Игры в экологическом образовании младших школьников

 

 Младшие школьники отличаются повышенной восприимчивостью и впечатлительностью. Эмоции, по утверждению психологов,  выполняют у них функцию мотивов деятельности  и являются одним из главных механизмов, который определяет степень активности в познавательном процессе. Эмоциональный фактор в значительной степени содействует осознанному и прочному усвоению необходимой информации. К этому необходимо добавить и то,  что знания  переходят в убеждения, а значит, приобретают личностный смысл, становятся руководством для действия только тогда, когда они проходят через эмоционально-чувственный или практический опыт человека.  Отсюда следует закономерный вывод: во-первых,  экологическое образование должно быть эмоционально привлекательным; во-вторых, усиление эмоциональной привлекательности образовательного процесса является одним из условий успешного решения поставленных задач. В распоряжении у учителя есть множество средств для решения названной проблемы, среди которых игра занимает особое место. Таким образом, в решении задач экологического образования, формировании  у младших школьников основ экологической культуры, ее основных компонентов и элементов особое значение отводится игровой деятельности, занимательным упражнениям. 

Существует мнение, что  учить играя можно только самых маленьких детей до семилетнего возраста. Однако согласиться с этим можно  с определенной долей условности: смотря в какие игры играть и, главное, как.  Школьная практика подтверждает, что при соблюдении определенных правил, создании необходимых условий  игра в начальной школе в значительной степени содействует эмоциональной и познавательной активизации  младших школьников. Это объясняется тем, что младшие школьники испытывают повышенную потребность в игровой деятельности, которая  удовлетворяет их интерес и активность в освоении окружающего мира. Игра возбуждает  у детей приятные эмоции, снижающие напряжение, способствует созданию благоприятного  психологического климата в классе,  в результате чего   усилия школьников направляются  на познавательную деятельность, проявление творческих способностей. В играх создаются прекрасные условия для развития всех познавательных процессов и в целом личностных качеств учащихся (когнитивных, креативных, оргдеятельностных).  Д.Б. Эльконин в своем труде «Психология игры» подчеркивает: «Дело не только в том, что в игре развиваются  или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, а в том, что коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру и формируется самый механизм  возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими точками зрения» [2, с.282]. Это замечание Д.Б. Эльконина особенно важно с учетом того, что важнейшими компонентами экологической культуры  являются не только знания, умения, навыки, но и отношения школьников к природе, окружающей среде, своему взаимодействию с природой.

Какие же игры необходимы для успешного решения задач экологического образования младших школьников?

Первый критерий отбора – обеспечение освоения всех компонентов содержания экологического образования в соответствии с культурологическим  подходом его проектирования. То есть, во-первых, должны быть игры, направленные на освоение младшими школьниками  всех элементов системы экологических знаний: о разнообразии природы, причинно-следственных связях и взаимосвязях в природе, в т.ч. между природой и человеком, значении объектов и явлений природы, нормах и правилах эколого-ориентированного поведения и природоохранной деятельности. Во-вторых,  игры должны обеспечивать формирование и развитие экологических умений (интеллектуальных, оценочных, практических) репродуктивного и творческого характера. И, в-третьих,  в играх у младших школьников должны формироваться отношения (эмоционально-ценностный опыт) к природе, конкретным природным объектам и явлениям, поступкам человека по отношению к природе (собственным, других людей), природоохранной деятельности, а также опыт творческой деятельности.

Так, игры «Узнай по описанию», «Загадаю - отгадай», «Визитка», «Реклама», «Назови меня по имени», «Добавь словечко», «Кто? Какой? Что делает? Что не может делать?», «Мозаика», «Кто здесь спрятался?», «Откуда кусочек?», «Одень меня, "Следопыт" и многие другие направлены на освоение учащимися знаний о многообразии природы, конкретных признаков природных объектов, их особенностей. Приведем примеры игрового материала некоторых из названных игр.

В игре  «Следопыт» (или "Зоркий глаз") учащимся предлагается ответить на вопросы, помогающие им раскрыть особенности того или иного объекта, проверить свои наблюдательные способности. Побеждает  та команда, которая правильно ответит на большее количество вопросов в течение отведенного времени.

  1. Какие из наших птиц никогда не садятся на землю? (Ласточки, стрижи)
  2. Какие бабочки появляются весной первыми? (Крапивница, лимонница)
  3. У какой птицы необычное расположение пальцев на ногах: два – вперед, два – назад? (У дятла)
  4. Какое дерево называют «трусливым» и "смелым" одновременно? (Осину)
  5. Какие деревья называют самыми «смелыми»? (Березу, осину за то, что они первыми появляются на пожарищах, вырубках. Осина к тому же расцветает одной из первых.)
  6. Какие  деревья зимой можно узнать по стволам? (Березу, тополь, осину)
  7. Какие деревья зимой можно узнать по листьям? (Дуб, ель, сосну)
  8. Какие деревья зимой можно узнать по плодам? (Липу, ясень, рябину)
  9. Какое дерево можно узнать издалека по кроне, ветвям? (Иву ломкую)
  10.  По каким признакам можно зимой узнать клен? (По прямым веточкам и расположению почек друг против дружки). Какой кустарник по расположению почек напоминает клен? (Сирень)

Игра "Следопыт" может иметь и другой вариант.Учитель называет ряд признаков, которые могут относиться к нескольким  объектам; по названным признакам нужно назвать как можно больше животных объектов, отвечающим  данным  признакам. Например:

 

1. Живут на лугу, в названии встречается буква «а», имеют шесть ног. (Называются насекомые, в названиях которых встречается буква «а», например, бабочки – лимонница, крапивница, павлиний глаз, репейница; стрекоза, саранча, оса, пчела, жук-навозник и т.д.)

  1.  Встречаются на болоте, длинноногие. (Аист, журавль, цапля, кулик, лось)
  2.  Живут в лесу, в названии встречается буква «с» (Барсук, лиса, рысь, синица, сойка)
  3.  Лесные обитатели сероватой окраски. (Волк, заяц-беляк, мышь)

5. Имеют длинный хвост, пушистую шерсть, хищники. (Волк, лиса, рысь, куница).

6. Часть жизни проводят на деревьях,  часть на земле, пернатые и покрытые шерстью. (Тетерев, глухарь, белка, рябчик, рысь)

 

Игра «Зоркий глаз» направлена на развитие наблюдательности, на формирование умения распознавать природные объекты.

На столе (на земле, если игра проводится на экскурсии) находится несколько предметов: листья от разных деревьев, известных детям, плоды, семена и т.п. Дети должны внимательно рассмотреть их, как они лежат (в каком порядке), сколько каких предметов и т.п. Затем дети отворачиваются, после чего в расположении предметов вносятся изменения (меняются местами некоторые объекты или убираются, добавляются). Побеждает тот, кто точнее назовет предметы и изменения в их расположении.

Игра "«Кто? Какой? Что делает? Что не может делать?»" направлена на развитие умения устанавливать отличительные признаки природных объектов, а также словарного запаса младших школьников. Игра проводится с мячом; учитель называет какое-нибудь знакомое детям животное, и формулируя первый вопрос "Медведь – кто?", бросает  мяч кому-нибудь из детей. Второй ребенок, отвечая на этот же вопрос, называет новое слово и повторяет предыдущее, названное первым учеником. Когда получено несколько ответов на один и тот же вопрос, учитель задает второй вопрос: Медведь какой? И т. д.

С помощью размещенных на доске рисунков растений или животных (можно использовать и рисунки в учебниках) можно организовать игру "Загадаю  – отгадай" или "Отгадай меня по имени". Учитель описывает какой-либо объект, а ученики на основе предложенного описания  (указания характерных признаков) определяют о каком объекте идет речь.  Разновидностью этой игры является игра "Да-нетка". В этом случае учитель задумывает какой-либо объект, отгадать который можно только с помощью заданных детьми вопросов. Ответ учителя на любой вопрос "Да!" или "Нет".

Интересны детям игры, в которых игровым действием является исправление ошибок в описании объектов. Так в игре "Лови ошибку" в качестве игрового материала могут использоваться описания объектов, загадки с ошибками. Например:

Игра «Исправь загадку»

Носит черненький жилет,

Но у крыльев – серый цвет.

Видишь, кружит двадцать пар

И кричат:

– Карр! Карр! Карр! (Ворона; серенький жилет, а у крыльев черный цвет)

 

Кто в беретке ярко-желтой,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел; в беретке ярко-красной)

 

Скачет зелёная зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка; лягушка не зверушка, а земноводное)

 

Спинкою желтоватая,

Животиком зеленоватая,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица,  спинка зеленоватая, а животиком желтоватая)

 

Ты откуда, ты откуда

Прилетел к нам,

желтогрудый?

– Облетел я всю Сибирь.

– Как зовут тебя?   (Снегирь, красногрудый, а не желтогрудый)

 

Угадайте, что за птичка –

Темненькая невеличка?

Черненькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка, белая с живота) 

Загадки-описания для игры "Лови ошибку":

Ландыш имеет два крупных округлой  формы листа, белые  с нежным ароматом цветки, состоящие из 5 раздельных лепестков.

(Листья овальные, заостренные сверху и вытянутые снизу, цветки колокольчатой формы.)

 

 Майник двулистный имеет два крупных, как у ландыша листа, цветки  душистые, желтые, на месте которых после цветения образуются  красные ядовитые ягоды.

 (Листья значительно мельче, чем у ландыша, цветки белые.)

 

Волчье лыко - кустарник высотой до 1,5 метров. Листья растения скучены на концах ветвей,  кожистые, продолговатые.  Цветет  после распускания листьев. Цветки  белого цвета, душистые, сидят на  ветках, на длинных цветоножках.  В конце лета на месте цветков появляются черные  блестящие  ягоды, скученные и плотно прижатые к ветвям. Очень ядовитое, но целебное  растение.

 (Цветет до распускания листьев,  цветки сидячие,  т.е. сидят прямо на ветках без "ножек", сиреневатой окраски,  ягоды ярко-красные.)

 

Крона ели  напоминает красивую вечнозеленую пирамиду. Длинные нижние ветви ее постоянно отмирают, поэтому крона находится высоко над землей. Дерево можно узнать не только по кроне, но и длинным колючим иголкам-хвоинкам и  коротким шишкам. (Ветки расположены до самой земли, иголки короткие, шишки длинные, цилиндрической формы, напоминают по форме свечу.)

 

Рябина растет только в лесах. Очень красивое с большими  пальчатыми листьями неприхотливое дерево.  Осенью  ее легко узнать по огненно-красным кистям ягод. Ягоды  сладкие, сочные. Любят ягоды  и звери, и птицы: медведи, лоси, белки, бурундуки, ежики, мыши-полевки, снегири, свиристели. 

(Растет не только в лесу,  листья напоминают перо, ягоды вначале горькие, сладкие только после первых морозов.)

 

В практике учителей  используются разнообразные игры, направленные на освоение школьниками знаний о взаимосвязях, формирование умений устанавливать причинно-следственные  связи и взаимосвязи в природе: «Продолжи цепочку», «Составь цепочку», «Что раньше, что потом», «Закончи предложение: потому что…», «Ищи связи», «Найди пары», «Где чей дом?», «Противоположности», «Исправь ошибку», «Я умею рассуждать», «Верно ли что…?», «Экологический футбол» и т.д.  Так, в игре «Продолжи цепочку» (тема «Весенние изменения в жизни природы») учитель называет какое-то сезонное явление, а дети должны продолжить цепочку, указав следствие или причину.  Например, учитель говорит: Наступила весна, Солнце на небе  поднимается выше, значит стало …    Затем кому-нибудь из детей бросает мяч, а ученик, поймавший мяч, должен закончить предложение – (теплее). Затем учитель продолжает: Солнце поднимается выше,  становится теплее,  зацветают … (раннецветущие растения). Солнце поднимается выше,  становится теплее,  зацветают раннецветущие растения, появляются … (насекомые). И т.д.

 Игра «Закончи предложение» отличается тем, что предложения  могут быть и не связаны между собой логической последовательностью, а только тематическим содержанием. Например, дети в игре (также с использованием мяча) могут завершать начатые учителем предложения:

Ярусы – это приспособление растений к …  Верхний ярус в лесу образуют деревья, которые … Под  пологом леса растут  …  Сосна, береза – светолюбивые деревья, а ель …

 

В игре  с мячом "Потому, что…" или "Поэтому…" учитель называет причину или следствие, а учащиеся соответственно продолжают начатое им предложение, например:

Весной тает снег, потому что…

Весной становиться теплее, потому что…

Весной становиться теплее, поэтому…

Весной просыпаются многие насекомые, потому что …

Весной появляются насекомые, поэтому …

Чтобы первоклассники  осознали причинно-следственные связи,  а точнее, связи между сезонными явлениями в природе можно предложить также игру «Зима - весна» или «Противоположности». Учитель начинает фразу, а ученики (можно  хором, все вместе или один ученик, которому бросил учитель мяч) заканчивают ее, например:

Лягушки всю зиму  спят, а весной … (просыпаются).

Лимонница, крапивница зимой спят, а весной …

Еж весной ловит насекомых, а зимой …

Жаба  весной  просыпается, а на зиму  …

Заяц весной ночью спит под кустом, зимой … (также спит под кустом).

Еж зимой спит, а лиса …

Еж, лягушка, жаба, божья коровка на зиму впадают "в спячку", а  медведь (также спит) …

Зимой многие насекомые спят, а весной просыпаются потому, что становится тепло и появляется … (корм)

Пчела, оса, шмель питаются  нектаром (сладкая жидкость, выделяемая растениями) растений, а лягушка и жаба питаются … (насекомыми)

Заметим, что для развития умения слышать учителя и с целью преодоления стереотипа в мышлении, полезно включать предложения, которые не содержат противоположную информацию (см. предложение 5-е и 7-е).

 В игре « И в шутку  и всерьез» или  «Экологический футбол» (игра проводится обязательно с мячом; задается вопрос, бросается кому-то из учащихся мяч, поймавший мяч отвечает на вопрос)  ученики  на предложенные вопросы учителя должны ответить «да» или «нет». Если отвечают правильно – засчитывается гол в ворота учителя или команды-соперника, если нет – забитый гол засчитывается учителю или соответственно другой команде. Вопросы подбираются  так, чтобы ученики могли на большинство из них ответить правильно и получить положительные эмоции от игры. После ответов детей учитель может уточнять, дополнять ответы детей краткой необходимой информацией.  Приводим  примерные вопросы.

  1. Может ли медведь плясать и петь? (Да, если он дрессированный)
  2. Может ли барсук  за шишкой залезть на дерево? (Нет, он не лазит по деревьям)
  3. Может ли лягушка кричать, как бык? (Да, есть на Кубе лягушки-быки, которые издают звуки, похожие на рев быка)
  4. Может ли ласточка отморозить себе зимой лапки? (Нет, она на зиму улетает)
  5. Может ли стриж отдыхать на ветке дерева? (Нет, он не садится на ветки деревьев из-за строения ног – все 4 лапки стрижа направлены вперед и поэтому он  не может ухватиться за ветку)
  6. Может ли сорока съесть мухомор и не отравиться? (Да)
  7. Могут ли птицы принимать муравьиные ванны? (Да)
  8. Могут ли птицы выводить птенцов зимой? (Да, если это клесты)
  9. Можно ли пингвина назвать птицей? (Да, тело его покрыто перьем)
  10. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не говорит)
  11.  Может ли жаба, плавая в пруду,  обогнать лягушку? (Нет, жаба не плавает)
  12.  Может ли киви бегать? (Да, если это птица, а не растение)
  13.  Может ли медведь у нас зимой не спать? (Да,  если тепло, как например, зимой  2006 г. )
  14.  Может ли воробей сделать 20 шагов в минуту? (Нет, он не ходит)
  15.  Можно ли встретить у нас лимонницу и крапивницу  в марте? (Да, если теплая весна)
  16. Можно ли крапивницу назвать животным? (Да.)
  17. Может ли сова охотиться днем? (Да, если это сова болотная)
  18.  Может ли птенцы стрижа долго 2-3 недели обходится без пищи? (Да, они впадают в спячку на ненастный погодный период, когда родители улетают туда, где нет дождей).
  19.  Могут ли растения питаться животной пищей? (Да, например, росянка).
  20.  Можно ли ягоды собирать из-под снега? (Да,  клюкву,  например).
  21. Можно ли видеть ушами? (Да, если это летучая мышь).
  22.  Можно ли слышать ногами? (Да, если это кузнечик).

 

Интересными для младших школьников будут и занимательные упражнения, например, под рубрикой  «Математика в природе». Предлагая школьникам математические задачи, основанные на природоведческом материале, учитель обращает внимание, что их правильное решение требует не только математических навыков, но и экологических знаний. Вот примеры таких задач.

  1. Сколько хвостов у двух лягушек? (Нисколько)
  2. Сколько хвостов у трех тритонов? (Три, два, один, ни одного)
  3. Сколько рогов у одного лося и одной лосихи? (Два, у лосихи рогов нет)
  4. Стоят два аиста. Один аист  поднял ногу. Сколько ног у  них осталось? (4)
  5. Одна сова съедает на обед 100 г зерна. Сколько на обед съедают 5 сов? (Нисколько, они хищники)
  6. На дереве  сидит 3 синицы, 2 стрижа. Сколько всего птиц сидит на дереве? (3 птицы сидит на дереве, 2 стрижа сидеть не могут)
  7. На ветке одного дереве сидит 2 стрижа,  другого -  5.  На сколько стрижей на втором дереве больше, чем на первом? (Ни на сколько, стрижи не сидят на ветках дерева).
  8. На ветке сидело 5 снегирей, 2 из них  перелетели на другую ветку. Сколько всего снегирей осталось на дереве? (5)
  9. Зимним днем  на завтрак барсук съел одну лягушку, на обед  ему нужно на 2 лягушки больше. Сколько лягушек всего нужно барсуку? (Нисколько, барсук и лягушки  зимой спят).
  10. У кузнечика 6 ног. На сколько ног больше у пчелы? (У них равное количество ног потому, что это насекомые).
  11. Аист съел 3 лягушки, цапля на 2 больше чем аист, а гусь на 3 больше чем цапля. Сколько лягушек всего съели птицы? (8, гусь – растительноядная птица).
  12. Зимним днем на дереве мы увидели 5 синиц и еще 2 скворца. Сколько всего птиц мы увидели на дереве? (5 синиц, скворцов зимой нельзя увидеть).

 

Второй критерий отбора игр и проектирования игровой деятельности – соответствие конкретным целям и задачам образовательного процесса, этапу освоения содержания  образования.  Так, одни игры могут использоваться  с целью формирования первичного представления  о том или ином объекте, явлении, усвоения сущности понятия, совсем другие по содержанию и характеру деятельности с целью закрепления, обобщения знаний или развития умения принимать правильное решение в ситуации выбора, устанавливать взаимосвязи в природе. Приведем несколько примеров, иллюстрирующих данное положение.

Ряд игровых упражнений можно предложить  на закрепление знаний и умений в форме применения знаний в новой ситуации, например, упражнение "Если…" или  "Если бы…", "Что будет, если …". Игровыми действиями в данных упражнениях могут быть соревновательные: кто быстрее (Игра "Обгонялки"),  кто даст больше правильных ответов.

Игровой материал для игры «Если …»

Может ли медведь летать, если вместо шерсти тело покрывать будет перьевой покров?

Сможет ли гусь ходить легко по болоте, если у него ноги будут гораздо длиннее? Или : если у него исчезнут перепонки на ногах?

Сможет ли жаба плавать в воде, если у нее будут жабры?

Сможет ли  голубь плавать, если у него на ногах  между пальцами появятся перепонки?

 

Творческие задания на придумывание для игры "Если  бы…"или "Заверши фразу"  (может проводится с мячом):

Лиса смогла бы догонять свою добычу, как волк, если бы …

Стриж легко бы садился на ветки деревьев, если бы …

Жаба легко бы плавала, если бы …

Ласточки и стрижи бы не улетали  на зиму в теплые края,  если бы…

Еж бы зимой не впадал в спячку, если бы …

Жабы и лягушки на зиму  бы не впадали в спячку, если бы …

Листья бы у липы не облетали на зиму, если бы …

Дятел улетал бы на зиму в теплые края, если бы …

 

Игра «Верно ли, что…?»

Игровые действия: Если речь идет о правильных поступках,  дети хлопают в ладоши, если о неправильных – машут руками.  В том случае, если трудно определить правильность поступка – учащиеся молчат, т.е. не совершают никаких действий.

Верно ли поступили мальчики, которые  подобрали выпавшего из гнезда птенца и принесли домой?

Верно ли сделал Петя,  поймав красивую бабочку, чтобы показать своим друзьям?

Верно ли сделали ребята, которые  прибили птичий домик к дереву, растущему во дворе?

Верно ли поступил Саша с папой,  привязав  к дубу птичий домик?

Верно ли поступили дети, которые после экскурсии собрали по небольшому букетику фиалок в подарок своим мамам?

Психологи связывают возникновение внимания у школьников со значимостью информации и ее эмоциональной окраской. Заметим, что многие из приведенных игр обеспечивают  не только усвоение или закрепление предметных знаний и умений, но и имеют ярко выраженный эмоциональный потенциал и направлены на формирование эмоционально-ценностных отношений к природе (удивления, восхищения, благоговения, интереса и т.п.), поступкам человека по отношению к природе. Как уже отмечалось, формирование эмоционально-ценностных отношений к природе в целом, к отдельным объектам является  важнейшей задачей экологического воспитания младших школьников, его главным содержанием. Чтобы обеспечить решение данной задачи учитель должен особенно внимательно отбирать содержание игрового материала и предпочтение отдавать такому, который бы непременно вызывал чувства удивления, восхищения  особенностями строения и образом жизни живого организма, целесообразностью природных объектов и явлений, их значением в жизни  человека и природы. При этом особенное значение приобретает включенность самого учителя в игровую деятельность, его эмоции и чувства, отношение к происходящему, к объектам изучения.  Внушаемость  младших школьников, их желание подражать значимому взрослому  предъявляет  особые требования к эмоциональному и поведенческому  компонентам деятельности учителя.

Большие возможности игр в развитии познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения). Использование в играх иллюстративного материала, повышающего эмоциональный потенциал учебного материала, создающего необходимую образную основу, представляет особенно большие возможности для развития у младших школьников  не только предметных знаний,  умений, но  и  познавательных процессов. Так, например, учитель может показать школьникам несколько иллюстраций животных или  растений (5 - 7) и затем спросить: Какой объект был показан первым? Последним? Третьим? Предпоследним? Можно ли назвать все показанные объекты одним словом?

Учитель может  предложить детям рисунки животных: пчелы, осы, шмеля, бабочки (лимонницы или крапивницы,  другого вида), муравья. После показа дети выясняют: Можно ли назвать все объекты одним словом? Каким? (Насекомые, животные). Какое из этих слов больше всего подходит к данным объектам и почему?  Какое насекомое здесь лишнее? Почему?

Приведем еще примеры подобных заданий, которые направлены на развитие мышления (умения осуществлять анализ, обобщение, сравнение, классификацию):

Можно ли назвать одним или двумя  словами животных, изображенных на рисунках? Если нет, назовите лишний объект?

Волк, лиса, заяц, рысь. (Можно одним словом – животные, звери; двумя – лесные животные, дикие животные. Можно назвать одним словом хищники, в этом случае лишнее животное – заяц.)

Лось, олень, заяц, медведь. (Аналогично, как и в предыдущем примере; лишнее животное – медведь как всеядное животное).

Еж, белка, куница, медведь, рысь. (Одним словом – звери, двумя – лесные или дикие животные; лишнее животное – еж, как  животное, которое не может лазать по деревьям, а также покрытое колючками.)

 

Для  развития умения классифицировать объекты  можно предложить игры "Необычные круги", "Ветвистое дерево", "Придумай понятие" и др.

Так, школьникам предлагается круги, которым нужно придумать название на основе одной известной группы  животных (или растений):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Остальные малые круги: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, звери; большой круг - животные).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Остальные малые круги- кустарники, травы; большой круг - растения).

Аналогично можно предложить вместо кругов "ветки дерева":

                                                 

 

 

 

 

 

                               Неживая         

 

 (Вторая ветвь – живая; главная ветвь - природа).

 

      Крапивница   Карась       Жаба       Уж      Синица        Волк

(В данном случае по названию представителей можно назвать отдельные "ветви" – насекомые, рыбы и т.д., а затем главную – животные)

Если учащиеся справились такими заданиями, можно предложить игру "Придумай понятие", в которой ученикам предлагаются круги, "ветви" без  названий (подписей); задача учащихся – придумать понятия под данную схему:

 

  

 

 

 

 

 

 

 

(Под данную схему подходят следующие системы понятий: природа, живая, неживая; животные, дикие и домашние; растения, дикорастущие и культурные; формы поверхности, горы, равнины).

 

Приведенные выше  игры можно использовать как в курсе "Человек и мир", так и во внеклассной работе. Одной из системных форм использования игровой деятельности  может служить игра "Экомарафон", проведение которой можно планировать на достаточно длительный  промежуток времени. Сначала учитель предлагает детям поиграть в данную игру, чтобы проверить, можем ли мы считаться друзьями природы (получить звание "Друзья природы", "Рыцари природы" и т.п.). Игра-испытание будет состоять из нескольких этапов; после совместного с детьми обсуждения учитель с помощью схемы (путеводителя) показывает разработанный "маршрут" марафона и названия остановок; по мере прохождения этапов-станций, на схеме они отмечается определенным знаком.  Названия станций, например,  могут быть такими: "Следопыт", "Народная мудрость", "Шуточная", "Музыкальная", "Творчество из отходов", "Математическая", "Добротворческая", "Знакомые незнакомцы", "Художественная", "Для смекалистых" , "Здоровый образ жизни"и т.п. 

Остановка "Следопыт" может предлагать детям испытания в виде викторины о родном крае; на остановке "Народная мудрость " дети могут восстанавливать пословицы и поговорки, отгадывать загадки из белорусского фольклора; на остановке "Шуточная" младшие школьники  отвечают на шуточные вопросы о природных объектах. Проходя этап "Творчество из отходов",  учащиеся  демонстрируют свои умения создавать творческие продукты из разнообразных отходов; на остановке "Математическая" – решают задачи, составленные на природоведческом материале (см. игровое упражнение "Математика в природе"); остановка "Художественная" предполагает участие детей в экотеатре-экспромте или в создании плакатов, коллажей на природоохранную тематику, а остановка "Добротворческая" – участие в конкретной природоохранной деятельности и т.д..  Приводим примеры игровых заданий  для некоторых из названных остановка или этапов.

Остановка   «Знаешь ли ты свой край?»

Задания для викторины:

Какие самые распространенные растения в нашем крае? (сосна, береза, дуб)

Какое самое крупное животное в наших лесах? (Зубр, лось, олень)

Какая птица выводит у нас птенцов зимой? (Клест)

Какая из наших птиц ест волосатых гусениц? (Кукушка, соловей)

Какая из наших  птиц  злейший враг мышей? (Сова, сорока)

Какая наша птица имеет самый необычный клюв? (Клест, дятел)

Какую рыбу в наших водоемах сравнивают с тигрицей? (Щуку, сома)

 Каких животных называют санитарами водоемов? (Раков, двухстворчатых моллюсков – жемчужницу, перловицу,  карасей)

 Какую птицу называют самой лесной? (Дятла, сороку)

Какие птицы нашего края не садятся никогда на землю? (Сороки, ласточки, вороны, стрижи)

Другой вариант  викторины:

Какие достопримечательности своего края вы знаете? Что вы о них знаете?

Какие предприятия своего края вы знаете? Что они выпускают?

Каких знаменитых земляков нашего каря вы знаете?

Знаете ли вы, откуда произошло название нашего населенного пункта?

Когда возник наш населенный пункт?

Примечание: Для подсказки предлагаются варианты ответов, среди которых нужно выбрать правильный.

 

Примерные задания для этапа "Музыкальная":

Какие вы знаете песни, в которых бы пелось о растениях или животных?

В каких песнях поется о зеленом прыгающем насекомом? («В траве сидел кузнечик…», «От улыбки  хмурый день светлей …»)

Представьте  танец бабочек (лебедей, пчелок и т.п.).

 

 

Задания на остановке «Для смекалистых»:

Головоломка «Зашифрованное письмо»

Прочитайте  названия птиц. Какая птица здесь лишняя? Почему?

СОСНЕРОГИКАРЬВОВОРОРОБЕЙНАГДЯРАЧТЕЛСИСВИНИРИСЦАТЕГ

АЛЛЬКААПОПОЛИСТЗЕНЬ

 

 Головоломка «Найди новое слово»

Написаны слова. Найдите в них названия животных (можно использовать не все буквы слова), например: банка  – (кабан); багаж – (жаба);

Каркас, колосья, кожух, салон, зонтик, командор, осока, листва, мышьяк, зубровка, желток , земля, ужин, солнц, королевство, скороговорка.

По образцу составьте свои задания.

 

Головоломка «Превращения»

Прочитай слова. Измените в них одну букву так, чтобы получилось название животного.

Лида –      ; палка - ;  ворот – ; борона – ; слог – ; врач – ; сон - ; софа – ; орех – ;   булка – ; паяц – ; тир – ; лист – ; капля – ; щека –; ось – ; бук – ;  Оля

 

Найдите способ прочитать в каждом ряду название еще одного животного. По какому принципу названные животные объединены  в отдельные ряды.

Грач – аист – ласточка – клест – альбатрос. (Прочитав первые буквы каждого слова получаем название птицы - галка)

Синица – трясогузка – рак – индюк – журавль.

Заяц – енот – бегемот – рысь – антилопа.

Лось – игрунки – сурок – архар.

Верблюд – орангутан – ленивец – крокодил.

Русак – ежи – выдра – утка – норка

Крокодил – обезьяна – ласточка – индюк  – барсук – рысь  –  ишак.

Пищуха – оляпка – поползень – утка – грач – аист – индюк.

Лось – енот – норка – иволга – волк – ежи – цапля.

 Ондатра – косуля – антилопа – пума – ирбис (снежный барс).

Кого больше в  предложенном списке животных: птиц или зверей?

Лиса – колибри – чибис – крот  (три птицы и два зверя; третья птица из последних букв каждого слова)

Сколько здесь зверей и птиц, «чужаков» и «наших»?)

  Страус – трясогузка – рысь –  иволга – жираф (Сколько здесь зверей и птиц, «чужаков» и «наших»?)

 Орел – колибри – страус – трясогузка.  (В данном перечне из последних букв получаем слово "лиса").

 

Примерные задания на остановке  «Шуточная»

 

  1. Чем питается ёж зимой? (Ничем, еж зимой спит)
  2. Сколько прыжков в минуту делает грач? (Нисколько.  Грач не прыгает, а ходит)
  3. Сколько шагов в час делает воробей? (Нисколько,  так воробей не ходит, а передвигается прыжками)
  4. На долго ли выходит  погреться на солнышке жаба зимой? (Жаба зимой"спит")
  5. Быстро ли ходят лягушки? (Лягушки не ходят, а прыгают)
  6. Лягушка плавает брассом, а каким стилем плавает жаба? (Никаким, она не может плавать)
  7. Что ест зимним днем  жаба?  (Ничего, она "спит" зимой)
  8. От чего плавает медведь? (От берега)
  9. Может ли курица назвать себя птицей? (Нет, она не говорит)
  10.  Какого цвета шерсть на хвосте у бобра? (На хвосте у бобра чешуйки, а не шерсть)
  11. По чему плавают гуси, утки и лебеди? (По воде)
  12.  По чему бегает ёж? (По земле)
  13.  Что у ежа и филина днём на обед? (Днем они спят)
  14. Куда улетают совы на зиму? (Остаются зимовать)
  15.  Часто ли в лесу зимой можно встретить змей? (Змеи зимой "спят" в укрытиях)
  16.   Как змея раскусывает свою добычу? (У змеи нет зубов)
  17.  Пение каких птиц любит уж? (Уж глухой)
  18.  По чему стрижи быстро летают? (По небу)
  19.  Куда улетает на зиму сойка? (Зимующая птица)
  20.  Кто раньше улетает на юг: поползни или синицы? (Они не улетают на юг)

 

После всех шуточных вопросов (их предлагают детям 4 – 5 ) полезно задать серьезный вопрос, предполагающий конкретный ответ, например:

Что ест зимой крот? (То же, что и летом)

Что ест днем сова болотная? (Она охотится и днем и ночью на мышей, насекомых, изредка на птиц).

Можно ли назвать пингвина птицей? (Да, это птица.)

Эти  и подобные им задания направлены на преодоление стереотипа в мышлении.

 

Остановка «Самые, самые …»

Примерные вопросы для викторины (вопросы викторины вывешиваются в классе на стенде; желающие могут искать ответы на них в течение, например, двух недель и сдавать в письменном виде; т.е. викторина может быть заочной):

  1. Кто из животных самый сильный на земле?
  2. Какие птицы самые быстрые у нас?
  3. Какая птица у нас самая крупная и самая маленькая? В мире?

 4. Какая птица самый искусный древолаз?

  1. Какие самые крупные у нас жуки?
  2. Какая птица самая крупная в наших хвойных лесах?
  3. У каких птиц самое острое зрение?
  4. У каких птиц самые крупные и самые маленькие яйца?
  5. Какие рептилии самые крупные в природе?
  6. Какая сухопутная змея самая ядовитая?
  7. Какое самое крупное наземное животное?
  8.  Какое самое крупное морское  животное?
  9.  Какое животное самое высокое?
  10.  Какое наземное животное самое быстрое?

Ответы  на вопросы викторины «Самые, самые»

1. Муравей. и жук-носорог. Муравей переносит  тяжести  в 50 раз превосходящие его массу, а жук-носорог в 100 раз. Слон,  в сравнении с муравьём и жуком-носорогом,  при массе в 5 тонн с трудом поднимает  всего 1, 5 тонны.

2. Самую высокую скорость развивает  сокол-сапсан в пикировании – 270 км в час, иногда 350 км/ час. Стриж развивает скорость до 170 км в час. В горизонтальном полете самая высокая скорость у уток и гусей – до 100 км/час.

3. Самая маленькая птица у нас королёк. Он в пять раз легче воробья. Длина птички вместе с хвостом не более 10 см. Очень красивое оперение у неё: зеленовато-жёлто-оранжевое с золотистым хохолком на голове. И поёт птичка очень приятно – ласковым шёпотом с присвистом «си-си-си». Самая крупная птица, обитающая у нас, – лебедь. В мире – самая маленькая птица – пчелиная колибри: вес всего 1, 6 г, размеры 5, 7 см, но почти половина этой длины приходится на клюв и хвост. Самая крупная нелетающая птица – страус. Вес может достигать борлее 150 кг, высота до 2, 7 м. самая крупная летающая птица – африканская дрофа. Вес более 18 кг. Лебедь-шипун также может достигать значительного веса. Имеются сведения о лебеде, вес которого достигал более 22 кг.

4. Поползень. Это единственная в нашей стране птица, которая может передвигаться по стволу  вниз головой.

5. Жук-олень (длина 7, 5 см) и жук-усач (длина 11 см).

6. Глухарь. Самцы достигают  размеров индюка и весят  в среднем пять килограммов.

7. Самое острое зрение у хищных птиц. Сокол-сапсан замечает голубя на расстоянии более 8 км.

8. Самые крупные яйца откладывают африканские страусы. Длина яиц – 15 – 20 см при диаметре 10 – 15 см. Вес яйца  приблизительно 1, 6 – 1, 8 кг ( по объему это 24 куриных яйца). Самые маленькие яйца откладывают  колибри-шмель: они в длину менее 1 см, весом всего 0, 36 г.

9. Самый крупный крокодил в природе – гребнистый крокодил, который обитает в Австралии, Индонезии и на Новой Гвинее. Взрослые крокодилы имеют в среднем длину 4, 2 – 4, 8 ми весят 400 – 520 кг. Самая крупная черепаха – морская кожистая черепаха (обитает в водах Тихого океана), длина которой от головы до кончика хвоста составляет в среднем 1, 8 – 2, 2 м, а вес свыше 450 кг. Самая крупная ящерица – варан, живущий на Новой Гвинее: его длина вместе с хвостом 4, 75 м. Самая длинная из всех видов змей – сетчатый питон (Юго-Восточная Азия), длина которого может достигать 10 метров, а  самая крупная из всех видов змей –  анаконда или водяной удав. Средняя длина взрослой анаконды составляет  5, 5 – 6 метров,  вес может достигать свыше 200 кг при максимальной длине свыше 8 метров и обхвате туловища свыше 1 метра (По А.Теремову, В. Рохлову).

10. Самая ядовитая сухопутная змея  – двухметровая гладкоголовая змея, обитающая в Австралии. Ее яд в 9 раз сильнее, чем яд тигровой змеи (А.Теремов, В. Рохлов).

11. Слон. Среди африканских слонов  крупные особи достигают высоты в холке до 4 метров, весят свыше 7 тонн (в среднем самцы весят 5 т, самки – 3 т). Длина хобота может достигать больше 2 метров, а бивни  в длину  3 – 4 метра.

12. Синий кит. Вес самого большого морского млекопитающего может достигать 145 т, а длина 32 метра. Гигант питается  маленькими ракообразными. Летом ежедневно съедает  до 4 тон пищи. Сегодня в Мировом океане осталось всего несколько тысяч синих китов. Им грозит полное исчезновение.

13. Жираф – самое высокое из ныне живущих млекопитающих. Высота его от земли до лба достигает 4, 8 – 5, 8 метров.

14. Гепард, который способен развить скорость на короткой дистанции до 110 км/час.

Заметим, что учитель вместе с детьми в зависимости от  своих интересов, возможностей, предпочтений определяет количество этапов, конструирует желаемый маршрут экомарафона. В заключении игры подводятся итоги: сколько  этапов пройдено, какие; что дети узнали, чему научились, что особенно понравилось и было полезным и т.п.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. В экологическом воспитания младших школьников игры имеют огромный обучающий,  воспитательный и развивающий потенциал, являются эффективным методом, стимулирующим познавательную деятельность младших школьников при соблюдении определенных условий (системности и систематичности, соответствии   поставленным целям и задачам, возрастным и индивидуальным особенностям учащихся,  обеспечении единства интеллектуального и эмоционального в деятельности учащихся и др.).

 

 

 

Гости леса

 

Жил-был веселый и счастливый Лес. В нем радостно шумел ветвями  могучий Дуб, стройная Березка, скромная Осинка, высокая   и гордая Сосна. Смело и уютно чувствовали себя в лесу все его животные обитатели. Трудолюбивый Дятел с утра до ночи долбил древесину – лечил деревья.  Помогали бороться с вредителями веселые Синички, которые неустанно обследовали каждую щелочку на дереве, каждую веточку. Ловкая, неугомонная Белочка быстро то  бегала между деревьями и прыгала с ветки  на ветку, то отдыхала в дупле на Сосне. В лесу  возле Осинок можно было часто встретить Зайцев. Ленивых и больных Зайцев  подкарауливал  здесь смелый и быстроногий Волк. Все обитатели леса не обижались на Волка – ведь работал здесь главным санитаром. В лесу царил порядок, каждый выполнял свою роль. 

Но вот в лесу появился Мальчик. Шагает  он гордо и смело по лесу, не разбирая дороги, громко поет песни.  А в руках у нашего героя новенькая рогатка – надо же ее где-то испробовать. Тревожно зашумели деревья. Тревожно закричала Ворона – «Кар-кар кар». Мальчик увидел Белочку и тут же выстрелил из рогатки шишкой. Белочка не успела убежать и спрятаться.  Мальчик попал  в нее шишкой. От боли  и обиды Белочка заплакала. А тут и любопытная Синичка выглянула – досталась и ей. Вот уже и Синичка плачет с поврежденным крылышком. Чуть не досталось и Дятлу, еле-еле успел спрятаться в дупле.   Испугались Зайцы. Убегая в страхе из лесу; один из Зайчиков поранил свою лапку об осколок бутылки,  разбитой Мальчиком. Расстроился  Волк – что ему теперь делать в этом лесу, ведь вся его добыча убежала.  Загрустили   и сильно опечалился Дуб, Сосна, Березка и Осинка – кто теперь будет лечить и защищать  их, разносить семена.   И вот еще недавно веселый и мирный лес стал вдруг грустным и даже печальным, в лесу поселилась тревога… Стало скучно и Мальчику в лесу. Куда все подевались?! Не в кого даже шишкой бросить! Но вот на шум  поспешил Медведь, сердито ворча, что побеспокоили его отдых: Кто здесь шумит?    Кто отдыхать мне  мешает? Увидел Мальчик Медведя и с испугу бросился наутек не разбирая дороги…  Много шишек  по лбу получил он убегая… Даже Медведь озабоченно схватился за голову.