
Считаю, что успешные результаты во многом зависят от того, в какой степени заинтересован природоохранной и экологической деятельностью сам педагог, и как он сумеет заинтересовать своих воспитанников.
Я знаю и люблю свою малую родину, постоянно её изучаю. Могу сказать, что лично мне экологическая работа приносит большую пользу. Занимаясь ей с детьми, сама обогащаюсь знаниями, знакомлюсь ближе с природой.
В перспективе я вижу дальнейшее продолжение учащимися научно – исследовательской деятельности, формирование экологической культуры, развитие профориентационной работы путём сотрудничества со специалистами и работниками лесной отрасли.
Педагог дополнительного образования Е .М.Чечун