Отдел по образованию Пинского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Центр творчества детей и молодежи» Пинского района
УТВЕРЖДАЮ
Директор государственного учреждения образования «Центр творчества детей и молодежи» Пинского района
_________ А.А.Левошко
___. ___. 2018г.
ПРОГРАММА
объединения по интересам
«Юные лесоводы»
Педагог дополнительного образования
Чечун Елена Михайловна
Возраст учащихся: 10 – 16 лет
Срок реализации: 3 года
Пинковичи, 2018
Программа составлена на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи (экологический профиль)
Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета
протокол № ____ от ___________
Директор ЦТДиМ А.А.Левошко
Методист Г.В.Можоркина
Пояснительная записка
Программа «Юные лесоводы» определяет методологические, теоретические, концептуальные основы, направления и содержание эколого-биологической деятельности объединения по интересам, организационные и методические особенности педагогического процесса, а также его условия и результаты
Программа объединения по интересам «Юные лесоводы» разработана на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодёжи эколого-биологического профиля.
Программа объединения по интересам «Юные лесоводы» характеризует педагогическую концепцию деятельности объединения по интересам, в которой раскрываются цель, задачи, направления, содержание, последовательность осуществления, формы и методы педагогического процесса.
Программа «Юные лесоводы»– это базовый образовательный маршрут учащихся, при прохождении которого они могут выйти на более высокий уровень образованности, воспитанности, развития экологической культуры.
Программа соответствует направлениям и областям эколого-биологического профиля, образовательным технологиям, дидактическим принципам обучения.
Формирование экологической культуры и сохранение биологического разнообразия – одно из важнейших направлений образования в интересах устойчивого развития общества. Дополнительное образование детей и молодежи эколого-биологического профиля связано с изучением основных экологических и биологических дисциплин общей экологии, прикладной экологии, социальной экологии, ботаники. Необходимость и умение получать дополнительные знания по предметам школьных программ способствует дальнейшему росту личности в социуме. Знания по экологическим и биологическим образовательным областям необходимы для получения специальности по таким направлениям, как биотехнология, медицина, сельское хозяйство, ветеринария, растениеводство, лесоведение, генная инженерия, биофизика, микробиология, ландшафтный дизайн, флористика, энергоэффективные технологии, энергетический и экологический менеджмент, зеленое строительство и др.
Цель реализации программы «Юные лесоводы» – формирование экологической культуры личности как стратегического условия устойчивого развития общества и природы.
Задачи:
- формирование представлений о значении экологических дисциплин в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья;
- формирование основ экологической грамотности;
- формирование ценностных экологических ориентаций детей и молодежи;
- формирование мотивов конструктивной эколого-биологической деятельности;
- осознание человеком самоценности природы;
- освоение норм, правил поведения и деятельности в природе, взаимодействия с природой;
- формирование у учащихся системы практических экологических научно-исследовательских умений и навыков, допрофильной подготовки;
- развитие эмоциональной отзывчивости учащихся к природе, формирование опыта эмоционально-волевого отношения к решению эколого-биологических проблем на личностном уровне.
- развитие потребности общения с природой;
- укрепление и расширение знаний об основах охраны природы;
- развитие навыков практической работы по охране и защите леса: посадка и посев леса, сбор лекарственного сырья, умение вести наблюдения, описания леса;
- привитие навыков практической работы по охране природы, бережного отношения к «зеленому другу».
- формирование интереса и уважительного отношения к культурному и природному наследию, сокровищам мировой цивилизации и их приумножение;
- воспитание бережного отношения к окружающей среде;
Актуальность программы «Юные лесоводы» состоит в том, что она направлена на формирование принципов взаимодействия с природой, воспитание осознания человеком своей ответственности за дальнейшее развитие биосферы, за обеспечение своей будущности и реализуется через межпредметные связи, основывается на системе научных идей, базой которых является исследовательская биолого-экологическая деятельность, познавательная экологическая деятельность, практическая, природоохранная деятельность, художественно-эстетическая деятельность.
Образовательной областью программы является «Экология».
Экология – это наука о взаимоотношениях между живыми организмами (растений, животных, человека) и их абиотической и биотической окружающей средой. Будучи сложной наукой, экология охватывает разнообразные знания и включает аспекты взаимодействия природы и человека.
Основное направление деятельности по программе - экология и охрана окружающей среды (природопользование, лесоводство)
Принципы реализации программы:
- принцип доступности и последовательности (предполагает построение содержания занятия от простого к сложному);
- принцип научности (содержание занятия в объединении по интересам должно опираться на современные научные достижения);
- принцип природосообразности (содержание и технология педагогического взаимодействия в рамках занятия должны соответствовать возрастным, половым, индивидуальным особенностям);
- принцип наглядности (предполагает широкое использование на занятии наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения);
- принцип связи теории с практикой (органичное сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков);
- принцип результативности (при проектировании содержания занятия необходимо четко определить, что узнает, чему научится каждый обучающийся);
- принцип актуальности (предполагает максимальную приближенность содержания занятия к реальным условиям жизни и деятельности обучающихся);
- принцип межпредметности (подразумевает междисциплинарность содержания педагогического взаимодействия, осуществление межпредметных связей);
- принцип культуросообразности (соответствие содержания занятия времени и эпохе, сложившейся социокультурной ситуации, особенностям страны, региона, учреждения образования).
Содержание занятий объединения по интересам «Юные лесоводы» направлено на формирование у обучающихся целостного спектра компетенций, среди которых:
- академические компетенции: уметь учиться и работать самостоятельно, быть способным порождать новые идеи; уметь выполнять различные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.); владеть и применять базовые научные знания для решения теоретических и практических задач в жизнедеятельности; владеть исследовательскими навыками; уметь готовить доклады, рефераты, тезисы выступлений, презентации по изучаемым проблемам; уметь рефлексировать свой собственный опыт жизнедеятельности и др.;
- социально-личностные компетенции: быть способным к социальному взаимодействию; уметь работать в команде, творческой группе; иметь гражданскую позицию; быть способным к критике и самокритике; иметь гуманистическую направленность личности; быть готовым к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию и др.;
- общепрофессиональные компетенции: уметь работать с литературой и другими источниками информации; составлять какие-либо тексты, описания в соответствии с установленными требованиями; анализировать и оценивать собранную информацию по какой-либо проблеме.
По программе предусмотрено активное вовлечение детей в самостоятельную учебно-творческую деятельность через личностное познание родного края – экскурсии, походы, практические задания по изучению явлений и объектов лесного биоценоза, влияния антропогенного воздействия на лес.
В процессе освоения программы предполагается активное сотрудничество с администрацией ГЛХУ «Пинский лесхоз» и работниками Сошненского лесничества, школьными лесничествами, изучение книг, журнальных статей, получение знаний об охране и защите леса. Предусмотрены групповые и индивидуальные занятия при подготовке курсовых и дипломных проектов с обучающимися Республиканской школы актива юных лесоводов.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Образовательный процесс при реализации программы «Юные лесоводы» в течение учебного года составляет 36 недель. Количество учебных часов в течение учебного года составляет 144 часа в год. Основной формой организации образовательного процесса является занятие. Занятия проводятся с учащимися 10-15 лет 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного учебного часа – 45 минут.
Наполняемость объединения по интересам «Юные лесоводы» первого года обучения составляет - от 12 до 15 учащихся, второго и последующих годов обучения - не менее 8 учащихся.
По отдельным разделам (темам), предусмотренным учебно-тематическим планом программы, группы могут делиться на подгруппы, а также могут проводиться индивидуальные занятия с учащимися.
Занятия проводятся в помещении, соответствующем санитарно-гигиеническим нормам, правилам безопасного поведения. При проведении практических работ и организации фенологических наблюдений предусмотрено проведение экологических экскурсий.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(1-й год обучения)
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Кол-во часов |
||
всего |
Из них |
|||
теорети-ческих |
практи- ческих |
|||
1. |
Введение |
2 |
2 |
- |
2. |
Лес – основной компонент окружающей среды |
20 |
6 |
14 |
3. |
Естественное возобновление леса и лесоразведение |
16 |
6 |
10 |
4. |
Вредители леса и меры борьбы с ними |
12 |
6 |
6 |
5. |
Болезни леса и меры борьбы сними |
12 |
6 |
6 |
6. |
Лесные почвы. |
6 |
2 |
4 |
7. |
Изучение и охрана лесных птиц |
14 |
8 |
6 |
8. |
Изучение и охрана лесных млекопитающих |
14 |
6 |
8 |
9. |
Изучение и охрана естественной растительности |
14 |
4 |
10 |
10. |
Изучение и охрана насекомых и других беспозвоночных животных |
12 |
4 |
8 |
11. |
Изучение и охрана амфибий и рептилий |
6 |
4 |
2 |
12. |
Влияние леса на природную среду |
4 |
2 |
2 |
13. |
Оздоровительное и санитарно-гигиеническое значение леса |
4 |
2 |
2 |
14. |
Охрана и защита лесов |
6 |
4 |
2 |
15. |
Итоговое занятие |
2 |
2 |
- |
|
Итого |
144 |
64 |
80 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Вводное занятие.
Цели и задачи кружка. Требования. Инструктаж учащихся по правилам безопасности при выполнении любых работ в лесу.
Школьные лесопитомники, их роль в лесозащитной и лесовосстановительной деятельности. Участие школьников в деле охраны леса и зеленых насаждений. Знакомство с положением о школьном лесопитомнике.
- Лес – основной компонент окружающей среды.
Понятие о лесе и лесных насаждениях. Характеристика лесных ресурсов мира и региона. Типы леса. Роль леса в природе и жизни человека. Лесные богатства региона и их роль в жизни местного населения. Пищевые, лекарственные, фитонцидные растения, промысловые виды, редкие растения и животные леса. Лесные сенокосы и пастбища. Пчеловодство. Ядовитые грибы, ягоды и растения. Правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений.
- Естественное возобновление леса и лесоразведение.
Естественное возобновление леса, основные понятия (предварительное, последующее и сопутствующее возобновление, семенное и порослевое и т. д.). Искусственное возобновление леса (лесные питомники и культуры). Заготовка семян, их хранение; подготовка семян к посеву (стратификация, намачивание, ошпаривание). Виды посевов, нормы высева, глубина заделки. Лесные питомники и их отделы. Создание лесных культур.
Практическая работа:
Экскурсия в питомник лесхоза. Обследование и оценка естественного возобновления на вырубке, где лес вырублен не более чем 1-2 года назад.
- Вредители леса и меры борьбы с ними.
Основные способы борьбы с болезнями и вредителями леса. Физико-механический, биологический, химический методы. Характеристика основных химических и биологических средств борьбы с вредителями и болезнями леса. Вредители плодов и семян. Вредители сеянцев лесных культур и естественного возобновления. Стволовые вредители.
Практическая работа:
Определение некоторых вредителей леса по наносимым ими повреждениям.
- Болезни леса и меры борьбы с ними.
Болезни плодов и семян. Болезни сеянцев в питомниках и молодняках. Негнилевые болезни стволов и ветвей. Гнилевые болезни корней и стволов.
Практическая работа:
Сбор образцов гнилей древесных растений во время экскурсии в лес и определение возбудителей заболеваний по определенным таблицам и рисункам.
- Лесные почвы.
Характеристика лесных почв. Влияние почв на состав леса, его качество и продуктивность, на рост и развитие корневых систем деревьев. Воздействие леса на почву. Почвенные горизонты и условия их образования. Свойства и механический состав почв. Методика изучения почв. Почвенные разрезы.
Практическая работа:
Описание почвенного разреза по готовому монолиту и определение типа лесной почвы.
- Изучение и охрана лесных птиц.
Значение птиц в природе и хозяйстве человека. Сезонные явления в жизни птиц. Особенности охраны птиц. Лесохозяйственные работы и забота о птицах. Значение птиц в борьбе с вредителями леса, привлечение птиц. Видовой состав лесных птиц своей местности. Охраняемые виды птиц. Законы по охране птиц.
Практическая работа:
Изучение видового состава лесных птиц своей местности, их питания, суточной активности, особенностях гнездования, влияния антропогенных изменений природы на птиц. Пропаганда значения птиц.
- Изучение и охрана лесных млекопитающих.
Роль млекопитающих в природном комплексе и жизни человека. Значение сохранения млекопитающих для генофонда. Редкие виды млекопитающих своей местности. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Промысловые виды. Охрана и использование млекопитающих. Законы по охране млекопитающих.
Практическая работа:
Учет численности отдельных видов по сезонам. Разъяснительная работа о соблюдении сроков охоты. Изучение влияния антропогенных преобразований природы на млекопитающих. Пропаганда охраны млекопитающих.
- Изучение и охрана естественной растительности.
Характеристика растительности своей местности. Растительные сообщества. Лесные сообщества. Видовой состав лесного сообщества своей местности. Редкие и охраняемые растения местности. Рациональное использование растений и растительных ресурсов. Растения «часы», «барометры», «биоиндикаторы». Охрана растений.
Практическая работа:
Изучение растительности своей местности. Выявление редких и охраняемых растений. Картирование мест произрастания редких растений. Наблюдение за деградацией растительности под влиянием различных факторов деятельности человека. Изучение полезных свойств местных растений. Проведение пропагандистской работы по охране растений и их правильному использованию.
- Изучение и охрана насекомых и других беспозвоночных животных.
Роль беспозвоночных животных в жизни природы и человека. Опылители растений. Создатели почвы. Значение сохранения беспозвоночных животных для генофонда. Тематика и методика наблюдений за беспозвоночными животными. Охрана беспозвоночных животных.
Практическая работа:
Экскурсия в природу для знакомства с разнообразием видового состава беспозвоночных животных. Наблюдение за насекомыми. Картирование муравейников. Участие в операции «Муравей». Пропаганда идей охраны беспозвоночных животных.
- Изучение и охрана амфибий и рептилий.
Значение амфибий и рептилий в природе и жизни человека. Причины сокращения численности земноводных и рептилий в природе. Амфибии и рептилии своей местности и их охрана.
Практическая работа:
Экскурсия в природу с целью изучения видового состава амфибий и рептилий и их жизни. Разъяснительная работа о значении амфибий и пресмыкающихся, о важности их охраны.
- Влияние леса на природную среду.
Значение леса в природе. Роль леса в регулировании почвенных процессов, в почвообразовании. Водорегулирующее и водоохранное значение леса. Значение леса в регулировании атмосферных процессов. Защитное лесоразведение и озеленение населенных пунктов.
Практическая работа:
Выявление площади зеленных насаждений своей местности, лесных культур предназначенных для улучшения природных условий, защиты местности от суховеев и снежных заносов, пыльных бурь, водной и ветровой эрозии. Составление проекта озеленения участка при жилом здании.
- Оздоровительное и санитарно-гигиеническое значение леса.
Роль леса в поддержании кислорода в атмосфере. Способность леса очищать атмосферу от пылевидных и газообразных веществ. Свойство многих лесных видов растений выделять летучие вещества, способные убивать ряд болезнетворных организмов. Звукопоглотительная способность леса.
Практическая работа:
Оценка экологического состояния пришкольного участка: загрязнение атмосферы выбросами транспорта; загрязнение атмосферы пылевыми частицами; степень озеленения пришкольного участка.
- Охрана и защита лесов.
Положение о государственной лесной охране. Понятие о видах лесонарушений и ответственность за них.
Виды лесных пожаров. Простейшие способы и техника их тушения.
Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые. Лесные животные «Красной книги». Животные, занесенные в «Черную тетрадь». Охраняемые виды. Вредители и болезни леса, способы защиты от них. Насекомые – энтомофаги. Привлечение и охрана насекомоядных птиц и муравьев как биологический метод борьбы с вредителями леса.
Правила охраны муравейников. Роль искусственных гнездовий. Значение зимней подкормки зверей и птиц.
- Итоговое занятие.
Подведение итогов работы за год. Награждение лучших учащихся. Обсуждение плана работы на следующий год.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
К концу 1-го года обучения учащиеся должны знать:
- основные принципы рационального природопользования;
- особенности правового режима охраны природных ресурсов Республики Беларусь;
- простейшие методики оценки экологического состояния окружающей среды;
- основные пути реализации охраны природы в Беларуси;
- основные центры биоразнообразия и деградации в Беларуси;
- правила использования природных ориентиров в лесу;
должны уметь:
- характеризовать основные уровни организации живых систем;
- характеризовать основные экологические проблемы Беларуси;
- отличать глобальные экологические проблемы от других;
- характеризовать основные среды жизни;
- пользоваться Красной книгой Беларуси;
- объяснить наличие в Беларуси центров биоразнообразия и деградации;
- описывать, собирать, составлять гербарии видов растений и животных;
- работать с экологической литературой;
- правильно оценивать экологическую ситуацию;
- правильно ориентироваться в решении экологической проблемы;
- правильно проводить исследования в природе;
- прогнозировать состояние окружающей среды;
- применять полученные знания на практике.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (2- й год обучения)
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
||
|
из них |
|||
всего |
теория |
практика |
||
1 |
Введение |
4 |
2 |
2 |
2. |
Экологическая тропа. Изучение и описание природных и географических объектов. |
10 |
2 |
8 |
3. |
Основы лесоведения и лесоводства |
20 |
8 |
12 |
4. |
Охрана природы |
14 |
4 |
10 |
5. |
Лес — основной компонент окружающей среды. |
12 |
6 |
6 |
6. |
Основные сведения о лесных ресурсах мира. |
4 |
2 |
2 |
7. |
Зимняя забота о лесных животных и птицах. |
14 |
4 |
10 |
8. |
Охрана и защита леса. |
20 |
8 |
12 |
9. |
Основы лесной таксации |
10 |
4 |
6 |
10. |
Лесовосстановление. |
12 |
4 |
8 |
11. |
Организация лесозаготовок и переработки древесины в лес ном хозяйстве. |
12 |
4 |
8 |
12. |
Организация метеорологических и фенологических наблюдений в природе. |
8 |
4 |
4 |
13. |
Выступление агитбригады перед учащимися школы |
2 |
|
2 |
14. |
Итоговое занятие |
2 |
2 |
|
Итого |
144 |
52 |
92 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Введение
Знакомство учащихся с целями и задачами кружка и планом работы на учебный год. Школьные лесничества. Их цели и задачи. Роль школьных лесничеств в природоохранном просвещении, трудовом воспитании и профессиональной ориентации учащихся. Участие юных друзей природы в охране и восстановлении лесов, озеленении населенных пунктов и дорог, сборе лесных семян и лекарственных растений.
Экскурсия в Сошненское лесничество.
- Экологическая тропа. Изучение и описание природных и географических объектов
Основы создания экологической тропы, выбор природных и географических объектов. Изучение и исследование станций экологической тропы «Бобровая» на территории Сошненского лесничества. Составление текста экскурсии по тропе.
Практическая работа.
Организация экскурсии по экологической тропе для младших школьников. Выпуск рекламного буклета «Тропа «Бобровая приглашает!»
- Основы лесоведения и лесоводства
Дендрология. Краткая характеристика основных лесообразующих древесных и кустарниковых пород РБ. Биологические особенности и условия их произрастания. Лесоводство — наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины.
Подрост. Подлесок. Напочвенный покров. Их значение для леса. Растения, занесенные в «Красную книгу РБ» и области. Охраняемые виды редких растений области и района.
Виды и способы рубок. Рубки ухода за лесом и санитарные рубки. Их значение для формирования ценных насаждений.
Применяемые в лесу машины и механизмы, орудия труда. Организация труда, соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии на лесохозяйственных работах. Краткие сведения о видах грибов, ягод, лекарственных растениях. Ядовитые грибы, ягоды и растения. Дикорастущие растения, используемые в пищу. Правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений.
Практическая работа.
Инструктаж всех учащихся при выполнении ими любых работ в лесу. Определение древесных пород по осенним побегам, листьям и хвое, шишкам и плодам, семенам и коре и др. с помощью определителей. Определение породного состава деревьев и кустарников по готовому гербарию и таблицах с помощью определителя. Распознавание видов пород по внешнему виду семян. Распознавание видов грибов, ягод и лекарственных растений по рисункам, гербарию, альбомам и открыткам с помощью определителей.
Проведение викторин «Знаешь ли ты грибы, ягоды и лекарственные растения?», «Знаешь ли ты главнейшие древесные и кустарниковые породы, произрастающие естественно в лесу?».
Общественно полезный труд.
Участие в операции «Лесная аптека» по сезонам года и видам заготовок лекарственного сырья.
Беседы среди своих сверстников и младших школьников темы «Что такое лес и его элементы», «Лекарственные растения и их использование человеком».
Экскурсии в лес для ознакомления с растительностью на вырубках, а также для обнаружения и картирования мест произрастания лекарственных растений.
- Охрана природы
Охрана природы – дело государственной важности. Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Культура поведения в природе. Составление правил поведения в природе.
И. В. Мичурин — великий преобразователь природы.
Важнейшие документы по охране природы. Охрана окружающей природной среды — актуальный вопрос в мире. Соблюдение закона об охране природы. Роль пропаганды знаний по охране природы и рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов. Просмотр и обсуждение документального кинофильма «Тайны природы».
Практическая работа.
Встреча с ветеранами лесного хозяйства и тружениками леса. Сбор семян сорных трав, диких ягод, заготовка веток и сена для организации зимней подкормки птиц и зверей.
Экскурсия в природу с фотоаппаратом «чудные мгновения природы».
- Лес — основной компонент окружающей среды
Краткий обзор истории развития лесоводства в РБ. Хозяйственное значение леса для развития страны. Лес в творчестве писателей и худо жников.
Типы лесов Беларуси. Основные свойства леса. Роль зеленых насаждений в жизни человека. Лес — место обитания животных. Экологические взаимосвязи растительного и животного мира с окружающей средой.
Заповедники и заказники. Выявление и охрана памятников природы. Просмотр и обсуждение кинофильма «Заказники Беларуси».
Практическая работа.
Беседа с младшими школы на тему «Значение леса в жизни человека». Викторина «Лес — мир добра и чудес». Оформление стенда «Что дает один гектар леса».
Экскурсия в лес для определения типов леса по лесорастительному покрову.
- Основные сведения о лесных ресурсах мира.
Географическое размещение лесов на земном шаре. Характеристика лесных ресурсов мира.
Основные показатели, характеризующие лесной фонд. Его экономическое значение в настоящее время и в будущем. Управление лесным хозяйством в РБ и за рубежом.
Практическая работа.
Работа с литературой и атласами карт, содержащими сведения о лесных ресурсах. Выписка в тетрадь — памятку необходимых данных.
- Зимняя забота о лесных животных и птицах
Организация деятельности в лесничествах и лесхозах страны по осуществлению зимней подкормки лесных животных. Регулирование численности хищников. Встреча с лесниками и охотниками Сошненского лесничества (круглый стол).
Практическая работа.
Организация и проведение акции «Птичья столовая» среди школьников. Мастер-класс по изготовлению кормушек и способов приготовления корма для птиц. Выпуск и распространение буклетов «Как правильно покормить пернатых друзей». Изготовление кормушек в школьной мастерской.
- Охрана и защита леса
Организация охраны леса. Положение о государственной лесной охране( встреча с работниками Пинского лесхоза).
Виды лесных пожаров. Простейшие способы и техника их тушения. Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые. Животные, занесенные в «Красную книгу». Животные, занесенные в«Черную тетрадь». Охраняемые виды животных и птиц. Главнейшие виды вредителей и болезней леса. Защита леса от болезней и вредителей. Насекомые-энтомофаги. Привлечение и охрана насекомоядных птиц и муравьев как биологический метод борьбы с вредителями леса. Правила инвентаризации и охраны муравейников. Роль искусственных гнездовий. Значение зимней подкормки зверей и птиц.
Практическая работа.
Изучение отличительных признаков по чучелам и во время экскурсий в лес по следам и живым объектам, по коллекциям с определителем главнейших видов животных, вредных насекомых и болезней, приносящих ущерб лесному хозяйству.
Участие в подготовке праздника природы «День птиц». Проведение викторин «Какие птицы и звери одомашнены человеком?», «Какие птицы зимуют, первыми прилетают в наши края зимой и весной?».
Определение видов животных по поврежденным растениям, древесине, коре и листьям при помощи определителей.
Оформление коллекции повреждений насекомыми древесины и других частей дерева, пораженных болезнями, коллекции вредных насекомых.
Подготовка презентаций своих наблюдений за птицами и животными в лесу, следами их обитания.
Общественно полезный труд. Проведение контрольных ревизий-обходов. Участие в трудовой операции «Муравей» для их учета и охраны. Глазомерное лесопатологическое обследование и выявление очагов вредителей и болезней леса.
9.Основы лесной таксации
Знакомство в лесничестве с план организации лесного хозяйства. План лесонасаждений. Условные и топографические знаки. Картирование лесных угодий.
Единицы измерения и учета в лесной таксации. Применяемые инструменты. Таксация насаждений. Главнейшие таксационные признаки насаждения и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост и т. д.
Практическая работа.
Ориентирование на местности по компасу, местным признакам, топографическим и дорожным знакам. Работа в лесу по плану лесонасаждений, планшетам и выкопировкам с них .Измерение диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструмента. Определение возраста насаждения. Определение объема леса на корню. Операция «Меткий глаз»: определение на глаз высоты дерева, его диаметра и ширины. Запоминание незнакомых лесных терминов, встретившихся при изучении темы «Основы лесной таксации», ведение словаря.
- Лесовосстановление
Лесосеменное дело. Порядок сбора, обработки и хранения семян. Стратификация семян. Семеное и вегетативное размножение. Прививки.
Знакомство с дендрарием Сошненского лесничества.
Выращивание посадочного материала в питомниках. Виды питомников. Способы подготовки почвы под лесные культуры. Выкапывание и упаковка крупномерного посадочного материала для озеленения.
Реконструкция малоценных насаждений и содействие естественному возобновлению леса. Санитарные вырубки леса.
Применение орудий, машин и механизмов на лесокультурных работах.
Расчет потребности в семенах и посадочном материале при различных схемах высева семян в питомнике и при посадке сеянцев на лесокультурной площади.
Практическая работа.
Проведение опытов: применение разных способов размножения для различных деревьев; по выращиванию голубой ели черенками или семенами.
Участие в посадке саженцев сосны на территории лесничества.
Определение урожайности шишек, плодов и семян пород по шкалам глазомерной оценки.
Экскурсии в лес для ознакомления с лесовосстановительными работами прошлых лет.
Операция «Посади деревце».
- Организация лесозаготовок и переработки древесины в лесном хозяйстве
Вопросы организации труда в лесном хозяйстве. Лес как источник получения древесины, побочных продуктов и сырья для многих отраслей промышленности. Рациональное использование лесосырьевых ресурсов. Борьба с потерями в лесном хозяйстве. Химическая переработка древесного сырья. Использование отходов после переработки древесины.
Организация заготовки, вывозки и переработки древесины и отходов в лесном хозяйстве. Основные станки и механизмы, применяемые при этих работах.
Просмотр и обсуждение научно-популярных фильмов о лесной промышленности в РБ.
Практическая работа
Оформление буклета «Что дает один кубометр древесины». Изготовление коллекции образцов древесных пород, растущих, в лесу (длина образца 0,5 м, диаметр до 20 см показом текстуры — ее строения — древесины в поперечном срезах). Организация акции «Сохрани дерево – сдай макулатуру!».
Экскурсии в лес для ознакомления с технологией лесозаготовок; в лесничество — для практического ознакомления с техникой, используемой для работ в лесу. Знакомство с готовыми видами продукции, получаемой после переработки древесины.
- Организация метеорологических и фенологических наблюдений в природе
Значение метеорологических и фенологических наблюдений за погодой и природными явлениями, фазами луны и поведением животных. Как, что и когда наблюди в природе в древности? Порядок проведения наблюдений в натуре. Оформление результатов наблюдений. Предсказание изменения погоды по поведению животных, состоянию растений и народным приметам.
Главнейшие объекты для фенологических наблюдений. Инструменты и приборы для метеорологических наблюдений. Основные правила ведения наблюдений и требования к ним.
Практическая работа. Наблюдения в течение всего года за сезонными явлениями природы (развитием и ростом растений, поведением насекомых, зверей и птиц) и хозяйственной деятельностью человека. Порядок занесения полученных данных в дневники, календарные таблицы и журнал наблюдения.
- Выступление агитбригады
- Итоговое занятие
Конференция. Подведение итогов за год.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
К концу 2-го года обучения учащиеся должны знать:
- простейшие методики оценки экологического состояния окружающей среды;
- основы методики исследовательской деятельности;
- основные этапы создания экологических троп;
- правила использования природных ориентиров в лесу;
- редкие и охраняемые виды растений и животных своей местности;
- правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений;
- характеристики основных лесообразующих древесных и кустарниковых пород;
- основные способы лесной таксации, применяемые в лесных хозяйствах Беларуси;
- виды лесонарушений и ответственность за них
- методы организации лесозаготовок и переработки древесины в лесном хозяйстве;
- основы картирования местности, топографической съёмки;
- основные пути реализации охраны природы в Беларуси;
должны уметь
- определять типы леса по лесорастительному покрову;
- выявлять и вести учёт природных объектов для создания предполагаемого маршрута экологической тропы;
- самостоятельно работать с литературой и атласами-определителями;
- правильно определять виды рубок отдельных участков леса для сохранения ценных пород;
- характеризовать основные уровни лесообразующих пород;
- определять древесные породы по зимним побегам, листьям и хвое, шишкам и плодам, коре с помощью определителей;
- изготавливать гербарии лесных и лекарственных растений;
- по внешним признакам и пользуясь атласом-определителем различать съедобные и ядовитые виды грибов и растений;
- ориентироваться в лесу с помощью компаса и по природным признакам;
- определять виды животных по повреждённым растениям, древесине, коре и листьям;
- проводить глазомерное лесопатологическое обследование и выявление очагов вредителей и болезней леса;
- характеризовать основные экологические проблемы Беларуси;
- проводить исследования в природе, пользуясь планом лесонасаждений, условными и топографическими знаками.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(3- й год обучения)
Учебно-тематический план 3-го года обучения предполагает углубленное изучение разделов 2-го года, включает научно-исследовательскую деятельность учащихся, подготовку и защиту дипломных проектов учащихся Республиканской школы юных лесоводов.
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
||
|
из них |
|||
всего |
теория |
практика |
||
1 |
Введение |
2 |
2 |
|
2. |
Фенологические наблюдения за природными объектами |
12 |
4 |
8 |
3. |
Пропагандистская и краеведческая деятельность. Организация и проведение экологических экскурсий |
12 |
4 |
8 |
4. |
Основы лесоведения и лесоводства |
10 |
6 |
4 |
5. |
Древесные питомники, их виды, структура, назначение |
16 |
8 |
8 |
6. |
Побочное пользование в лесах Пинского лесхоза |
12 |
6 |
6 |
7. |
Противопожарные мероприятия в лесничествах РБ |
8 |
2 |
6 |
8. |
Подготовка и защита курсовых проектов |
14 |
8 |
6 |
9. |
Защита леса от вредителей и болезней |
8 |
4 |
4 |
10. |
Экология лесных зверей и птиц |
8 |
4 |
4 |
11. |
Подготовка защиты дипломных проектов |
14 |
8 |
6 |
12. |
Лесопользование. Рубки леса |
10 |
4 |
6 |
13. |
Дневники фенологических наблюдений. Сравнение, анализ и синтез сезонных природных явлений. |
6 |
2 |
4 |
14. |
Лекарственные растения и их использование |
8 |
2 |
6 |
15. |
Конференция с участием работников и ветеранов труда ГЛХУ «Пинский лесхоз» |
2 |
|
2 |
16. |
Итоговое занятие |
2 |
2 |
|
Итого |
144 |
64 |
80 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Введение
Знакомство учащихся с целями и задачами кружка и планом работы на учебный год. Выбор тематики контрольных и курсовых работ Республиканской школы актива юных лесоводов дляпланирования последующей практической деятельности.
- Фенологические наблюдения за природными объектами
Методика ведения фенологических наблюдений. Сезонные изменения в лиственных и хвойных лесах.
Практическая работа. Ведение дневников фенологических наблюдений. Измерение, сравнение и анализ данных.
- Пропагандистская и краеведческая деятельность. Организация и проведение экологических экскурсий.
Выпуск информационных листовок и буклетов. Разработка текста экскурсии по экологической тропе, подготовка конкурсных программ и экологических игр.
Проведение экологических экскурсий для учащихся УО Пинского района.
- Основы лесоведения и лесоводства
Наука дендрология, дендрариумы. Выращивание редких и не свойственных Беларуси растений. Ярусность леса. Семеноводство.
Практическая работа. Наблюдение и таксация молодых посадок хвойного леса 2-х, 3-х лет. Учёт семенного фонда хвойных видов.
- Древесные питомники, их виды, структура, назначение
Виды питомников, их назначение, сроки действия. Отделения и секции питомника. Посевные отделения в питомнике. Характеристика посадочного материала. Школьное отделение в питомнике. Посадочный материал с закрытой корневой системой. Лесосеменные участки и плантации, их назначение.
Практическая работа. Исследование и характеристика посадочного материала. Конструирование макета питомника. Ознакомление со способами заготовки семенного материала в лесах Сошненского лесничества. Определение предполагаемого количества семян сосны обыкновенной на опытном участке.
- Побочное пользование в лесах Пинского лесхоза
Пчеловодство. Лесные медоносные культуры. Промышленная заготовка лесных культур. Промышленная заготовка ягодных культур. Учёт ресурсов побочного пользования, правила побочного пользования в лесах РБ. Контроль и соблюдение правил побочного пользования. Сбор берёзового сока в лесах Пинского лесхоза. Лесные кормовые угодья. Кормовая производительность лесных пастбищ и сенокосов. Лекарственное растительное сырьё. Основные виды древесных лекарственных растений.
Противопожарные мероприятия в лесничествах РБ
Знакомство с системой мер по предотвращению лесных возгораний. Противопожарная профилактика в лесах. Предупреждение возникновения лесных пожаров.
Практическая работа. Экскурсия в Сошненское лесничество, знакомство с системой видеонаблюдения за лесным массивом. Знакомство с системой противопожарных мер на территории лесных участков. Составление проекта защитных противопожарных мероприятий лесного фонда Сошненского лесничества.
- Подготовка и защита курсовых проектов
Изучение и обобщение опыта работы по выбранным учащимися темам. Совместная деятельность с работниками Сошненского лесничества по выполнению практических частей курсовых проектов. Подготовка к защите.
- Защита леса от вредителей и болезней
Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые.
Главнейшие виды насекомых-вредителей леса на территории РБ. Распространённые болезни хвойных и лиственных лесов. Защита леса от болезней и вредителей. Насекомые-энтомофаги. Привлечение и охрана насекомоядных птиц и муравьев как биологический метод борьбы с вредителями леса. Правила инвентаризации и охраны муравейников. Роль искусственных гнездовий. Значение зимней подкормки зверей и птиц.
Практическая работа.
Изучение отличительных признаков по чучелам и во время экскурсий в лес по следам и живым объектам, по коллекциям с определителем главнейших видов животных, вредных насекомых и болезней, приносящих ущерб лесному хозяйству.
Определение видов вредителей по поврежденным растениям, древесине, коре и листьям при помощи определителей.
Оформление коллекции повреждений насекомыми древесины и других частей дерева, пораженных болезнями, коллекции вредных насекомых.
Подготовка презентаций своих наблюдений за птицами и животными в лесу, следами их обитания.
Общественно полезный труд. Проведение контрольных ревизий-обходов.
- Экология лесных зверей и птиц
Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые. Животные, занесенные в «Красную книгу». Животные, занесенные в «Черную тетрадь». Охраняемые виды животных и птиц. Организация зимней подкормки животных и птиц в лесных хозяйствах. Весеннее привлечение птиц в лесные угодья.
Практическая работа. Изготовление искусственных гнездовий с последующим развешиванием их в лесном массиве.
- Подготовка защиты дипломных проектов
Индивидуальная работа над темами дипломных проектов.
- Лесопользование. Рубки леса
Рубки побочного пользования в насаждениях. Рубки главного пользования .
Практическая работа. Знакомство с планами ведения рубок на территории Сошненского лесничества. Экскурсия на производственный участок.
- Дневники фенологических наблюдений. Сравнение, анализ и синтез сезонных природных явлений.
Методика ведения дневников фенологических наблюдений.
Практическая работа. Ведение дневников фенологических наблюдений за сезонными изменениями в природе. Измерение параметров, сравнительный анализ и синтез.
- Лекарственные растения и их использование
Лекарственные растения лесов Беларуси. Применение в медицине.
Практическая работа. Подготовка гербария лекарственных растений, их описание.
- Конференция с участием работников и ветеранов труда ГЛХУ «Пинский лесхоз»
Встреча с руководством ГЛХУ «Пинский лесхоз»,ветеранами лесного хозяйства, заслуженными работниками леса.
- Итоговое занятие.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
К концу 3-го года обучения учащиеся должны знать:
- особенности правового режима охраны природных ресурсов Республики Беларусь;
- характеристики основных лесообразующих древесных и кустарниковых пород;
- основные способы лесной таксации, применяемые в лесных хозяйствах Беларуси;
- основные принципы рационального природопользования;
- простейшие методики оценки экологического состояния окружающей среды;
- основные центры биоразнообразия и деградации в Беларуси;
должны уметь:
- характеризовать основные уровни организации живых систем;
- характеризовать основные экологические проблемы Беларуси;
Систематизировать изученный материал и применять его на практике
- описывать, собирать, составлять гербарии видов растений и животных;
- правильно определять виды рубок отдельных участков леса для сохранения ценных пород;
- проводить глазомерное лесопатологическое обследование и выявление очагов вредителей и болезней леса;
- характеризовать основные экологические проблемы Беларуси;
- проводить исследования в природе, пользуясь планом лесонасаждений, условными и топографическими знаками.
-самостоятельно работать с экологической литературой;
- правильно оценивать экологическую ситуацию;
- правильно ориентироваться в решении экологической проблемы;
- правильно проводить исследования в природе;
- применять полученные знания в подготовке и защите курсовых проектов и дипломных работ.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Формы подведения итогов реализации программы: открытые и итоговое занятия, самостоятельная работа, защита проектов, итоговая экологическая экспедиция.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основной формой организации образовательного процесса при реализации программы «Юные лесоводы» является занятие (теоретическое и практическое), лабораторный эксперимент, экскурсия, поход, а также массовые мероприятия.
Для реализации данной программы используются групповые формы работы.
Используются в работе групповые занятия, активные и интерактивные формы взаимодействия, коммуникативные методы, методы формирования экологического сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция, пример), проектные технологии, практическая исследовательская работа, работа с литературой и информационными ресурсами, самостоятельная работа, творческие задания, иллюстрация, демонстрация, трудовые операции, фенологические наблюдения за природными объектами.
Для контроля и оценки эколого-биологической деятельности, поведения учащихся используются такие методы как наблюдение, анкетирование, тестирование, ранжирование, устный и письменный контроль, анализ результатов деятельности учащихся, самоконтроль, интерактивные, рефлексивные методы и др.
Предполагается сочетание обзорных лекций с творческими встречами, а также включение в учебную деятельность экскурсий, походов, практической работы на экологической тропе.
Педагогическими технологиями реализации программы дополнительного экологического образования являются технологии:
коллективной творческой деятельности, проектной деятельности, проблемного обучения, мастерских.
ЛИТЕРАТУРА
Для педагога
- Красная книга Республики Беларусь: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды дикорастущих растений / гл. ред. Л.И.Хоружик. – Мн.: БелЭн, 2005. – 456с.
- Красная книга Республики Беларусь: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных / гл. ред. Г.П.Пашков. – Мн.: БелЭн, 2004. – 320с.
- Козлов М.А., Олигер И.М. Школьный атлас – определитель беспозвоночных. М., «Просвещение», 1991
- Тропинки царства флоры: Хрестоматия по ботанике / В.Т.Каравосов и др. – 2-е изд. - Мн.: БелЭн, 2003. – 416с.
- Целительная сила растений / Николайчук Л.В. – Мн.: изд. ООО «Красико-Принт», 2002. – 352с.
- Михеев А.В. и др. Охрана природы. М., «Просвещение», 1990
- Основы формирования экологических знаний: учебно-метод. пособие/ О.Н.Веремчук и др. – Брест: БрГУ, 2012. – 244 с.
- Ивахненко, М.Ф. живое прошлое Земли: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1987. – 251 с.
- Козловская, Н.В. загадки белорусской флоры/ Н.В.Козловская. – Минск: Вышэйшая школа,1986. – 222 с.
- Коняева, О.В. азбука живой природы/ О.В.Коняева. – Тула: Родничок, 1999. – 483 с.
- Красиков, С.П. Цветы в преданиях/ С.П. Красиков. – Юнацтва, 1989. – 221 с.
- Радкевич, В.А. Экология/ В.А. Радкевич. – Минск: Вышэйшая школа, 1997. – 159 с.
- Природа Белоруссии / Под ред. Шамякина И.П. – Минск: Бел. сов. Энциклопедия, 1986. – 599 с.
- Экологические игры от АПБ/ А.Е.Винчевский и др. – Минск, 2006.– 64 с.
- Методическое пособие: Зимняя подкормка птиц и искусственные гнездовья / сост. С.В.Зуёнок и др. – Минск, 2006.
- Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас определитель высших растений. М., «Просвещение», 1991
Для учащихся
- Природные сообщества Беларуси: учебное пособие / О.Н.Веремчук, А.Т.Жуковский; БрГУ им. А.С.Пушкина. – изд. 3-е. – Брест: Изд-во БрГУ, 2014. – 208с.
- Азбука живой природы: Растения и животные леса / Авт.-сост. О.В.Коняева. – Тула: «Родничок», М.: ООО «Астрель», 1000. – 483с.
- Алексеев, В.Н. Атлас бабочек / В.Н.Алексеев, В.Г.Бабенко. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2005. – 71с.
- Жизнь леса / Отв. ред. М. Семёнова. – М,: Махаон, 2007. – 128с.
- Звери: попул. энциклоп. справочник / Под ред. П.Г.Козло. – Минск: БелЭн, 2003. – 440с.
- Зуёнок, С. Земноводные. Пресмыкающиеся. Воспоминание о забытом полёте: Очерки / С.Зуёнок, Р.Новицкий, С,Дробенков. – Минск: «Мастацкая литаратура», 2007. – 63с.
- Каравасов, В.Т. Тропинки царства флоры: Хрестоматия по ботанике / В.Т.Каравасов. – 2-ое изд. – Минск: БелЭн, 2003. – 416с.
- Кощеев, А.К., Кощеев А.А. Дикорастущие съедобные растения. – М.: Колос, 1994. – 351с.
- Козловская, Н.В. Загадки белорусской флоры / Н.В.Козловская. – Минск: Вышэйшая школа, 1986. – 222с.
- Петров, В.В. Весна в жизни леса. – М.: Наука, 1981. – 144с.
- Петров, В.В. Лес и его жизнь: Кн. Для учащихся. – Просвещение, 1986. – 159с.
- По страницам Красной книги. Растения: попул. энциклопед. Справочник / Бел СЭ; Редкол,: В.И.Алешко идр. – Минск: БелСЭ, 1987. – 248с.
- Красная книга Беларуси для детей. Млекопитающие / Л.Д.Бурко и др.; под общ. Ред Л.Д.Бурко. – Минск: Бел.Энц. им. П.Бровки, 2010. – 176с.
- Красная книга Беларуси для детей. Земноводные, пресмыкающиеся / Л.Д.Бурко и др.; под общ. Ред Л.Д.Бурко. – Минск: Бел.Энц. им. П.Бровки, 2011. – 176с.