ПРОГРАММА объединения по интересам «Юные лесоводы»

Отдел по образованию  Пинского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Центр творчества детей и молодежи» Пинского района

 

 

                                                                             УТВЕРЖДАЮ

Директор государственного учреждения образования «Центр творчества детей и молодежи» Пинского района

_________ А.А.Левошко

___. ___. 2018г.

 

 

ПРОГРАММА

объединения по интересам

«Юные лесоводы»

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог дополнительного образования

Чечун Елена Михайловна

Возраст учащихся: 10 – 16 лет

Срок реализации: 3 года

 

 

 

 

 

 

 

 

Пинковичи, 2018

Программа составлена  на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи (экологический профиль)

 

Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического  совета

протокол № ____ от ___________

 

Директор ЦТДиМ                                                         А.А.Левошко

Методист                                                                       Г.В.Можоркина    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Программа «Юные лесоводы» определяет методологические, теоретические, концептуальные основы, направления и содержание эколого-биологической деятельности объединения по интересам, организационные и методические особенности педагогического процесса, а также его условия и результаты

Программа объединения по интересам «Юные лесоводы» разработана на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодёжи эколого-биологического профиля.

Программа объединения по интересам «Юные лесоводы» характеризует педагогическую концепцию деятельности объединения по интересам, в которой раскрываются цель, задачи, направления, содержание, последовательность осуществления, формы и методы педагогического процесса.

Программа «Юные лесоводы»– это базовый образовательный маршрут учащихся, при прохождении которого они могут выйти на более высокий уровень образованности, воспитанности, развития экологической культуры.

Программа соответствует направлениям и областям эколого-биологического профиля, образовательным технологиям, дидактическим принципам обучения.

Формирование экологической культуры и сохранение биологического разнообразия – одно из важнейших направлений образования в интересах устойчивого развития общества. Дополнительное образование детей и молодежи эколого-биологического профиля связано с изучением основных экологических и биологических дисциплин общей экологии, прикладной экологии, социальной экологии, ботаники. Необходимость и умение получать дополнительные знания по предметам школьных программ способствует дальнейшему росту личности в социуме. Знания по экологическим и биологическим образовательным областям необходимы для получения специальности по таким направлениям, как биотехнология, медицина, сельское хозяйство, ветеринария, растениеводство, лесоведение, генная инженерия, биофизика, микробиология, ландшафтный дизайн, флористика, энергоэффективные технологии, энергетический и экологический менеджмент, зеленое строительство и др.

Цель реализации программы «Юные лесоводы» – формирование экологической культуры личности как стратегического условия устойчивого развития общества и природы.

Задачи:

  • формирование представлений о значении экологических дисциплин в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья;
  • формирование основ экологической грамотности;
  • формирование ценностных экологических ориентаций детей и молодежи;
  • формирование мотивов конструктивной эколого-биологической деятельности;
  • осознание человеком самоценности природы;
  • освоение норм, правил поведения и деятельности в природе, взаимодействия с природой;
  • формирование у учащихся системы практических экологических научно-исследовательских умений и навыков, допрофильной подготовки;
  • развитие эмоциональной отзывчивости учащихся к природе, формирование опыта эмоционально-волевого отношения к решению эколого-биологических проблем на личностном уровне.
  • развитие потребности общения с природой;
  • укрепление и расширение знаний об основах охраны природы;
  • развитие навыков практической работы по охране и защите леса: посадка и посев леса, сбор лекарственного сырья, умение вести наблюдения, описания леса;
  • привитие навыков практической работы по охране природы, бережного отношения к «зеленому другу».
  • формирование интереса и уважительного отношения к культурному и природному наследию, сокровищам мировой цивилизации и их приумножение;
  • воспитание бережного отношения к окружающей среде;

Актуальность  программы «Юные лесоводы»  состоит в том, что она направлена на формирование принципов взаимодействия с природой, воспитание осознания человеком своей ответственности за дальнейшее развитие биосферы, за обеспечение своей будущности и реализуется через межпредметные связи, основывается на системе научных идей, базой которых является исследовательская биолого-экологическая деятельность, познавательная экологическая деятельность, практическая, природоохранная деятельность, художественно-эстетическая деятельность.

Образовательной областью программы является «Экология».

Экология – это наука о взаимоотношениях между живыми организмами (растений, животных, человека) и их абиотической и биотической окружающей средой. Будучи сложной наукой, экология охватывает разнообразные знания и включает аспекты взаимодействия природы и человека.

Основное направление деятельности по программе - экология и охрана окружающей среды (природопользование, лесоводство)

Принципы реализации программы:

  • принцип доступности и последовательности (предполагает построение содержания занятия от простого к сложному);
  • принцип научности (содержание занятия в объединении по интересам должно опираться на современные научные достижения);
  • принцип природосообразности (содержание и технология педагогического взаимодействия в рамках занятия должны соответствовать возрастным, половым, индивидуальным особенностям);
  • принцип наглядности (предполагает широкое использование на занятии наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения);
  • принцип связи теории с практикой (органичное сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков);
  • принцип результативности (при проектировании содержания занятия необходимо четко определить, что узнает, чему научится каждый обучающийся);
  • принцип актуальности (предполагает максимальную приближенность содержания занятия к реальным условиям жизни и деятельности обучающихся);
  • принцип межпредметности (подразумевает междисциплинарность содержания педагогического взаимодействия, осуществление межпредметных связей);
  • принцип культуросообразности (соответствие содержания занятия времени и эпохе, сложившейся социокультурной ситуации, особенностям страны, региона, учреждения образования).

Содержание занятий объединения по интересам «Юные лесоводы» направлено на формирование у обучающихся целостного спектра компетенций, среди которых:

  • академические компетенции: уметь учиться и работать самостоятельно, быть способным порождать новые идеи; уметь выполнять различные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.); владеть и применять базовые научные знания для решения теоретических и практических задач в жизнедеятельности; владеть исследовательскими навыками; уметь готовить доклады, рефераты, тезисы выступлений, презентации по изучаемым проблемам; уметь рефлексировать свой собственный опыт жизнедеятельности и др.;
  • социально-личностные компетенции: быть способным к социальному взаимодействию; уметь работать в команде, творческой группе; иметь гражданскую позицию; быть способным к критике и самокритике; иметь гуманистическую направленность личности; быть готовым к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию и др.;
  • общепрофессиональные компетенции: уметь работать с литературой и другими источниками информации; составлять какие-либо тексты, описания в соответствии с установленными требованиями; анализировать и оценивать собранную информацию по какой-либо проблеме.

По программе предусмотрено активное вовлечение детей в самостоятельную учебно-творческую деятельность через личностное познание родного края – экскурсии, походы, практические задания по изучению явлений и объектов лесного биоценоза, влияния антропогенного воздействия на лес.

В процессе освоения программы предполагается активное сотрудничество с администрацией  ГЛХУ «Пинский лесхоз» и  работниками Сошненского  лесничества, школьными лесничествами, изучение книг, журнальных статей, получение знаний об охране и защите леса. Предусмотрены групповые и индивидуальные занятия при подготовке курсовых и дипломных проектов с обучающимися Республиканской школы актива юных лесоводов.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Образовательный процесс при реализации программы «Юные лесоводы» в течение учебного года составляет 36 недель. Количество учебных часов в течение учебного года составляет 144 часа в год. Основной формой организации образовательного процесса является занятие. Занятия проводятся с учащимися 10-15 лет 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного учебного часа – 45 минут.

Наполняемость объединения по интересам  «Юные лесоводы» первого года обучения составляет - от 12 до 15 учащихся, второго и последующих годов обучения - не менее 8 учащихся.

По отдельным разделам (темам), предусмотренным учебно-тематическим планом программы, группы могут делиться на подгруппы, а также могут проводиться индивидуальные занятия с учащимися.

Занятия проводятся в помещении, соответствующем санитарно-гигиеническим нормам, правилам безопасного поведения. При проведении практических работ и организации фенологических наблюдений предусмотрено проведение экологических экскурсий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(1-й год обучения)

 

 

№ п/п

 

 

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

 

всего

Из них

теорети-ческих

практи-

ческих

1.

Введение

2

2

-

2.

Лес – основной компонент окружающей среды

20

6

14

3.

Естественное возобновление леса и лесоразведение

16

6

10

4.

Вредители леса и меры борьбы с ними

12

6

6

5.

Болезни леса и меры борьбы сними

12

6

6

6.

Лесные почвы.

6

2

4

7.

Изучение и охрана лесных  птиц

14

8

6

8.

Изучение и охрана лесных млекопитающих

14

6

8

9.

Изучение и охрана естественной растительности

14

4

10

10.

Изучение и охрана насекомых и других беспозвоночных животных

12

4

8

11.

Изучение и охрана амфибий и рептилий

6

4

2

12.

Влияние леса на природную среду

4

2

2

13.

Оздоровительное и санитарно-гигиеническое значение леса

4

2

2

14.

Охрана и защита лесов

6

4

2

 15.

Итоговое занятие

2

2

-

 

Итого

144

64

80

                                                             

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

  1. Вводное занятие.

Цели и задачи кружка. Требования. Инструктаж учащихся по правилам безопасности при выполнении любых работ в лесу.

Школьные лесопитомники, их роль в лесозащитной и лесовосстановительной деятельности. Участие школьников  в деле охраны леса и зеленых насаждений. Знакомство с положением о школьном лесопитомнике.

  1. Лес – основной компонент окружающей среды.

Понятие о лесе и лесных насаждениях. Характеристика лесных ресурсов мира и региона. Типы леса. Роль леса  в природе и жизни человека. Лесные богатства региона и их роль в жизни местного населения. Пищевые, лекарственные, фитонцидные растения, промысловые виды, редкие растения и животные леса. Лесные сенокосы и пастбища. Пчеловодство. Ядовитые грибы, ягоды и растения. Правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений.

  1. Естественное возобновление леса и лесоразведение.

Естественное возобновление леса, основные понятия (предварительное, последующее и сопутствующее возобновление, семенное и порослевое и т. д.). Искусственное возобновление леса (лесные питомники и культуры). Заготовка семян, их хранение; подготовка семян к посеву (стратификация, намачивание, ошпаривание). Виды посевов, нормы высева, глубина заделки. Лесные питомники и их отделы. Создание лесных культур.

Практическая работа:

Экскурсия в питомник лесхоза. Обследование и оценка естественного возобновления на вырубке, где лес вырублен не более чем 1-2 года назад.

  1. Вредители леса и меры борьбы с ними.

Основные способы борьбы с болезнями и вредителями леса. Физико-механический, биологический, химический методы. Характеристика основных химических и биологических средств борьбы с вредителями и болезнями леса. Вредители плодов и семян. Вредители сеянцев лесных культур и естественного возобновления. Стволовые вредители.

Практическая работа:

Определение некоторых вредителей леса по наносимым ими повреждениям.

  1. Болезни леса и меры борьбы с ними.

Болезни плодов и семян. Болезни сеянцев в питомниках и молодняках. Негнилевые болезни стволов и ветвей. Гнилевые болезни корней и стволов.

Практическая работа:

Сбор образцов гнилей древесных растений во время экскурсии в лес и определение возбудителей заболеваний по определенным таблицам и рисункам.

  1. Лесные почвы.

Характеристика лесных почв. Влияние почв на состав леса, его качество и продуктивность, на рост и развитие корневых систем деревьев. Воздействие леса на почву. Почвенные горизонты и условия их образования. Свойства и механический состав почв. Методика изучения почв. Почвенные разрезы.

Практическая работа:

Описание почвенного разреза по готовому монолиту и определение типа лесной почвы.

  1. Изучение и охрана лесных птиц.

Значение птиц в природе и хозяйстве человека. Сезонные явления в жизни птиц. Особенности охраны птиц. Лесохозяйственные работы и забота о птицах. Значение птиц в борьбе с вредителями леса, привлечение птиц. Видовой состав лесных птиц своей местности. Охраняемые виды птиц. Законы по охране птиц.

Практическая работа:

Изучение видового состава лесных птиц своей местности, их питания, суточной активности, особенностях гнездования, влияния антропогенных изменений природы на птиц. Пропаганда значения птиц.

  1. Изучение и охрана лесных млекопитающих.

Роль млекопитающих в природном комплексе и жизни человека. Значение сохранения млекопитающих для генофонда. Редкие виды млекопитающих своей местности. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Промысловые виды. Охрана и использование млекопитающих. Законы по охране млекопитающих.

Практическая работа:

Учет численности отдельных видов по сезонам. Разъяснительная работа о соблюдении сроков охоты. Изучение влияния антропогенных преобразований природы на млекопитающих. Пропаганда охраны млекопитающих.

  1. Изучение и охрана естественной растительности.

Характеристика растительности своей местности. Растительные сообщества. Лесные сообщества. Видовой состав лесного сообщества своей местности. Редкие и охраняемые растения местности. Рациональное использование растений и растительных ресурсов. Растения «часы», «барометры», «биоиндикаторы». Охрана растений.

Практическая работа:

Изучение растительности своей местности. Выявление редких и охраняемых растений. Картирование мест произрастания редких растений. Наблюдение за деградацией растительности под влиянием различных факторов деятельности человека. Изучение полезных свойств местных растений. Проведение пропагандистской работы по охране растений и их правильному использованию.

  1. Изучение и охрана насекомых и других беспозвоночных животных.

Роль беспозвоночных животных в жизни природы и человека. Опылители растений. Создатели почвы. Значение сохранения беспозвоночных животных для генофонда. Тематика и методика наблюдений за беспозвоночными животными. Охрана беспозвоночных животных.

Практическая работа:

Экскурсия в природу для знакомства с разнообразием видового состава беспозвоночных животных. Наблюдение за насекомыми. Картирование муравейников. Участие в операции «Муравей». Пропаганда идей охраны беспозвоночных животных.

  1. Изучение и охрана амфибий и рептилий.

Значение амфибий и рептилий в природе и жизни человека. Причины сокращения численности земноводных и рептилий в природе. Амфибии и рептилии своей местности и их охрана.

Практическая работа:

Экскурсия в природу с целью изучения видового состава амфибий и рептилий и их жизни. Разъяснительная работа о значении амфибий и пресмыкающихся, о важности их охраны.

  1. Влияние леса на природную среду.

Значение леса в природе. Роль леса в регулировании почвенных процессов, в почвообразовании. Водорегулирующее и водоохранное  значение леса. Значение леса в регулировании атмосферных процессов. Защитное лесоразведение и озеленение населенных пунктов.

Практическая работа:

Выявление площади зеленных насаждений своей местности, лесных культур предназначенных для улучшения природных условий, защиты местности от суховеев и снежных заносов, пыльных бурь, водной и ветровой эрозии. Составление проекта озеленения участка при жилом здании.

  1. Оздоровительное и санитарно-гигиеническое значение леса.

Роль леса в поддержании кислорода в атмосфере. Способность леса очищать атмосферу от пылевидных и газообразных веществ. Свойство многих лесных видов растений выделять летучие вещества, способные убивать ряд болезнетворных организмов. Звукопоглотительная способность леса.

Практическая работа:

Оценка экологического состояния пришкольного участка: загрязнение атмосферы выбросами транспорта; загрязнение атмосферы пылевыми частицами; степень озеленения пришкольного участка.

  1. Охрана и защита лесов.

Положение о государственной лесной  охране. Понятие о видах лесонарушений и ответственность за них.

Виды лесных пожаров. Простейшие способы и техника их тушения.

Вредные и полезные для  леса птицы, звери и насекомые. Лесные животные «Красной книги». Животные, занесенные в «Черную тетрадь». Охраняемые виды. Вредители и болезни леса, способы защиты от них. Насекомые – энтомофаги. Привлечение и охрана насекомоядных птиц и муравьев как биологический метод борьбы с вредителями леса.                               

Правила охраны муравейников. Роль искусственных гнездовий. Значение зимней подкормки зверей и птиц.

  1. Итоговое занятие.

Подведение итогов работы за год. Награждение лучших учащихся. Обсуждение плана работы на следующий год.

 

                   ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

К концу 1-го года обучения учащиеся должны знать:

- основные принципы рационального природопользования;

- особенности правового режима охраны природных ресурсов Республики Беларусь;

- простейшие методики оценки экологического состояния окружающей среды;

- основные пути реализации охраны природы в Беларуси;

- основные центры биоразнообразия и деградации в Беларуси;

- правила использования природных ориентиров в лесу;

 

  должны уметь:

- характеризовать основные уровни организации живых систем;

- характеризовать основные экологические проблемы Беларуси;

- отличать глобальные экологические проблемы от других;

- характеризовать основные среды жизни;

- пользоваться Красной книгой Беларуси;

- объяснить наличие в Беларуси центров биоразнообразия и деградации;

- описывать, собирать, составлять гербарии видов растений и животных;

- работать с экологической литературой;

- правильно оценивать экологическую ситуацию;

- правильно ориентироваться в решении экологической проблемы;

- правильно проводить исследования в природе;

- прогнозировать состояние окружающей среды;

- применять полученные знания на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (2- й год обучения)

 

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

 

из них

всего

теория

практика

1

Введение

4

2

2

2.

Экологическая тропа. Изучение и описание природных и географических объектов.

10

2

8

    3.

Основы лесоведения и лесоводства

20

8

12

    4.

Охрана природы

14

4

10

5.

Лес — основной компонент окружающей среды.

12

6

6

6.

Основные сведения о лесных ресурсах мира.

4

2

2

7.

Зимняя забота о лесных животных и птицах.

14

4

10

8.

Охрана и защита леса.

20

8

12

9.

Основы лесной таксации

10

4

6

10.

Лесовосстановление.

12

4

8

11.

Организация лесозаготовок и переработки древесины в лес ном хозяйстве.

12

4

8

12.

Организация метеорологических и фенологических наблюдений в природе.

8

4

4

13.

Выступление агитбригады перед учащимися школы

2

 

2

14.

Итоговое занятие

2

 

2

 

Итого

144

52

92

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Введение

Знакомство учащихся с целями и задачами кружка  и планом работы на учебный год. Школьные лесничества. Их цели и задачи. Роль школьных лесничеств в природоохранном просвещении, трудовом воспитании и профессиональной ориентации учащихся. Участие юных друзей природы в охране и восстановлении лесов, озеленении населенных пунктов и дорог, сборе лесных семян и лекарственных растений.

Экскурсия в Сошненское лесничество.

  1. Экологическая тропа. Изучение и описание природных и географических объектов

Основы создания экологической тропы, выбор природных и географических объектов.  Изучение и исследование станций экологической тропы «Бобровая» на территории Сошненского лесничества. Составление текста экскурсии по тропе.

Практическая работа.

Организация экскурсии по экологической тропе для младших школьников. Выпуск рекламного буклета «Тропа «Бобровая приглашает!»

  1. Основы лесоведения и лесоводства

Дендрология. Краткая характеристика основных лесообразующих древесных и кустарни­ковых пород РБ. Биологические особенности и условия их произ­растания. Лесоводство — наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины.

Подрост. Подлесок. Напочвенный покров. Их значение для леса. Растения, занесенные в «Красную книгу РБ» и области. Охраняемые виды редких растений области и района.

Виды и способы рубок. Рубки ухода за лесом и санитарные рубки. Их значение для формирования ценных насаждений.

Применяемые в лесу машины и механизмы, орудия труда. Организация труда, соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии на лесохозяйственных работах. Крат­кие сведения о видах грибов, ягод, лекарственных растениях. Ядовитые грибы, ягоды и растения. Дикорастущие растения, используемые в пищу. Правила сбора грибов, ягод и лекарствен­ных растений.

Практическая работа.

Инструктаж всех учащихся при выполнении ими любых работ в лесу. Определение древесных пород по осенним побегам, листьям и хвое, шишкам и плодам, семенам и коре и др. с помощью определителей. Определение по­родного состава деревьев и кустарников по готовому гербарию и таблицах с помощью определителя. Распознавание видов пород по внешне­му виду семян. Распознавание видов грибов, ягод и лекарствен­ных растений по рисункам, гербарию, альбомам и открыткам с помощью определителей.

Проведение викторин «Знаешь ли ты грибы, ягоды и лекарственные растения?», «Знаешь ли ты главнейшие древесные   и   кустарниковые породы, произрастающие естественно в лесу?».

Общественно полезный труд.

 Участие в операции «Лесная аптека» по сезонам года и видам заготовок  лекарственного сырья.

Беседы среди своих сверстников и младших школьников  темы «Что такое лес и его элементы», «Лекарственные растения  и их использование  человеком».

Экскурсии в лес для ознакомления с растительностью на вырубках, а также для обнаружения и картирования мест произрастания лекарственных растений.

  1. Охрана природы

Охрана природы – дело государственной важности. Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.  Культура  поведения в природе. Составление правил поведения в природе.

И. В. Мичурин — великий преобразователь природы.  

Важнейшие документы по охране природы. Охрана окружающей при­родной среды — актуальный вопрос в мире. Соблюдение закона об охране природы. Роль пропаганды знаний по охране природы и рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов. Просмотр и обсуждение документального кинофильма «Тайны природы».

Практическая работа. 

Встреча с ветеранами лесного хозяйства и тружениками леса. Сбор семян сорных трав, диких ягод, заготовка веток и сена для организации зимней подкормки птиц и зверей.

Экскурсия в природу с фотоаппаратом «чудные мгновения природы».

  1. Лес — основной компонент окружающей среды

Краткий обзор истории развития лесоводства в РБ.  Хозяйственное значение леса для развития страны. Лес в творчестве писателей и худо жников.

Типы лесов Беларуси. Основные свойства леса. Роль зеленых насаждений в жизни человека.  Лес — место обитания животных. Экологические взаимосвязи  растительного и животного мира с окружающей средой.

Заповедники и заказники. Выявление и охрана памятников природы.  Просмотр и обсуждение  кинофильма «Заказники Беларуси».

Практическая   работа. 

Беседа с  младшими  школы на тему «Значение леса в жизни   человека».  Викторина   «Лес  — мир   добра   и   чудес».   Оформление   стенда «Что    дает    один    гектар леса».   

Экскурсия в лес для определения ти­пов леса по лесорастительному покрову.

  1. Основные сведения о лесных ресурсах мира.

Географическое размещение лесов на земном шаре. Характеристика лесных ресурсов мира.

Основные показатели, характеризующие лесной фонд. Его экономическое значение в настоящее время и в будущем. Управ­ление лесным хозяйством в РБ и за рубежом.

 

Практическая работа.

Работа с литературой и атла­сами карт, содержащими сведения о лесных ресурсах. Выписка в тетрадь — памятку необходимых данных.

  1. Зимняя забота о лесных животных и птицах

Организация деятельности в лесничествах и лесхозах страны по осуществлению зимней подкормки лесных животных. Регулирование численности хищников. Встреча с лесниками и охотниками Сошненского лесничества (круглый стол).

Практическая работа.

Организация и проведение акции «Птичья столовая» среди школьников. Мастер-класс по изготовлению кормушек и способов приготовления корма для птиц. Выпуск и распространение буклетов «Как правильно покормить пернатых друзей». Изготовление кормушек в школьной мастерской.

  1. Охрана и защита леса

Организация охраны леса. Положение о государственной лесной охране( встреча с работниками Пинского лесхоза).

Виды лесных пожаров. Простейшие способы и техника их ту­шения. Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые. Жи­вотные, занесенные в «Красную книгу». Животные, занесенные в«Черную тетрадь». Охраняемые виды животных и птиц. Главнейшие ви­ды вредителей и болезней леса. Защита леса от болезней и вре­дителей. Насекомые-энтомофаги. Привлечение и охрана насеко­моядных птиц и муравьев как биологический метод борьбы с вредителями леса. Правила инвентаризации и охраны муравейников. Роль искусственных гнездовий. Значение зимней подкормки зве­рей и птиц.       

Практическая работа.

Изучение отличительных при­знаков по чучелам и во время экскурсий в лес по следам и жи­вым объектам, по коллекциям с определителем главнейших ви­дов животных, вредных насекомых и болезней, приносящих ущерб лесному хозяйству.

Участие в подготовке праздника природы «День птиц». Про­ведение викторин «Какие птицы и звери одомашнены челове­ком?», «Какие птицы зимуют, первыми прилетают в наши края зимой и весной?».

Определение видов животных по поврежденным растениям, древесине, коре и листьям при помощи определителей.

Оформление коллекции повреждений насекомыми древесины и других частей дерева, пораженных болезнями, коллекции вредных насекомых.

Подготовка презентаций своих наблюдений за птицами и животными в лесу, следами их обитания.

Общественно полезный труд. Проведение конт­рольных ревизий-обходов. Участие в трудовой операции «Мура­вей» для их учета и охраны. Глазомерное лесопатологическое обследование и выявление очагов вредителей и болезней леса.  

9.Основы лесной таксации

Знакомство в лесничестве с план организации лесного хо­зяйства. План лесонасаждений. Условные и топографические знаки. Картирование лесных угодий.

Единицы измерения и учета в лесной таксации. Применяемые инструменты. Таксация насаждений. Главнейшие таксационные признаки насаждения и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост и т. д.

Практическая работа.

Ориентирование на местности по компасу, местным признакам, топографическим и дорожным знакам. Работа в лесу по плану лесонасаждений, планшетам и выкопировкам с них .Измерение диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструмента. Определение возраста насаждения. Определение объема леса на корню. Операция «Меткий глаз»: определение на глаз высоты дерева, его диаметра и ширины. Запоминание  незнакомых лесных терминов, встретившихся при изучении темы «Основы лесной таксации», ведение словаря.

  1. Лесовосстановление

Лесосеменное дело. Порядок  сбора,  обработки и хранения семян. Стратификация семян. Семеное и вегетативное размножение. Прививки.

Знакомство с дендрарием Сошненского лесничества.

Выращивание посадочного  материала  в  питомниках.  Виды питомников. Способы  подготовки почвы под лесные культуры. Выкапывание и   упаковка крупномерного посадочного материала для озеленения.

Реконструкция  малоценных насаждений и содействие естественному возобновлению леса. Санитарные вырубки леса.

Применение орудий, машин и механизмов на лесокультурных   работах.

Расчет потребности в семенах и посадочном материале при различных схемах высева семян в питомнике и при посадке сеянцев на лесокультурной площади.

Практическая   работа.  

Проведение опытов: применение разных способов размножения для различных деревьев; по выращиванию голубой ели черенками или семенами.

Участие в посадке саженцев сосны на территории лесничества.

Определение урожайности шишек, плодов и семян пород по шкалам глазомерной оценки.

Экскурсии в лес для ознакомления с лесовосстановительными работами прошлых лет.

Операция «Посади деревце».

  1. Организация лесозаготовок и переработки древесины в лесном хозяйстве

Вопросы организации труда в лесном хозяйстве. Лес как источник получения древесины, побочных продуктов  и сырья для многих отраслей промышленности. Рациональное  использование лесосырьевых ресурсов.  Борьба с потерями в лесном хозяйстве. Химическая переработка древесного сырья. Использование отходов после переработки  древесины.

Организация заготовки, вывозки и переработки древесины и отходов в лесном хозяйстве. Основные станки и механизмы, при­меняемые при этих работах.

Просмотр и обсуждение научно-популярных фильмов о лесной промышленности в РБ.

Практическая   работа

Оформление буклета «Что дает один кубометр древесины».  Изготовление  коллекции   образцов   древесных  пород, растущих, в лесу (длина образца 0,5 м, диаметр до 20 см    показом    текстуры — ее строения — древесины в поперечном срезах).  Организация акции «Сохрани дерево – сдай макулатуру!».

Экскурсии в лес для ознакомления с технологией лесоза­готовок; в лесничество — для практического ознакомления с техникой, используемой для работ в лесу. Знакомство с готовыми видами продукции, получаемой после переработки древесины.

  1. Организация метеорологических и фенологических наблю­дений в природе

Значение метеорологических и фенологических  наблюдений за погодой и природными явлениями, фазами луны и  поведением животных. Как, что и когда наблюди в природе в древности? Порядок  проведения  наблюдений в натуре. Оформление результатов наблюдений. Предсказание изменения погоды по поведению  животных, состоянию растений и народным приметам.

Главнейшие объекты для фенологических наблюдений. Инст­рументы и приборы для метеорологических наблюдений. Основные правила ведения наблюдений и требования к ним.

Практическая работа. Наблюдения в течение всего года за сезонными явлениями природы (развитием и ростом растений, поведением насекомых, зверей и птиц) и хозяйственной деятельностью человека. Порядок занесения полученных данных в дневники, календарные таблицы и журнал наблюдения.

  1. Выступление агитбригады
  2. Итоговое занятие

Конференция. Подведение итогов за год.

 

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ

К концу 2-го года обучения учащиеся должны знать:

- простейшие методики оценки экологического состояния окружающей среды;

- основы методики исследовательской деятельности;

- основные этапы создания экологических троп;

- правила использования природных ориентиров в лесу;

- редкие и охраняемые виды растений и животных своей местности;

- правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений;

- характеристики основных лесообразующих древесных и кустарниковых пород;

- основные способы лесной таксации, применяемые в лесных хозяйствах Беларуси;

- виды лесонарушений и ответственность за них

- методы организации лесозаготовок и переработки древесины в лесном хозяйстве;

- основы картирования местности, топографической съёмки;

- основные пути реализации охраны природы в Беларуси;

 

  должны уметь

- определять типы леса по лесорастительному покрову;

- выявлять и вести учёт природных объектов для создания предполагаемого  маршрута экологической тропы;

- самостоятельно работать с литературой и атласами-определителями;

- правильно определять виды рубок отдельных участков леса для сохранения ценных пород;

- характеризовать основные уровни лесообразующих пород;

- определять древесные породы по зимним побегам, листьям и хвое, шишкам и плодам, коре с помощью определителей;

- изготавливать гербарии лесных и лекарственных растений;

- по внешним признакам и пользуясь атласом-определителем различать съедобные и ядовитые виды грибов и растений;

- ориентироваться в лесу с помощью компаса и по природным признакам;

- определять виды животных по повреждённым растениям, древесине, коре и листьям;

- проводить глазомерное лесопатологическое обследование и выявление очагов вредителей и болезней леса;

- характеризовать основные экологические проблемы Беларуси;

- проводить исследования в природе, пользуясь планом лесонасаждений, условными и топографическими знаками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 (3- й год обучения)

Учебно-тематический план 3-го года обучения предполагает углубленное изучение разделов 2-го года, включает научно-исследовательскую деятельность учащихся, подготовку и защиту дипломных  проектов учащихся Республиканской школы юных лесоводов.

 

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

 

из них

всего

теория

практика

1

Введение

2

2

 

2.

Фенологические наблюдения за природными объектами

12

4

8

    3.

Пропагандистская и краеведческая деятельность. Организация и проведение экологических экскурсий

12

4

8

    4.

Основы лесоведения и лесоводства

10

6

4

5.

Древесные питомники, их виды, структура, назначение

16

8

8

6.

Побочное пользование в лесах Пинского лесхоза

12

6

6

7.

Противопожарные мероприятия в лесничествах РБ

8

2

6

8.

Подготовка и защита курсовых проектов

14

8

6

9.

Защита леса от вредителей и болезней

8

4

4

10.

Экология лесных зверей и птиц

8

4

4

11.

Подготовка защиты дипломных проектов

14

8

6

12.

Лесопользование. Рубки леса

10

4

6

13.

Дневники фенологических наблюдений. Сравнение, анализ и синтез сезонных природных явлений.

6

2

4

14.

Лекарственные растения и их использование

8

2

6

15.

Конференция с участием работников и ветеранов труда ГЛХУ «Пинский лесхоз»

2

 

2

16.

Итоговое занятие

2

 

2

 

Итого

144

64

80

                                

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Введение

Знакомство учащихся с целями и задачами кружка  и планом работы на учебный год. Выбор  тематики контрольных и курсовых работ Республиканской школы актива юных лесоводов дляпланирования последующей практической деятельности.

  1. Фенологические наблюдения за природными объектами

Методика ведения фенологических наблюдений. Сезонные изменения в лиственных и хвойных лесах.

Практическая работа. Ведение дневников фенологических наблюдений. Измерение, сравнение и анализ данных.

  1. Пропагандистская и краеведческая деятельность. Организация и проведение экологических экскурсий.

         Выпуск информационных листовок и буклетов. Разработка текста экскурсии по экологической тропе, подготовка конкурсных программ и экологических игр.

         Проведение экологических экскурсий для учащихся УО Пинского района.

  1. Основы лесоведения и лесоводства

         Наука дендрология, дендрариумы. Выращивание редких и не свойственных Беларуси растений. Ярусность леса. Семеноводство.

         Практическая работа. Наблюдение и таксация молодых посадок хвойного леса 2-х, 3-х лет. Учёт семенного фонда хвойных видов.

  1. Древесные питомники, их виды, структура, назначение

         Виды питомников, их назначение, сроки действия. Отделения и секции питомника. Посевные отделения в питомнике. Характеристика посадочного материала. Школьное отделение в питомнике. Посадочный материал с закрытой корневой системой. Лесосеменные участки и плантации, их назначение.

         Практическая работа. Исследование и характеристика посадочного материала. Конструирование макета питомника. Ознакомление со способами заготовки семенного материала в лесах Сошненского лесничества. Определение предполагаемого количества семян сосны обыкновенной на опытном участке.

 

 

  1. Побочное пользование в лесах Пинского лесхоза

         Пчеловодство. Лесные медоносные культуры. Промышленная заготовка лесных культур. Промышленная заготовка ягодных культур. Учёт ресурсов побочного пользования, правила побочного пользования в лесах РБ. Контроль и соблюдение правил побочного пользования. Сбор берёзового сока в лесах Пинского лесхоза. Лесные кормовые угодья. Кормовая производительность лесных пастбищ и сенокосов. Лекарственное растительное сырьё. Основные виды древесных лекарственных растений.

   Противопожарные мероприятия в лесничествах РБ

         Знакомство с системой мер по предотвращению лесных возгораний. Противопожарная профилактика в лесах. Предупреждение возникновения лесных пожаров.

         Практическая работа. Экскурсия в Сошненское лесничество, знакомство с системой видеонаблюдения за лесным массивом. Знакомство с системой противопожарных мер на территории лесных участков. Составление проекта  защитных противопожарных мероприятий лесного фонда Сошненского лесничества.

  1. Подготовка и защита курсовых проектов

         Изучение и обобщение опыта работы по выбранным учащимися темам. Совместная деятельность с работниками Сошненского лесничества по выполнению практических частей курсовых проектов. Подготовка к защите.

  1. Защита леса от вредителей и болезней

         Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые.

Главнейшие ви­ды насекомых-вредителей леса на территории РБ.  Распространённые болезни хвойных и лиственных  лесов. Защита леса от болезней и вре­дителей. Насекомые-энтомофаги. Привлечение и охрана насеко­моядных птиц и муравьев как биологический метод борьбы с вредителями леса. Правила инвентаризации и охраны муравейников. Роль искусственных гнездовий. Значение зимней подкормки зве­рей и птиц.       

         Практическая работа.

             Изучение отличительных при­знаков по чучелам и во время экскурсий в лес по следам и жи­вым объектам, по коллекциям с определителем главнейших ви­дов животных, вредных насекомых и болезней, приносящих ущерб лесному хозяйству.

            Определение видов вредителей по поврежденным растениям, древесине, коре и листьям при помощи определителей.

            Оформление коллекции повреждений насекомыми древесины и других частей дерева, пораженных болезнями, коллекции вредных насекомых.

            Подготовка презентаций своих наблюдений за птицами и животными в лесу, следами их обитания.

         Общественно полезный труд. Проведение конт­рольных ревизий-обходов.

  1. Экология лесных зверей и птиц

         Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые. Жи­вотные, занесенные в «Красную книгу». Животные, занесенные в «Черную тетрадь». Охраняемые виды животных и птиц. Организация зимней подкормки животных и птиц в лесных хозяйствах. Весеннее привлечение птиц в лесные угодья.

         Практическая работа. Изготовление  искусственных гнездовий с последующим развешиванием их в лесном массиве.

  1. Подготовка защиты дипломных проектов

         Индивидуальная работа над темами дипломных проектов.

 

  1. Лесопользование. Рубки леса

         Рубки побочного пользования в насаждениях. Рубки главного пользования .

         Практическая работа. Знакомство с планами ведения рубок на территории Сошненского лесничества. Экскурсия на производственный участок.

  1. Дневники фенологических наблюдений. Сравнение, анализ и синтез сезонных природных явлений.

         Методика ведения дневников фенологических наблюдений.

         Практическая работа. Ведение дневников фенологических наблюдений за сезонными изменениями в природе. Измерение параметров, сравнительный анализ и синтез.

  1. Лекарственные растения и их использование

         Лекарственные растения лесов Беларуси. Применение в медицине.

         Практическая работа. Подготовка гербария лекарственных растений, их описание.

  1. Конференция с участием работников и ветеранов труда ГЛХУ «Пинский лесхоз»

Встреча с руководством ГЛХУ «Пинский лесхоз»,ветеранами лесного хозяйства, заслуженными работниками леса.

  1. Итоговое занятие.

 

                  ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

К концу 3-го года обучения учащиеся должны знать:

- особенности правового режима охраны природных ресурсов Республики Беларусь;

- характеристики основных лесообразующих древесных и кустарниковых пород;

- основные способы лесной таксации, применяемые в лесных хозяйствах Беларуси;

- основные принципы рационального природопользования;

 - простейшие методики оценки экологического состояния окружающей среды;

- основные центры биоразнообразия и деградации в Беларуси;

 

  должны уметь:

- характеризовать основные уровни организации живых систем;

- характеризовать основные экологические проблемы Беларуси;

Систематизировать изученный материал и применять его на практике

 - описывать, собирать, составлять гербарии видов растений и животных;

 - правильно определять виды рубок отдельных участков леса для          сохранения ценных пород;

- проводить глазомерное лесопатологическое обследование и выявление очагов вредителей и болезней леса;

- характеризовать основные экологические проблемы Беларуси;

- проводить исследования в природе, пользуясь планом лесонасаждений, условными и топографическими знаками.

-самостоятельно работать с экологической литературой;

- правильно оценивать экологическую ситуацию;

- правильно ориентироваться в решении экологической проблемы;

- правильно проводить исследования в природе;

- применять полученные знания в подготовке и защите курсовых проектов и дипломных работ.

 

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Формы подведения итогов реализации программы: открытые и итоговое занятия, самостоятельная работа, защита проектов, итоговая экологическая экспедиция.

 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основной формой организации образовательного процесса при реализации  программы «Юные лесоводы» является занятие (теоретическое и практическое), лабораторный эксперимент, экскурсия, поход, а также массовые мероприятия.

         Для реализации данной программы используются групповые формы работы.

         Используются в работе групповые занятия, активные и интерактивные формы взаимодействия, коммуникативные методы, методы формирования экологического сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция, пример),  проектные технологии, практическая исследовательская работа, работа с литературой и информационными ресурсами, самостоятельная работа, творческие задания, иллюстрация, демонстрация,  трудовые операции, фенологические наблюдения  за природными объектами.

Для контроля и оценки эколого-биологической деятельности, поведения учащихся используются такие методы как наблюдение, анкетирование, тестирование, ранжирование, устный и письменный контроль, анализ результатов деятельности учащихся, самоконтроль, интерактивные, рефлексивные методы и др.

         Предполагается сочетание обзорных лекций с творческими встречами, а также включение в учебную деятельность экскурсий, походов, практической работы на экологической тропе.

        Педагогическими технологиями реализации программы дополнительного экологического образования являются технологии:

коллективной творческой деятельности, проектной деятельности, проблемного обучения, мастерских.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Для педагога

  1. Красная книга Республики Беларусь: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды дикорастущих растений / гл. ред. Л.И.Хоружик. – Мн.: БелЭн, 2005. – 456с.
  2. Красная книга Республики Беларусь: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных / гл. ред. Г.П.Пашков. – Мн.: БелЭн, 2004. – 320с.
  3. Козлов М.А., Олигер И.М. Школьный атлас – определитель беспозвоночных. М., «Просвещение», 1991
  4. Тропинки царства флоры: Хрестоматия по ботанике / В.Т.Каравосов и др. – 2-е изд. - Мн.: БелЭн, 2003. – 416с.
  5. Целительная сила растений / Николайчук Л.В. – Мн.: изд. ООО «Красико-Принт», 2002. – 352с.
  6. Михеев А.В. и др. Охрана природы. М., «Просвещение», 1990
  7. Основы формирования экологических знаний: учебно-метод. пособие/ О.Н.Веремчук и др. – Брест: БрГУ, 2012. – 244 с.
  8. Ивахненко, М.Ф. живое прошлое Земли: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1987. – 251 с.
  9. Козловская, Н.В. загадки белорусской флоры/ Н.В.Козловская. – Минск: Вышэйшая школа,1986. – 222 с.
  10. Коняева, О.В. азбука живой природы/ О.В.Коняева. – Тула: Родничок, 1999. – 483 с.
  11. Красиков, С.П. Цветы в преданиях/ С.П. Красиков. – Юнацтва, 1989. – 221 с.
  12. Радкевич, В.А. Экология/ В.А. Радкевич. – Минск: Вышэйшая школа, 1997. – 159 с.
  13. Природа Белоруссии / Под ред. Шамякина И.П. – Минск: Бел. сов. Энциклопедия, 1986. – 599 с.
  14. Экологические игры от АПБ/ А.Е.Винчевский и др. – Минск, 2006.– 64 с.
  15. Методическое пособие: Зимняя подкормка птиц и искусственные гнездовья / сост. С.В.Зуёнок и др. – Минск, 2006.
  16. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас определитель высших растений. М., «Просвещение», 1991

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для учащихся

  1. Природные сообщества Беларуси: учебное пособие / О.Н.Веремчук, А.Т.Жуковский; БрГУ им. А.С.Пушкина. – изд. 3-е. – Брест: Изд-во БрГУ, 2014. – 208с.
  2. Азбука живой природы: Растения и животные леса / Авт.-сост. О.В.Коняева. – Тула: «Родничок», М.: ООО «Астрель», 1000. – 483с.
  3. Алексеев, В.Н. Атлас бабочек / В.Н.Алексеев, В.Г.Бабенко. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2005. – 71с.
  4. Жизнь леса / Отв. ред. М. Семёнова. – М,: Махаон, 2007. – 128с.
  5. Звери: попул. энциклоп. справочник / Под ред. П.Г.Козло. – Минск: БелЭн, 2003. – 440с.
  6. Зуёнок, С. Земноводные. Пресмыкающиеся. Воспоминание о забытом полёте: Очерки / С.Зуёнок, Р.Новицкий, С,Дробенков. – Минск: «Мастацкая литаратура», 2007. – 63с.
  7. Каравасов, В.Т. Тропинки царства флоры: Хрестоматия по ботанике / В.Т.Каравасов. – 2-ое изд. – Минск: БелЭн, 2003. – 416с.
  8. Кощеев, А.К., Кощеев А.А. Дикорастущие съедобные растения. – М.: Колос, 1994. – 351с.
  9. Козловская, Н.В. Загадки белорусской флоры / Н.В.Козловская. – Минск: Вышэйшая школа, 1986. – 222с.
  10. Петров, В.В. Весна в жизни леса. – М.: Наука, 1981. – 144с.
  11. Петров, В.В. Лес и его жизнь: Кн. Для учащихся. – Просвещение, 1986. – 159с.
  12. По страницам Красной книги.  Растения: попул. энциклопед. Справочник / Бел СЭ; Редкол,: В.И.Алешко идр. – Минск: БелСЭ, 1987. – 248с.
  13. Красная книга Беларуси для детей. Млекопитающие / Л.Д.Бурко и др.; под общ. Ред Л.Д.Бурко. – Минск: Бел.Энц. им. П.Бровки, 2010. – 176с.
  14. Красная книга Беларуси для детей. Земноводные, пресмыкающиеся / Л.Д.Бурко и др.; под общ. Ред Л.Д.Бурко. – Минск: Бел.Энц. им. П.Бровки, 2011. – 176с.