Отдел по образованию Пинского райисполкома
ГУО «Центр творчества детей и молодежи» Пинского района
ГУО «Сошненская средняя школа» Пинского района
Областной конкурс научно-методической литературы и педагогического опыта «Усё сэрцу міла на малой радзіме»
Номинация «Мой край – зеленая планета»
Проект
«Школа экологии: сохраняя – приумножаем!»
Подготовила:
Чечун Елена Михайловна
педагог дополнительного образования,
руководитель объединения по интересам «Юные лесоводы»ГУО «Центр творчества детей и молодежи» Пинского района на базе ГУО «Сошненская средняя школа» Пинского района
2018г.
Содержание
1. |
Введение |
- 3 |
2. |
Цель, задачи и ожидаемые результаты проекта |
- 5 |
3. |
Сроки реализации проекта |
- 6 |
4. |
Содержание проекта |
- 6 |
5. |
План реализации проекта |
- 14 |
6. 7. 8. |
Мониторинг эффективности реализации проекта Потенциал развития проекта Приложения
|
- 19 - 21 - 22
|
|
|
|
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проекта
Проблема взаимосвязей человека с природой далеко не нова. Экологические катастрофы и проблемы, с которыми всё чаще сталкивается человечество, заставляют задуматься над тем, что человек вовсе не «царь природы», каковым считал себя многие века, а всего лишь её частица. Но, к сожалению, в современном обществе всё больше наблюдается потребительское отношение к природным ресурсам, поэтому экологическая проблема взаимодействия человека с окружающей средой стала очень острой и принимает все большие масштабы. Нашу зелёную планету могут спасти только действия человека, которые происходят на основе глубокого понимания законов и явлений природы, осознания того, что человек является лишь той малой частью окружающего его мира. Каждый человек должен чётко осознавать, что его деятельность по отношению к природе своего края вносит значительную лепту в создание благоприятной экологической ситуации в целом.
В условиях нестабильной экологической ситуации большое значение имеет экологическое воспитание всех жителей планеты, как маленьких, так и взрослых. Ведь природа была, есть и будет неизменным партнером человека в его повседневной жизни. Мы черпаем из её сокровищницы все наши блага: материальные и духовные. Природа, ее красота и величие остаются нашим главным сокровищем, нашей святыней, которые необходимо беречь и приумножать, задействовав те силы и ресурсы, которыми обладает каждый из нас.
Поэтому перед учреждениями образования и педагогами, в частности, остро встаёт проблема: уже с младшего школьного возраста воспитывать экологическую культуру учащихся и растить экологически грамотную личность, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. И делать это нужно не только на уроках биологии и в стенах школы, но большей частью в непосредственном общении с Природой.
Являясь руководителем объединения по интересам «Юные лесоводы», я наблюдаю, что учащиеся, сумевшие полюбить природу, научившиеся видеть, слышать и наблюдать её красоту, намного бережнее относятся к ней, замечают проблемы, умеют сопереживать, а, следовательно, стараются учить этому и других.
Ещё В. А. Сухомлинский утверждал, что сама по себе природа не развивает и не воспитывает. Оставив ребенка наедине с ней, нельзя надеяться, что он под влиянием окружающей среды станет добрым, глубоко моральным, непримиримым ко злу. Только активное взаимодействие с природой способно воспитывать лучшие человеческие качества.
Именно сознательное и бережное отношение каждого человека к природе возможно только при наличии экологической культуры, широких экологических знаний, которые должны формироваться, начиная с детства. Узнавая закономерности развития природы, знакомство с загадочным миром животных, растений, с особенностями их поведения, проблемами, которые возникают в их жизни, очень часто по вине человека, дадут возможность каждому ребёнку почувствовать личную ответственность за будущее природы. Поэтому основной целью деятельности объединения по интересам стало воспитание экологически грамотной личности и экологической культуры учащихся школы.
Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос об их правомерности.
Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека.
Содержание образовательного процесса в этом направлении заключается в раскрытии перед детьми многогранной ценности природы.
Успех экологического воспитания в значительной степени зависит от учета ряда педагогических требований. При реализации требований экологического воспитания необходим комплекс таких методических средств и приемов, чтобы изучение природы, любое общение с ней оставляло в памяти детей глубокий след, обязательно влияло бы на чувства и сознание. Поэтому при реализации проекта большая часть воспитательных мероприятий была организована непосредственно в тесном контакте с природой. Незаменимым помощником в этом стала экологическая тропа «Бобровая», проложенная на территории лесного массива Сошненского лесничества, что позволило не только организовать научно-исследовательскую деятельность учащихся кружка, но и пропагандировать природоохранную деятельность среди учащихся Сошненской средней школы.
Благодаря организации практической деятельности на экологической тропе возможно решение следующих задач: научить детей слышать природу, видеть её красоту, замечать и исследовать проблемы, находить и предлагать пути их решения. Наконец, просто любоваться и понимать, что мы живём в живописном уголке земли.
Но одной из насущных проблем дополнительного образования является проблема заинтересованности детей тем направлением работы, по профилю которого занимается объединение по интересам. Часто те знания, умения и навыки, которые учащиеся приобретают на занятиях, остаются невостребованными, а соответственно, и интересны только тому узкому кругу учащихся, которые посещают занятия кружка. Поэтому актуально постоянно рекламировать свою деятельность, тем самым показывая достигнутые результаты занятий в объединении по интересам и вызывая живой интерес у других учащихся. Но ещё для меня очень важно включить в состав своего объединения тех детей, которые действительно заинтересованы экологической деятельностью, которым будут интересны и практические занятия в лесу, и фенологические наблюдения, и походы по экологической тропе, и посадка леса, и изучение жизни птиц и животных, поиск интересной информации и т.д. Возможно, тогда мы не будем сталкиваться с такой проблемой, когда ребёнок понимает, что выбранный им вид деятельности ему не интересен, и перестаёт посещать занятия.
Для того чтобы выявить детей, интересующихся экологическими проблемами своей малой родины и увлекающихся природоохранной деятельностью, мы разработали данный проект.
Цель проекта: повышение уровня экологической грамотности учащихся, включение каждого школьника в разнообразные виды коллективной деятельности, благоприятно влияющие на формирование экологической культуры личности.
Задачи и ожидаемые результаты:
- Вызвать у учащихся живой интерес к краеведческой и природоохранной деятельности (в результате решения данной задачи будут сформированы мотивы, потребности и привычки экологически целесообразного поведения и деятельности).
- Вовлечь школьников в социально значимую природоохранную деятельность в рамках проекта, в активные виды деятельности по изучению местных природных ресурсов в ходе организации экологических квестов и праздников (в результате решения данной задачи будет сформировано стремление к активной деятельности по охране окружающей среды).
- Развивать у учащихся навыки проведения экологических исследований (в результате решения данной задачи у учащихся будет сформирована система интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности)
- Формировать у школьников бережное отношение к природе, культурным ценностям своей малой родины посредством изучения объектов экологической тропы «Бобровая» (в результате решения данной задачи у учащихся будет сформирована система знаний об экологических проблемах своей местности и путях их разрешения, повысится уровень экологической культуры и грамотности, появится интерес к изучению природы своей малой родины).
- Обобщить опыт работы по организации исследовательской и игровой деятельности учащихся на экологической тропе (в результате решения данной задачи наш опыт мы сможем передать заинтересованным и неравнодушным педагогам иных учреждений образования).
Сроки реализации проекта:
Сентябрь 2016 года – июнь 2018года. Реализация проекта рассчитана на
2 учебных года.
Участники проекта:
Целевая группа – учащиеся 1-11 классов ГУО «Сошненская средняя школа» Пинского района
Инициативная группа – педагог дополнительного образования Е.М.Чечун, учащиеся объединения по интересам «Юные лесоводы».
Рабочая группа – классные руководители, сотрудники ГЛХУ «Пинский лесхоз», работники Сошненского лесничества.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Сущность проекта заключается в том, чтобы раскрыть перед учащимися в полном объёме красоту природы своей малой родины, её ценность в жизни человека и определить, как полученная информация отразится на уровне экологической культуры школьников.
Поэтому, основными изучаемыми и пропагандируемыми объектами нашего исследования стали природные и исторические объекты экологической тропы «Бобровая», которая проходит по территории Сошненского лесничества и имеет протяжённость – 7,3 км.
В результате реализации нашего проекта нам хотелось достичь повышения уровня экологического воспитания, а также сформировать заинтересованность учащихся школы в изучении природы своей малой родины, активизировать участие в экологических акциях и внешкольных мероприятиях, а соответственно заинтересовать их деятельностью объединения по интересам «Юные лесоводы».
Идее создания и внедрения данного проекта способствовали такие факторы как низкий процент участия в районных и областных экологических конкурсах (из анализа воспитательной работы за 2015-2016 уч.год), слабая мотивация к участию в экологических акциях и, как выяснилось в ходе краеведческой деятельности учащимися объединения «Юные лесоводы», низкий уровень знаний об исторических и природных объектах своей малой родины.
На первом (прогностическом) этапе проекта было проведено анкетирование: экологическая анкета для учащихся 3-5 классов и экологический тест «Моё отношение к природе» среди учащихся 6-11 классов (Приложение 1). Всего в ходе анкетирования было опрошено 90 учащихся ГУО «Сошненская средняя школа», из которых 28 – учащиеся 3-5 классов, 62 учащиеся 6-11классов. Диаграмма 1. Результаты предварительного мониторинга учащихся 6-11 классов
Проанализировав данные опроса, пришли к выводу, что у учащихся низкий уровень экологической культуры – они мало интересуются природными достопримечательностями своей местности, большинство старшеклассников даже не задумывались над своим отношением к природе, они неохотно участвуют в экологических акциях и совсем немногих интересуют вопросы экологии и охраны природы. С объектами экологической тропы знакомы в основном только члены кружка «Юные лесоводы».
С целью привлечения внимания к природоохранной и экологической деятельности большего количества учащихся в шестой школьный день ребятами из объединения по интересам была проведена заочная экскурсия по тропе «Бобровая» и организовано выступление агитбригады «Мы – друзья природы!» (Приложение 2), в фойе школы оформлена выставка «Природа и мы» которая знакомила учащихся школы с направлениями деятельности объединения по интересам «Юные лесоводы», проведена презентация буклета «Экологическая тропа приглашает!» и проведён опрос-интервью учащихся 4-11классов для определения уровня сформированности экологической культуры. В опросе приняли участие 68 человек. В ходе опроса мы выяснили, что только 31% слышали о существовании экологической тропы, 23% – знакомы с её станциями и совсем немногие интересовались проблемами сохранения природы своей местности.
Данные опроса были занесены в таблицу:
№ |
Содержание опроса |
Кол-во уч-ся |
% |
1. |
Знают о функционировании экологической тропы |
21 |
31% |
2. |
Знакомы со станциями на тропе |
16 |
23% |
3. |
Заинтересовались объектами экологической тропы после знакомства с буклетом |
41 |
60% |
4. |
Не проявили никакого интереса |
27 |
40% |
5. |
Хотели бы пойти по экологической тропе в поход |
32 |
47% |
6. |
Готовы принять участие в акциях по уборке территории леса |
13 |
19% |
7. |
Интересовались изданиями Красной книги РБ |
11 |
16% |
8. |
Принимали участие в экологических конкурсах или хотели бы поучаствовать |
8 |
12% |
9. |
Интересуются природой своей местности |
17 |
25% |
10. |
Принимают участие в школьных экологических акциях |
21 |
31% |
11. |
Готовы оказать помощь Сошненскому лесничеству в возобновлении леса (высадке саженцев сосны и берёзы) |
18 |
26% |
12. |
Хотят в будущем выбрать профессию, связанную с защитой природы |
4 |
6% |
13. |
Хотят заниматься исследовательской деятельностью на экологической тропе. |
13 |
19% |
Средний показатель заинтересованности |
19 |
27% |
Для того, чтобы раскрыть в полном объёме красоту природы нашего края перед учащимися, организаторами проекта были подробно изучены все природные зоны и объекты экологической тропы «Бобровая». Каждая станция этой тропы по-своему уникальна.
Собрав весь доступный нам материал, мы составили текст экскурсии по экологической тропе (Приложение №3) и подготовили мультимедийную презентацию (Дополнение к проекту), а затем провели заочные экскурсии для учащимися 1-5 и 6-9 классов. Во время проведения мероприятия многие учащиеся проявили живой интерес к объектам экологической тропы, особенно к станциям «Бобровая», «Склеп» и «Колодец королевы Боны», которые хранят в себе ещё и легенды, и являются историческими памятниками. Многие были удивлены обилием лекарственных растений в нашем лесу. Узнав, что мы занимаемся изучением тропы «Бобровая», учащиеся начали делиться с нами своими наблюдениями за редкими животными и птицами, которых они встречали в лесу, или вблизи маршрута экологической тропы. Некоторые ребята просто стали приходить и участвовать в практических занятиях кружка.
Мы получили свой первый положительный результат – нам удалось заинтересовать учащихся школы деятельностью объединения по интересам «Юные лесоводы» и вызвать живой интерес к изучению природы нашей малой родины.
В ходе организационного этапа были подобраны методические материалы по экологическому воспитанию, составлен подробный план реализации проекта, выбраны формы проведения различных мероприятий, направленных на экологическое воспитание учащихся, определены пути реализации проекта, налажено сотрудничество с работниками Сошненского лесничества.
Основной этап реализации проекта направлен на достижение поставленной цели и включает 5 тематических блоков, каждый из которых призван решать определённые задачи.
|
В ходе решения задач первого блока «Уроки Деда-Природоведа», а именно: формирование устойчивого интереса к более тесному общению с природой, мотивация учащихся к участию в реализации проекта, знакомство с разнообразием флоры и фауны малой родины, было организовано знакомство учащимися начального и среднего звена с различными экологическими играми, которые можно проводить играя на перемене в школьном парке, или проводя экологическую экскурсию.
Более обстоятельное знакомство с природными объектами экологической тропы и привитие навыков бережного отношения к природе проходило в ходе проведения экологических игр-путешествий «По тропе Берендея», «В гости к королеве Осени», «На поляне Старичка-Боровичка» (Приложение № 4).
Узнать тайны леса, увидеть и запечатлеть интересные моменты из жизни его обитателей, стало возможным в ходе проведения фенологических наблюдений за живой природой и ведения дневников (Приложение № 5).
Важным и ярким звеном игрового этапа являлась организация праздников на экологической тропе. Впервые, в рамках реализации проекта, на маршруте экологической тропы «Бобровая» были проведены новогоднее представление «В поисках Деда Мороза» с участием представителей ГЛХУ «Пинский лесхоз» (Приложение № 6) и спортивно-туристический праздник «Форт Бойяр» (Приложение № 7).
Практический блок «Природа и Я – будем друзья!» предусматривал решение следующей задачи: включение каждого школьника в активную деятельность, направленную на защиту и охрану природы. В ходе решения данной задачи использовались такие формы работы как акции, трудовые десанты, мастер-классы, экологический театр, квесты, организация сбора сырьевых ресурсов (семена, лекарственные травы, гербарии). Большой интерес у учащихся начального звена вызвали проведение фенологических наблюдений за сезонными изменениями в жизни леса и познавательная экскурсия по станциям экологической тропы «Лес» и «Бобры», сбор природного материала для изготовления поделок. Не только младшие школьники, но и учащиеся среднего звена с удовольствием присоединились к участию в акциях «Птичья столовая», мастер-классах «Кормушка своими руками» и «Кормите птиц правильно», проведение которых было организовано участниками объединения по интересам «Юные лесоводы» в шестой школьный день в течение зимнего периода (Приложение № 8).
С целью вовлечения учащихся среднего и старшего звена в практическую природоохранную деятельность были проведены акции «Прилетайте в Беларусь», «Лес встречает пернатых друзей», «Чистый лес», а также организована помощь Сошненскому лесничеству в восстановлении леса (в каникулярный период старшеклассниками было высажено более 15 га саженцев сосны).
В ходе реализации мероприятий краеведческого блока «Природы чудные мгновенья» решалась задача мотивации учащихся к самостоятельному поиску и получению новой интересной экологической информации. Проведение экологических экскурсий, краеведческих экспедиций по своей малой родине способствовало не только расширению кругозора их участников, но и дало стимул к занятиям исследовательской деятельностью, более глубокому изучению природных и исторических объектов. Как следствие, вырос интерес учащихся к участию в различных экологических конкурсах, научно-практической деятельности.
Для учащихся начального звена было проведено заочное путешествие по «Красной книге», включающее не только знакомство с охраняемыми видами, но и проведение занимательных викторин и конкурсов.
Увидеть красоту родного края, научить детей любоваться ею, наблюдать интересные моменты жизни природных объектов способствовали организация фотовыставки «Природы чудные мгновенья» и конкурс стенгазет «С любовью к природе» (Приложение № 9). В ходе подготовки к участию в мероприятиях учащиеся активно включились в поисковую деятельность, собрали интересные факты о птицах и насекомых Беларуси, выступающих в роли санитаров леса. Ребята посетили ветерана лесной отрасли Ковалевича С.В. и подготовили заметку о человеке, посвятившем всю свою жизнь защите леса, выразили свои чувства в стихотворении «Чудный лес». В выставке смогли принять участие все желающие (учащиеся и педагоги). На выставку ребята предоставили действительно удивительные фотографии, где были запечатлены интересные явления в природе, необычные моменты из жизни домашних и диких животных, что позволило многим работам принять дальнейшее участие в районных и областных конкурсах. Выставка была оформлена в фойе школы и постоянно пополнялась в течение 3-х недель.
В шестой школьный день для учащихся начального звена было организовано заочное «Путешествие по Красной книге для детей» с использованием мультимедийной презентации.
Организация и проведение экскурсий по станциям экологической тропы не просто способствовали расширению кругозора учащихся нашей школы, но и способствовали воспитанию чувства прекрасного, желания сохранять и приумножать природные богатства и исторические ценности своей малой родины. Игры, организованные во время экскурсий помогли обогатить знания учащихся о многообразии флоры и фауны нашего региона, их значении в жизни человека (Приложение № 10).
В реализации мероприятий данного блока было выявлено, что учащиеся стали больше интересоваться природой своей местности, стали чаще обращаться в школьную библиотеку за книгами о природе, наибольший интерес вызвали Красные книги и журнал «Родная природа».
На данном этапе нашего проекта мы предполагали не просто показать, как прекрасен мир вокруг нас, но и научить других замечать интересные моменты в жизни природы.
Мероприятия данного блока способствовали включению каждого школьника в активную творческую деятельность, также направленную на достижение основной цели нашего проекта.
Мероприятия научно-исследовательского блока «Ищи, изучай, применяй» были направлены на активизацию участия учащихся нашей школы в экологических конкурсах различного уровня и решали задачи развития навыков проведения самостоятельных экологических исследований, вовлечения учащихся старшего школьного звена в социально значимую природоохранную деятельность. В рамках проекта реализовывались данные задачи через участие в следующих конкурсах:
- Конкурс исследовательских работ «Юный натуралист» в рамках Республиканской акции «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся”.
- Участие в конкурсах республиканского образовательного проекта «Зелёный ключ».
- Участие в областном конкурсе «День экологических знаний».
- Обучение в Республиканской школе актива юных лесоводов.
- Участие в республиканском юниорском лесном конкурсе “Квітней мой лес!”
- Участие в областной экологической экспедиции «Мой родны край»
Результативность участия : Диплом III степени победителя областного этапа республиканского конкурса «Юны натураліст» в номинации «Цікавае побач» в рамках республиканской акции учащейся молодёжи «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся»; победители областного этапа республиканского образовательного проекта «Зелёный ключ» в номинации «С любовью к природе»; Диплом 3 степени в областном конкурсе юных лесоводов (интеллектуальная игра «Лесные знатоки»); Диплом II степени за активное участие и высокие достижения в юниорском лесном творческом конкурсе «Квітней мой лес», сертификаты участников областного слёта юных лесоводов; сертификаты участников областной экологической экспедиции «Мой родны край» (Приложение № 11).
В ходе реализации мероприятий методического блока «Делай как мы – делай вместе с нами» решалась задача обобщения опыта работы по организации разносторонней творческой деятельности учащихся на экологической тропе. Данная работа проводилась в форме семинаров, конференций, заседаний методических объединений, в которых были задействованы как педагоги, так и учащиеся объединения по интересам «Юные лесоводы», успешно обучающиеся в Республиканской школе актива юных лесоводов. Заочное обучение способствовало не только стимулированию учащихся 8-9 классов к самостоятельному поиску и изучению новой информации, занятиям научно-исследовательской экологической деятельностью, но во многом способствовало расширению кругозора ребят и послужило хорошим фундаментом для профессионального самоопределения. В ходе подготовки контрольных работ, курсовых и дипломных проектов учащиеся кружка постоянно общались с работниками лесной отрасли, консультировались не только с рабочими Сошненского лесничества, но и сотрудниками ГЛХУ «Пинский лесхоз», что способствовало более углубленному изучению особенностей многих профессий, связанных с защитой, охраной и возобновлением природных ресурсов нашего региона.
В рамках данного блока были разработаны и распространены памятки для учащихся школы по правилам поведения в лесу, организации зимней подкормки птиц – «Советы Старичка-Лесовичка», «Как изготовить кормушку своими руками», «Кормите птиц правильно», «Безопасность в лесу», а также анкеты по экологическому воспитанию.
Поделиться опытом работы и получить дополнительную информацию по организации экологического образования не только в других регионах Беларуси, но и России стало возможным благодаря участию педагога дополнительного образования Чечун Е.М. в региональном этапе Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций в Ивановском районе Брестской области.
Опыт работы по организации природоохранной деятельности учащихся на экологической тропе был представлен на областном форуме «Экологическое образование как фактор устойчивого развития общества».
Экологическая и природоохранная деятельность в виде выставки фотоматериалов была представлена на областном слёте юных лесоводов участниками школьного лесничества, кроме того ребята поделились уже своим опытом работы по организации различных мероприятий на экологической тропе «Бобровая».
С целью обобщения опыта работы по формированию экологической культуры учащихся, а также по организации различных форм деятельности в данном направлении на базе ГУО «Сошненская средняя школа» были проведены заседания экологической площадки, в ходе которых педагоги дополнительного образования смогли определить дальнейшие шаги по развитию данного направления в других учреждениях образования района. В ходе заседаний выпускники Республиканской школы актива юных лесоводов поделились своим опытом проведения научно-исследовательской деятельности на экологической тропе (Приложение № 12).
Опыт работы по экологическому направлению был представлен на районном семинаре резерва руководящих кадров «Формы организации воспитательной деятельности как фактор повышения эффективности социализации личности обучающихся», а также на РМО заместителей директоров по воспитательной работе «Организация экологической деятельности в шестой школьный день» (Приложение № 13)
На этапе контрольно-оценочной деятельности было проведено повторное анкетирование и опрос учащихся 3-11 классов, проанализированы отзывы педагогов и родителей о качественном уровне проведённых мероприятий, количественные и качественные показатели творческих и социально-значимых достижений учащихся. На данном этапе сделан глубокий анализ результатов реализации проекта и определена дальнейшая востребованность проекта.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы/ Блоки (Цели) |
Участники |
Мероприятия |
Сроки проведения |
|||
Прогностический Задачи: Изучение уровня экологической культуры учащихся; развитие интереса к деятельности объединения «Юные лесоводы» |
Учащиеся 3-11 классов |
1.Диагностика уровня экологической культуры учащихся (анкетирование учащихся 3-6 классов. Личностный опрос среди учащихся 7-11 классов) 2.Презентация деятельности объединения по интересам. Выступление агитбригады «Мы – друзья природы» (Приложение №2) 3. Заочная экскурсия по экологической тропе «Бобровая» 4. Выставка «Природа и мы»
|
Сентябрь-октябрь 2016 года
Ноябрь 2016 года
Ноябрь-декабрь 2016 года. |
|||
Подготовите льный (организационный) этап Задачи: Определение путей реализации проекта; подбор методического обеспечения. |
Инициативная группа, классные руководители, работники лесной отрасли |
1. Определение путей реализации проекта; 2. Выбор форм создания различных мероприятий, направленных на экологическое воспитание учащихся; 3. Разработка научно - методического обеспечения по экологическому воспитанию; 4. Разработка системы мероприятий создание единого экологического воспитательного пространства;
|
Ноябрь-декабрь 2016 года |
|||
Основной этап Игровой блок «Уроки Деда-Природоведа» Задачи: вызвать интерес к более тесному общению с природой, мотивировать учащихся к участию в реализации проекта. Познакомить с разнообразием флоры и фауны малой родины. |
Учащиеся 1-2 классов |
1. Экологические игры, викторины. 2. Экологические пятиминутки.
|
Январь-март 2017года |
|||
Учащиеся 3-4 классов |
Экологические игры-путешествия «По тропе Берендея», «В гости к королеве Осени», «На поляне Старичка-Боровичка» |
Ноябрь 2016-май 2017 года |
||||
Учащиеся 5-7 классов |
Квест-игра «Форт Бойяр»
|
Апрель 2017года
|
||||
Учащиеся 1-6 классов |
1. «Секреты на лесной поляне», фенологические наблюдения за живой природой. 2. Ведение дневников фенологических наблюдений. 3. Новогодний праздник на экологической тропе «В поисках Деда Мороза» |
Апрель-сентябрь 2017года
Декабрь 2017 года |
||||
Практический блок «Природа и Я – будем друзья!» Задачи: способствовать включению каждого школьника в активную деятельность, направленную на защиту и охрану природы. |
Учащиеся 1-4 классов |
1. Экологическая акция «Птичья столовая» 2. Мастер-класс по приготовлению различных видов корма для зимующих птиц «Кормите птиц правильно!»
|
Декабрь-март ежегодно
|
|||
Учащиеся 5-8 классов |
1. Акция «Прилетайте в Беларусь» 2. Организация школьного экологического театра
3. Акции «Домик для птиц», «Лес встречает пернатых друзей» |
Март 2017года Сентябрь 2017 года-май 2018 года Март-апрель 2018года |
||||
Учащиеся 9-11 классов |
1. Акция «Чистый лес»
2. Участие в «Неделе леса», помощь лесничеству в возобновлении леса. 3. Сбор лесных растений и подготовка гербариев для организации экологических квестов. 4. Подготовка гербариев лекарственных растений, сбор лекарственного сырья для организации работы фито-бара. |
Апрель 2017 года Апрель-май 2018 года
Май-июнь 2017 года
Май-июнь 2018 года |
||||
Краеведческий блок «Природы чудные мгновенья» Задачи: создать условия для поиска и получения новой интересной экологической информации. |
Учащиеся 1-4 классов |
1. Заочное путешествие по страницам «Красной книги». 2. Фенологические наблюдения за птицами и насекомыми. 3. Сбор природного материала для изготовления поделок. |
Апрель 2017 года
Май-июнь 2018 года
Сентябрь 2018 года |
|||
Учащиеся 5-7 классов |
1. Мастер-класс по изготовлению поделок из природного материала. Оформление выставки работ учащихся. 2. Фотоконкурс «Чарующие мгновения в природе» 3. Экскурсии по экологической тропе «Бобровая» |
Октябрь 2017 года
Декабрь 2017 года
Апрель-май, сентябрь-октябрь 2018 года |
||||
Учащиеся 8-10 классов |
1. Участие в областном конкурсе на лучшую стенгазету «С любовью к природе» 2. Краеведческая вело-экспедиция «Тропами малой родины» |
Март 2017 года
Май 2017 года |
||||
Научно-исследователь-ский блок «Ищи, изучай, применяй» Задачи: Развивать у учащихся навыки проведения экологических исследований; вовлечь школьников в социально значимую природоохран ную деятельность.
|
Учащиеся 9-11 классов |
1. Участие в конкурсе исследовательских работ «Юный натуралист» 2. Участие в республиканском образовательном проекте «Зелёный ключ» (победители областного этапа). 3. Участие в областном конкурсе «День экологических знаний» 4. Заочное обучение в Республиканской школе актива юных лесоводов 5. Участие в республиканском юниорском лесном конкурсе “Квітней мой лес!” 6. Защита дипломных проектов учащимися Республиканской школы актива юных лесоводов 7. Участие в областной экологической экспедиции «Мой родны край» |
Сентябрь 2017, 2018 года Февраль-июнь 2017 года
Апрель 2017 года
Октябрь 2017- март 2018 года
Апрель 2018 года
Март 2018 года
Июнь 2018 года |
|||
Методический блок «Делай как мы – делай вместе с нами» Задачи: обобщить опыт работы по организации исследовательской и игровой деятельности учащихся на экологической тропе.
|
Педагоги, учащиеся объединения по интересам «Юные лесоводы» |
1. Разработка памяток «Советы Старичка-Лесовичка», «Как изготовить кормушку своими руками», «Кормите птиц правильно», «Безопасность в лесу»; анкет по экологическому воспитанию. 2. Обмен опытом в рамках регионального этапа Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций в Ивановском районе Брестской области. 3. Представление опыта работы на областном форуме «Экологическое образование как фактор устойчивого развития общества» 4. Презентация экологической деятельности объединения «Юные лесоводы» на областном слёте юных лесоводов, участие в выставке «Лес и люди». 5. Заседание районной экологической площадки. 6. Выступление на районном семинаре резерва руководящих кадров «Формы организации воспитательной деятельности как фактор повышения эффективности социализации личности обучающихся» 7. Выступление на РМО заместителей директоров по воспитательной работе «Организация экологической деятельности в шестой школьный день» 8. Печать в СМИ 9.Обобщение опыта работы на уровне района, издание методического продукта на тему «Игровая и исследовательская деятельность как фактор воспитания экологической культуры учащихся» |
На протяжение всего срока реализации проекта
Сентябрь 2016 года
Ноябрь 2016 года
Апрель 2018 года
Апрель 2018 года
Май 2018 года
Май 2018 года
По итогам реализации проекта |
|||
Этап контрольно-оценочной деятельности |
|
1. Анкетирование учащихся 2-5 и 6-11 классов. 2. Обработка диагностических материалов, сравнительный анализ данных. 3. Анализ достигнутых результатов. 4.Обсуждение перспектив на будущее |
Май-июнь 2018 года
|
|||
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО
Партнёрами в реализации проекта выступили администрация и специалисты ГЛХУ «Пинский лесхоз», работники Сошненского лесничества, родители.
МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
В ходе реализации проекта экологической деятельностью было охвачено 86% учащихся ГУО «Сошненская средняя школа» Пинского района. Из них 31% - в возрасте 8-10 лет, 69% - в возрасте 11-16 лет. В процессе реализации основного этапа было проведено 7 экологических экскурсий, 2 краеведческие экспедиции, 5 акций и 22 воспитательных мероприятия. В итоге участия в экологических конкурсах, областных и республиканских акциях экологического направления учащиеся были награждены:
- Диплом III степени победителя областного этапа республиканского конкурса «Юны натураліст» в номинации «Цікавае побач» в рамках республиканской акции учащейся молодёжи «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся»;
- Диплом победителя областного этапа республиканского образовательного проекта «Зелёный ключ» в номинации «С любовью к природе»;
- Диплом III степени в областном конкурсе юных лесоводов (интеллектуальная игра «Лесные знатоки»);
- Диплом II степени за активное участие и высокие достижения в юниорском лесном творческом конкурсе «Квітней мой лес»;
- Сертификаты участников областного слёта юных лесоводов;
- Сертификаты участников областной экологической экспедиции «Мой родны край».
Среди учащихся проведено повторное анкетирование, результаты которого представлены в диаграмме 2.
Диаграмма 2. Результаты мониторинга по итогам проекта среди учащихся 6-11 классов
Диаграмма 3. Сравнительные результаты теста-опросника «Мое отношение к природе»
Кроме того был проведён повторный опрос учащихся школы, чтобы узнать повысилась ли заинтересованность их в изучении природы своей малой родины. Для опроса определили то же количество участников, что и в первый раз (68).
Данные повторного опроса занесены в таблицу:
№ |
Содержание опроса |
Кол-во уч-ся |
% |
1. |
Знают о функционировании экологической тропы |
68 |
100% |
2. |
Знакомы со станциями на тропе |
56 |
82% |
3. |
Заинтересовались объектами экологической тропы после знакомства с буклетом |
62 |
91% |
4. |
Не проявили никакого интереса |
2 |
3% |
5. |
Хотели бы пойти по экологической тропе в поход |
63 |
93% |
6. |
Готовы принять участие в акциях по уборке территории леса |
32 |
47% |
7. |
Интересовались изданиями Красной книги РБ |
29 |
43% |
8. |
Принимали участие в экологических конкурсах или хотели бы поучаствовать |
21 |
31% |
9. |
Интересуются природой своей местности |
62 |
91% |
10. |
Принимают участие в школьных экологических акциях |
41 |
60% |
11. |
Готовы оказать помощь Сошненскому лесничеству в возобновлении леса |
48 |
70% |
12. |
Хотят в будущем выбрать профессию, связанную с защитой природы |
7 |
10% |
13. |
Хотят заниматься исследовательской деятельностью на экологической тропе. |
21 |
31% |
Средний показатель заинтересованности |
|
78% |
Из сведений, приведённых в таблице, видно, что уровень заинтересованности учащихся в изучении природы своей местности значительно вырос в ходе реализации проекта (повысился на 50%). Следовательно, повысился и уровень экологической культуры школьников, социальной успешности участников; возросла мотивация к природоохранной и природозащитной деятельности, участию в исследовательской деятельности; повысилась активность и включённость в процесс реализации проекта.
Достижению положительной динамики по развитию экологической воспитанности и повышению экологической культуры учащихся способствовало также успешное обучение учащихся старших классов в заочной республиканской школе актива юных лесоводов, высокий уровень подготовки и успешная защита дипломных проектов.
Проанализировав итоги проекта мы пришли к выводу: при целенаправленной деятельности педагогов и родителей, работников лесхоза и лесничества мы сумели помочь учащимся нашей школы не только повысить свои знания о природных объектах нашей малой родины, но и осознать важность и ответственность каждого участника проекта за сохранение окружающего нас мира, почувствовать удовлетворённость от итогов своей природоохранной деятельности.
ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Проект показал, что формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому целесообразно внедрять экологическую образовательную деятельность уже в начальной школе, что будет способствовать формированию экологической культуры, воспитанию учащихся с экологическим мышлением, способными осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющих жить в гармонии с природой.
В 2018-2019 учебном году проект будет внедрён в начальном звене ГУО «Сошненская средняя школа», а также предложен к реализации на уровне района в рамках межведомственной профилактической акции «Полезные каникулы».
Мы предлагаем апробировать нашу систему работы по повышению уровня экологической воспитанности учащихся, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практико-ориентированного отношения к окружающей среде.
Приложение 1
Экологическая анкета
В предложенной анкете даны возможные ответы на вопросы. Ваша задача – обвести ответ, который вы считаете верным. Спасибо за честные ответы.
- Интересуют ли тебя вопросы экологии (охраны природы):
а) да;
б) нет?
- Из каких источников ты получаешь информацию об экологических проблемах:
а) на уроках и внеклассных мероприятиях;
б) в СМИ (ТВ, газеты, журналы)?
- Что ты сделал для оздоровления окружающей среды:
а) участвовал в уборке территории деревни;
б) участвовал в акции «Чистый лес»;
в) помогал в очистке экологической тропы от бытового мусора;
г) сажал деревья;
д) кормил зимой птиц?
- 4. Выдели те действия, которые свойственны твоему поведению:
а) не ломаю деревья;
б) не разоряю птичьи гнёзда и муравейники;
в) участвую в благоустройстве территории деревни и школы;
г) экономно расходую воду;
д) экономно расходую электроэнергию;
е) бережно отношусь к книгам;
ж) не шалю с огнём;
з) не устраиваю шум в лесу;
и) не бросаю бытовой мусор в реку или озеро.
- 5. Как ты участвовал в пропаганде экологических знаний:
а) участвовал в конкурсе экологических рисунков;
б) участвовал в проведении экологического вечера;
в) участвовал в викторинах на экологическую тему;
г) проводил исследовательскую работу;
д) выпускал стенгазету на экологическую тему.
- Знаешь ли ты о станциях экологической тропы «Бобровая»
а) да, я знаю их все;
б) знаю только некоторые;
в) что-то слышал о них;
г) нет.
Экологический тест
(Попробуй оценить свое отношение к природе по ответам на предлагаемые вопросы. Это отношение во многом зависит от того, насколько ты его осознаешь).
Порядок работы.
Прочтите вопрос в таблице «Мое отношение к природе», выберите один из трех ответов и запишите на отдельный листок соответствующую оценку в баллах. Полученные баллы в конце работы сложите.
Подсчитайте, сколько баллов вы набрали. Сравните результат с приведенными ниже оценками и прочитайте советы.
Мое отношение к природе
№ п/п |
Вопросы |
Ответы и баллы |
||
«Да» |
«Нет» |
По-разному |
||
1 |
Задумываетесь ли вы о своем отношении к природе? |
2 |
0 |
1 |
2 |
Делите ли вы природные объекты на привлекательные («красивые») и непривлекательные («некрасивые»)? |
0 |
2 |
1 |
3 |
Всегда ли вы бережно относитесь к природе? |
2 |
0 |
1 |
4 |
Заслуживают ли внимания, на ваш взгляд, окружающая природа и происходящие в ней явления? |
2 |
0 |
1 |
5 |
Цените ли вы разнообразие в природе? |
2 |
0 |
1 |
6 |
Влияет ли природа на ваше настроение? |
2 |
0 |
1 |
7 |
Проявляется ли этот интерес в ваших поступках? |
2 |
0 |
1 |
8 |
Все ли в окружающей природе вас интересует? |
1 |
2 |
0 |
9 |
Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую вас природу? |
2 |
0 |
1 |
10 |
Можете ли вы объяснить, чем привлекают вас те или иные объекты природы или природные явления? |
1 |
0 |
2 |
11 |
Вмешиваетесь ли вы в ситуацию, когда видите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями? |
2 |
0 |
1 |
12 |
Любите ли вы читать описания природы в книгах? |
2 |
0 |
1 |
13 |
Влияет ли окружающая природа на ваши мысли? |
2 |
0 |
1 |
14 |
Влияет ли природа на ваше поведение? |
2 |
0 |
1 |
15 |
Часто ли вы отдыхаете среди природы (в том числе в городских скверах, парках и т. п.)? |
1 |
2 |
0 |
16 |
Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе? |
0 |
2 |
1 |
17 |
Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать среди природы? |
2 |
0 |
1 |
18 |
Часто ли вы проявляете равнодушие к природе? |
0 |
2 |
1 |
19 |
Вы начали принимать посильное участие в охране природы в I-V классах? |
2 |
0 |
1 |
20 |
Или в более старшем возрасте? |
0 |
2 |
1 |
21 |
Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на картинах (фотографиях)? |
2 |
0 |
1 |
22 |
Знакомы ли вам музыкальные произведения, связанные с природой? |
2 |
0 |
1 |
23 |
Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природным материалом? |
2 |
0 |
1 |
24 |
Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы по уходу за окружающей средой? |
2 |
0 |
1 |
25 |
Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки и другие учебные занятия? Если да, то укажите, по каким именно предметам |
2 |
0 |
1 |
Менее 20 баллов. Очень жаль, но, судя по всему, ни впечатления от общения с природой, ни знакомство с природой через искусство(музыку, литературу, живопись), ни полученные знания об окружающем вас мире до сих пор не затронули вашего сердца. Вы эгоистичны по отношению к природе, не осознаете своей связи с ней. Вам необходимо преодолеть чувство оторванности и отчужденности от окружающего вас мира природы. Полезным для вас будет знакомство с историей человека в неразрывной связи с историей природы, ее влиянием на жизнь общества. От 21 до 29 баллов. Ваше отношение к природе мало осознано и не очень активно. Уделяйте природе больше внимания. Старайтесь найти в ней привлекательные для вас стороны, задумывайтесь над происходящими в природе явлениями, их причинами и следствиями. Знакомьтесь с произведениями искусства, отображающими природу. Обращайте внимание на то, как она влияет на окружающих вас людей. Если вы будете делать это регулярно, ваше отношение к природе, а тем самым и к окружающим вас людям станет более осмысленным и активным. От 30 до 39 баллов. Отношение к природе осознается вами глубоко и правильно. Однако вы понимаете, что некоторые выбранные вами ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Постарайтесь быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей. Активно выступайте в защиту окружающей среды. Чаще интересуйтесь произведениями искусства: читайте, слушайте музыку, знакомьтесь с пейзажной живописью и графикой, работами художников-анималистов. Это поможет сделать ваше отношение к природе более глубоким и действенным. Свыше 40 баллов. Ваше отношение к природе недостаточно осмыслено. Ваша эмоциональность нередко мешает критически рассматривать свои мысли, чувства, поступки. Чаще анализируйте их, будьте искренни и самокритичны по отношению к себе и своим действиям.
Приложение 2
Выступление агитбригады «Мы – дети природы!»
(выход под музыку «Синяя птица»)
Поют: Мы в такие шагали дали,
Что не каждый то и дойдёт,
Мы пути преодолевали,
Что не каждый то и найдёт.
От своих неудач не плачем
И в огне почти не горим.
Мы охотники за удачей,
Птица света ультрамарин.
Ведущий: Мы!
Все: Молодые и сильные!
Ведущий: Мы!
Все: Отзывчивые и внимательные!
Ведущий: Мы!
Все: Надежда и будущее нашей земли!
Ведущий: Мы!
- Члены объединения по интересам «Юные лесоводы» заявляем:
Мы не равнодушны к будущему своей страны .
Мы - дети природы.
Ведущий: Мы!
- Любим небо, звезды, море, землю;
- Радуемся солнцу, дождю, снегу и ветру .
- Мы в мир удивительный этот пришли,
Чтоб мир сделать лучше и краше.
На целой вселенной страны не нашли
Милей Белоруссии нашей.
- Посмотрите вокруг, какой прекрасный, удивительный мир нас
окружает: леса, поля, реки, озёра. Это белорусская природа. Наша жизнь неотделима от неё. Трудно представить себе землю без лесов, рек, озёр. Лес - чудесное творение природы.
- Лес-гордость белорусского народа.
Лес-это мир, счастье и свобода.
- Он так нужен людям, как ребенку мать,
Мы не позволим людям лес уничтожать..
Как птицам крылья, человеку нужен лес!
Мы не позволим, чтобы он совсем исчез.
- Лес – это добрый огромный гигант,
Дарящий много прекрасных чудес.
Так проявите же ум и талант
Вместе: Чтоб защитить этот сказочный лес!
- А как мы лесу помогаем?
Весною саженцы сажаем,
Ещё скворцов мы привлекаем,
Для них дома сооружаем!
- Ведь для себя мы цель себе поставили
Всё, что в наследство предки нам оставили:
Любить, беречь и защищать,
Богатство природы приумножать.
Ведущий: Девиз, друзья, у нас такой:
Все: Правда, но без громких фраз,
Красота, но без прикрас,
И добро не напоказ-
Вот, что дорого для нас.
На мотив песни «Дорогою добра»
Идя в лесу прекрасном, не рви цветов напрасно,
Подснежник и травинку в лесу ты сбереги.
Ты посади берёзку, а по своей дорожке
Ты очень бережно иди и мусор убери!
Ты посади берёзку, а встретишь на дорожке
Бегущих дружно муравьёв, ты им не навреди!
Пусть птиц весёлый щебет всегда твой слух ласкает,
Для этого в лесу ты скворечник почини.
Шагай по лесу смело, ведь этот путь изведан
И будь готов всегда в пути ты лишь добро творить.
Иди по лесу смело, тобою путь изведан
И будь готов всегда в лесу ты добрым гостем быть!
Пусть лес тебя запомнит лишь добрыми делами,
И дереву, и птице ты другом добрым стань.
Иди по лесу смело, своё ты знаешь дело
И за скворцом, и за ежом тихонько наблюдай.
Иди по лесу смело, своё ты знаешь дело,
И меньших всех своих друзей в обиду не давай!
Повтор:
Иди по лесу смело, своё ты знаешь дело
Ведь ты же юный лесовод – природу защищай!
- Все тревожней на планете год от году!
И понятно стало даже комару:
Или будем мы беречь свою природу,
Или вылетим в озонную дыру!
- Поэтому, основными направлениями деятельности нашего объединения стали:
- (выходит 1 ученик с табличкой «Зеленый патруль»)
Мы отходы убираем ,
Землю леса очищаем,
Чтобы чисто было в нем
Так, друзья, мы и живем.
- (табличка «Фенологи»)
Мы стали другом и защитой
Деревьям, травам и цветам.
И жизнь свою совсем не мыслим
Без тех растений, что в лесах.
- ( табличка «Забота о птицах»)
Мы хотим,чтоб птицы пели,
Гнезда строились вокруг,
Чтоб птенцы в гнезде сидели.
Птицы лесу – лучший друг!
- (табличка «Юные лесоводы»)
Мы труда не избегаем,
Саженцы в лесу сажаем.
Муравьи, бобры, лягушки-
Всех как можем защищаем.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница людей.
Не жги ее напропалую, И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую. Нас много, а она одна.
В лесу и на речной излучине,
В родных полях, где даль светла.
Вместе: Не причиняй природе зла!
И ты, и я её частица,
Она всегда щедра, добра.
Вместе: Не причиняй природе зла!
Чтоб только пенье птиц над лугом,
Чтоб мир и счастье навсегда.
Вместе: Не причиняй природе зла!
Исполняется гимн «Журавлик»
Приложение 3
Текст проведения экскурсии по тропе «Бобровая»
Уважаемые друзья!
Наша Пинщина – это край вековых лесов, таинственных топей, заливных лугов в самом сердце Полесья.
Для того, чтобы лучше познать красоту окружающей среды, историю края, осознать свое место в существующем мире, подышать целебным воздухом полесских лесов и болот, и просто отдохнуть от мирских забот, и суеты теперешней жизни, нужно прикоснуться к бесценному дару природы. Для этой цели и создавалась наша эколого – краеведческая тропа.
Вашему вниманию предлагается тропа «Бобровая» длинной 7,3 км и по времени прохождения около 4 часов.
Станция «ЛЕС»
Леса – это «лёгкие» нашей планеты! В лесу легко дышится. Здесь в триста раз 300 раз меньше бактерий, чем в городе. Их убивают фитонциды, выделяемые листьями деревьев и лекарственных трав, которые в изобилии встречаются на протяжении всего маршрута нашей тропы.
А знакомство с экологической тропой «Бобровая» начинается на опушке удивительно красивого леса с информационных стендов с указанием всех станций.
На первой станции мы можем познакомится с многообразием растительного мира нашей местности.
Станция «Лес» как опорная площадка для изучения биологии, зоологии и географии может использоваться даже в учебном процессе в течение всего учебного года. Летом и осенью – это разнообразие грибов и ягод, весной и летом – цветение лекарственных трав и растений, обилие лесных птиц. Особенностью нашего леса является гнездовье чёрного аиста, но понаблюдать за этой семьёй можно только издали с помощью бинокля. В течение всего года можно встретить белку, зайца, ежа, понаблюдать за работой дятла и тружеников-муравьёв. Зимой очень интересно по следам на снегу определять обитателей леса.
В любое время года мы используем эту станцию для проведения экологических экскурсий с младшими школьниками, проводим игры-путешествия и просто приходим полюбоваться лесом и насладиться тихим общением с природой. А ещё мы с удовольствием делимся опытом нашей работы с педагогами и учащимися других школ нашего района.
На данной станции природа, будто специально, создала все условия для практических занятий нашего кружка.
Но мы не только проводим основное время занятий на экологической тропе, но и с удовольствием устраиваем игры-путешествия и спортивно-туристические мероприятия для младших школьников, участвуем в трудовых экологических акциях.
Станция «БОБРЫ»
На протяжение нашей тропы мы увидим места обитания бобров по определённым признакам и следам. А вообще в природе бобры заселяют различные водоемы. Основным жизненным условием для бобра является наличие на берегу или недалеко от берега зарослей древесно-кустарниковой растительности. Предпочитаемыми местообитаниями бобров являются полноводные водоемы с высокими берегами, поросшими ивой, лещиной, а также с преобладанием в древостое осины и березы летом. На недостаточно глубоких водотоках бобры строят плотины, благодаря которым поднимается вода до необходимого для их безопасного существования уровня. Поселяясь на водоеме, бобры благодаря своей строительной деятельности сильно преобразуют его. До сих пор не выяснено, как бобры согласовывают свою строительную деятельность.
Обязательным элементом их поселения являются жилище и убежище. При наличии высоких берегов бобры роют норы. Норы бывают жилищные, где они отдыхают, выводят потомство, зимуют, и кормовые, где кормятся, а иногда отдыхают. Входы в норы открываются под водой.
Часто бобры создают запасы кормов. Еще с осени они подгрызают древесно-кустарниковую растительность и топят ее в воде вблизи жилища в большом количестве.
В настоящее время в условиях нашей местности бобр не представляет серьёзной опасности для сельхозугодий, а знакомство с ним во время путешествия по нашей экологической тропе приносит только радость и удовольствие.
Станция «Дуб и липа»
Дуб и липа, которые мы встречаем на нашей экологической тропе, тоже хранят свою историю и могли бы многое нам рассказать, если бы умели говорить. Ведь они являются частью парка некогда стоявшего тут поместья старинного рода Двораковских-Свяжиньских, историю которого мы узнаем на следующей станции. Липа, которую мы встречаем на нашем маршруте – охраняемый объект. Старожилы утверждают, что во время войны она была отмечена на топографических картах советских офицеров и являлась важным координационным объектом.
Станция «Склеп»
Стоящее на пригорке старое польское кладбище уже из-за возраста само по себе исторический памятник, поскольку последнее захоронение здесь датировано началом 20 столетия. Оно – последний след на земле, живших когда-то здесь людей…
Захоронение родственников старинного рода Свежиньских, обосновавшихся на данной территории еще в XIII веке. Не коснулось их ни военное лихолетье, ни революционные бури. В Пинском районе они владели поместьем (маентком) Староселье. Следы этого поместья остались в виде остатка кирпичного фундамента и высорослой липы в 500 м по направлению к домам деревни Староселье. В склепе находятся захоронения последнего владельца Староселье Вацлава Свежиньского, внук которого Кшистоф Свежиньский проживает сейчас в Варшаве, а сын его Чеслав, отец Кшистофа проживает на Балтийском взморье и никогда не возвращался на родину. Старые люди, проживающие в Староселье работали в этом поместье и помнят те времена.
Оказалось, что нынешняя территория д.Староселье – это и есть территория бывшего поместья Двораковских-Свяжинских. Когда было построено само поместье, сказать уже никто не может, но в памяти старожилов деревни Староселье ещё хранится великолепие поместья: «роскошная усадьба, богатые конюшни, выложенные из камня дорожки. А особенно впечатлял огромный парк, разбитый вокруг усадьбы, в котором аллеями были высажены деревья – дубы и липы. Высокие деревья сплетались кронами, затеняя от жаркого солнца дорожки, по которым в шикарных нарядах прогуливались хозяева поместья и их гости.» - это слова из воспоминаний Рыбчинской Михалины Николаевны, основанных на рассказах бабушки и дедушки Рыбчинских Аннеты и Карла, которые служили в самом поместье.
Напоминают нам об этом шикарном парке лишь одиноко стоящие в поле старый дуб и две огромные липы, о которых мы говорили на предыдущей станции.
Взгляд прохожих привлекает надгробный памятник на месте упокоения 17-летней Кристины Двораковской.
Кристина Двораковская – дочь польского пана, « угасла в семнадцатую весну жизни 22 июля 190? года» – так гласит надпись на надгробной плите памятника молодой светловолосой красавице. Оказывается , что девушка умерла от укуса ядовитой змеи. Её родители очень горевали и никак не могли смириться с утратой любимой дочери. И тогда они решили продлить её земное существование рядом с ними. Старая цыганка, узнавшая об их горе, посоветовала установить на могиле девушки часы. Таким образом душа девушки должна была остаться на земле с родителями. Так было и сделано. На могиле девушки был воздвигнут прекрасный памятник из белого мрамора с изваянием самой красавицы Кристины, у ног которой была высечена та самая змея, которая стала причиной её смерти, а на плите установлены часы. Никто не знает, осталась ли на земле душа девушки, но говорят, что через некоторое время в этих местах охотились на косуль охотники. Не ясно как, но один из охотников, стреляя в молодую косулю, попал пулей в часы, стоящие на могиле девушки. Говорят, что в тот момент небо на мгновение потемнело, ударил гром, засверкали молнии, хотя ничего не предвещало грозу. И снова стало ясно и солнечно. После пережитого явления охотники от охоты отказались, а убитой косули так никто так и не нашёл. Зато через несколько дней у могилы девушки люди стали замечать молодую косулю, которая появлялась там именно днём и в то время, в которое и проходила охота. Старушка-ведунья сказала, что это душа юной Кристины наконец-то нашла себе покой в теле этого красивого животного. Говорят, что с тех пор была запрещена охота на косуль на всей территории поместья. А молоденькую косулю смог приручить шляхецкий юноша-охотник.
Об этой легенде сейчас напоминают нам только старинные памятники всей семьи на пригорке. И так хочется сохранить эту память, сберечь её для потомков.
Станция «Колодец Королевы Боны»
Название и история этого колодца передаётся из поколения в поколение, живущими в окрестных деревнях людьми. Официальных сведений об образовании колодца очень мало. Лишь в справочнике туриста «Жемчужина Полесья» мы нашли упоминание о создании колодца во время путешествия Боны по Полесью.
«Колодец королевы Боны» упоминается в истории с 1518 года, когда Сигизмунд Старый подарил деревушку Вылазы своей жене королеве Боне. Одно из преданий гласит, что королева ехала однажды со своей челядью и войском осмотреть свои новые владения. Остановившись на отдых в лесу, они заметили невероятно ярко зелёный участочек растительности, среди которого струился едва заметный родничок. Тогда Бона приказала вырыть на этом месте колодец, который на удивление быстро наполнился чистой водой.
Колодец не замерзал даже зимой, и сюда за водой стали приходить люди с окрестных поселений, и заметили ее целебные свойства. Они называли ее «гаючей», молились здесь и установили деревянный крест, который ежегодно украшался зеленью и цветами. Сейчас колодец королевы Боны выглядит немного иначе и является туристическим объектом.
И сегодня у колодца этой загадочной королевы мы можем отдохнуть и насладиться красотой окружающей природы.
Пройдя через небольшой луг мы приближаемся к последней станции, которая и является выходом из нашей экологической тропы.
Станция «ВЫХОД ИЗ ТРОПЫ»
Выход из тропы проходит по землям местного биологического заказника «Ермаки».
Общая площадь заказника – 78,5 га.
В заказнике выявлены местообитания 16 видов животных, включенных в Красную книгу Беларуси. На территории заказника обитают 24 вида позвоночных животных, запланированных для включения в новое издание Красной книги.
Водоемы заказника представляют ключевой объект в региональной цепи промежуточных пунктов на пути дальних миграций водных и околоводных птиц.
Особенностью водоёмов является гнездовье семей лебедя-шипуна, полюбоваться которыми можно в течение всего лета.
Природоохранные приоритеты животного мира и фауны.
- В заказнике сформировался редкий по видовому богатству энтомокомплекс луговых экосистем, благодаря обильному равномерному цветению разнотравья на протяжении всего сезона вегетации.
- Заказник представляет большой научный интерес и потенциальную природоохранную значимость в качестве миграционного русла и ключевого участка для трансгранично мигрирующих чешуекрылых.
- В заказнике выявлены местообитания 16 видов животных, включенных в Красную книгу Беларуси
- На территории заказника обитают 24 вида позвоночных животных, запланированных для включения в новое издание Красной книги.
- Водоемы заказника представляют ключевой объект в региональной цепи промежуточных пунктов на пути дальних миграций водных и околоводных птиц.
- Угодья заказника используются в качестве мест массовой ночевки городскими и деревенскими ласточками.
- В заказнике сформировался богатый видовой комплекс позвоночных животных из разных экологических групп: от типичных синантропов (городская ласточка) до крайне осторожных в полесских условиях в гнездовой период птиц (большая белая цапля, соловьиный сверчок). Всего здесь отмечено 174 видов позвоночных животных.
А мы, участники объединения по интересам «Юные лесоводы», будем только рады провести вас по нашей экологической тропе и разделить это удивительное чувство единения с природой.
Заключение экскурсии
Видеть прекрасное в природе в её необычайности, в её превосходстве пусть это не дар, но это какое-то чувство прекрасного в человеке.
Само чувство природы, само её ощущение даёт нам понять, кто мы на самом деле! Нам необходимо оберегать природу, ведь именно она любит и радует нас!!!
Приложение 4
Фото1. О чём шепчутся деревья?
Фото 2. Загадки Старика-Лесовика
Фото 3. Эко-театр на экологической тропе.
Фото 4. Отгадай, кто прячется в ветвях.
Приложение 5
Фото 1. Наблюдения за сезонными изменениями в природе
Фото 2. Фенологические наблюдения за развитием лесных растений
Фото 3. Ведение дневников фенологических наблюдений учащимися
кружка «Юные лесоводы»
Фото 4. Ведение дневников фенологических наблюдений
Приложение 6
Новогодний утренник в лесу «В поисках Деде Мороза
Приложение 7
Фото1. Квест-игры в лесу
Фото2. Конкурс «Найди ключ от дверей в царство Лесовика»
Приложение 8
Фото 1. Акция «Прилетайте в Беларусь»
Фото 2. Акция «Кормушка»
Фото 3. Сбор лесных растений Фото 4. Подготовка гербария
Фото 5,6 . Подготовка гербария
Фото 7. Описание и учёт растений гербария
Приложение 9
Фото 1. Выпуск экологической стенгазеты
Фото 2. Подготовка рефератов учащимися Республиканской школы актива юных лесоводов
Приложение 10
Организация экскурсии по экологической тропе «Бобровая»
Фото 1. Знакомство с маршрутом экскурсии
Фото 2. Встреча с Лесовиком на маршруте экологической тропы
Фото 3. Знакомство с лесным Архивариусом
Фото 4. Экологический квест «Лесная аптека»
Фото 5. Втреча с Гаёвочками (лесными феями) на маршруте экологической тропы
Фото 6. Угощение в «Лесном фито-баре»
Приложение 11
Фото 1. Экологическая экспедиция «Мой родны край»
Фото 2. Изучение обитателей водоёма
Фото 3. Изучение редких видов растений парка «Дубое»
Фото 4. Итоги участия в экологической экспедиции
Приложение 12
Фото 2. Начало исследовательской деятельности
Фото 2. Выступление выпускницы Республиканской школы актива юных лесоводов перед педагогами района
Фото 3. Выставка методических материалов по экологическому воспитанию
Приложение 13
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА «БОБРОВАЯ» КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Е.М.Чечун, педагог дополнительного образования
ГУО «Центр творчества детей и молодёжи» Пинского района
Основными задачами деятельности педагога дополнительного образования экологического направления, наряду с гражданско-патриотическим, является воспитание экологической культуры и привитие бережного отношения к природе своей Родины. Ведь наша Республика Беларусь богата местами, радующими взор человека своей красотой. Но в условиях потребительского отношения к окружающему нас миру сохранить для потомков то, что создано Природой – непростая задача.
Мы сегодня должны заботиться о создании и сохранении экологически здорового пространства, где взрослые и дети вместе выполняют главную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют в настоящем и будущем. А для этого необходимо воспитывать в подрастающем поколении экологическую культуру не только на уроках биологии и в стенах школы, но большей частью в непосредственном общении с Природой.
Являясь руководителем кружка «Юные лесоводы», я стараюсь не просто донести детям знания о природе родного края, но научить их слышать и понимать «голос природы», научить заботиться об окружающем нас мире в меру своих сил и возможностей. Разве возможно вырастить настоящего патриота, не привив ребёнку любовь к своей малой родине, не раскрыв перед ним всю красоту и великолепие родной природы, не научив его слышать голос леса, любоваться первыми цветами на опушке, радоваться пению птиц.
Основную часть занятий объединения по интересам «Юные лесоводы» мы проводим непосредственно в природной среде. Дети, при познании природы и тесном общении с ней, через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживают свое отношение к ней и стремятся сохранить её первозданность, проявляя тем самым любовь к окружающему их миру.
Чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования отношений учащихся к миру природы, я стараюсь разнообразить виды деятельности во время занятий. Поэтому организовываю трудовую, познавательную, опытническую, художественную, игровую, туристско-краеведческую и спортивно-оздоровительную деятельность детей среди природы.
Незаменимым помощником в этом стала экологическая тропа «Бобровая» протяжённостью 7,3 км, которая проложена на территории Сошненского лесничества. Основная практическая деятельность ребят, посещающих объединение по интересам «Юные лесоводы» непосредственно связана с исследованием объектов данной тропы, так как её маршрут проходит через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность.
Основным назначением данной тропы является реализация процесса экологического воспитания и просвещения учащихся. Но, так как экологическая тропа включает не только природные объекты, но и исторические памятники, то способствует развитию мотивации учащихся для изучения истории своей малой родины и краеведческой деятельности.
Именно практико-ориентированная и экскурсионно-исследовательская познавательная деятельность на экологической тропе «Бобровая» является ведущим средством формирования у учащихся основ целостной картины мира природы, а также воспитания и формирования взглядов и убеждений, обеспечивающих ответственное отношение школьников к окружающей природе своей малой родины. Дети, сумевшие полюбить природу, научившиеся видеть, слышать и наблюдать её красоту, будут бережнее относиться к ней в том случае, если они сами будут причастны к её охране и защите, если они научатся в процессе своей исследовательской деятельности раскрывать тайны природы, видеть то, что иногда незаметно простому обывателю. Именно воспитание экологической культуры учащихся, начиная уже с младших классов, может повлиять в будущем на оздоровление экологической обстановки в нашем районе и в стране, а также помочь некоторым ребятам определиться в дальнейшем с выбором будущей профессии. Приятно отметить то, что уже на сегодняшний день четверо учащихся, занимающихся в объединении по интересам «Юные лесоводы» не первый год, планируют связать свою будущую профессиональную деятельность с лесной промышленностью и лесозащитной деятельностью. А организованные участниками кружка экологические игры-путешествия «По тропе Берендея», «В гостях у Старичка-Боровичка», «На поляне сказочного леса» и др. стали самыми любимыми мероприятиями не только среди учащихся начальной школы, но и среднего звена. В ходе таких путешествий ребята знакомятся с «лесными обитателями», принимают участие в различных викторинах о лесных растениях и животных, учатся быть наблюдательными и различать голоса птиц. Такая игровая деятельность позволяет легко и непринуждённо приобщить детей к миру природы, почувствовать и осознать свою ответственность за «братьев наших меньших». Но самое главное, дети сами приходят к пониманию того, что природа нуждается в их помощи и защите, поэтому участие в таких экологических акциях как «Чистый лес», «Домик для птиц», «Птичья столовая», «Вырастай, мой лес!» стало не только делом добровольным, но и выполняемым с большим энтузиазмом.
Экологическая тропа «Бобровая», созданная на территории Сошненского лесничества, дает поистине неограниченные возможности для учебной и познавательной деятельности. Она позволяет развивать у детей навыки исследовательской деятельности, художественно-литературное творчество, общение, экологически грамотное поведение в природе. Она знакомит экскурсантов с разными объектами природы и историей своей деревни, позволяет передать учащимся знания о естественных явлениях и объектах, создать предпосылки для экологического воспитания и природоохранного мышления.
Таким образом, созданная экологическая тропа «Бобровая» способствует:
- проведению учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы;
- созданию условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде;
- приобретению педагогами опыта образовательно- воспитательной работы с детьми в природных условиях;
- изучению и наблюдению учащимися объектов и явлений природы и дальнейшему нахождению тем для будущей научно-исследовательской работы.