"Качество атмосферного воздуха"

Цель: Привлеч учащихся к изучению проблем ухудшения качества атмосферного воздуха; организовать практическую деятельность по изучению  качества атмосферного воздуха на территории учреждения образования

План работы

по реализации проекта «Зелёные школы»

Задание

Этапы выполнения задания

Даты выполнения

Целевые группы

Ответственный педагогический работник

5.2

Определять степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков в микрорайоне учреждения образования

1.Определить степень загрязнения атмосферного воздуха посредством изучения снежного покрова в микрорайоне учреждения образования

2. Определить степень загрязнения атмосферного воздуха посредством изучения атмосферных осадков в микрорайоне учреждения образования

Составить отчет по результатам изучения степени загрязнения атмосферного воздуха.

 

Декабрь, январь. март

Учащиеся 7,10 классов

Шлома Л.С.

5.4

Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования и разработать памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования

1.Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования

 

2. Разработать памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования

Январь, май

Учащиеся 7,10 классов

Шлома Л.С.

 

Выполнение задание 5.2. Определение степени загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова в микрорайоне учреждения образования "Сошненская средняя школа" Пинского района

Выполнение задания 5.4 Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования и разработать памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования

Основными причинами загразнения отмасферного воздуха на территории учреждения образования является школьная котельная, которая работает на твердом топливе.

ПАМЯТКА

Сделаем воздух чистым

1.Не пользуйся одноразовой посудой, замени полиэтиленовые пакеты тканевыми сумками или бумажными пакетами.

2.Не вырубай и не ломай деревья – они способствуют очищению воздуха, обогащению его кислородом. Охраняя растения – сбережёшь чистый воздух.

3.Рассказывайте окружающим - друзьям, родственникам о том, почему и как можно охранять воздух от загрязнений.

4.Не сжигайте мусор, а относите его в специальные контейнеры.

5.В сухую погоду чаще поливайте водой двор у дома – это уменьшит количество пыли в воздухе.

6.Помогайте взрослым сажать цветы, кустарники и деревья.     

                                         

Памятка для жителей

Уважаемые жители!!!

Если вы хотите помочь планете и себе, попробуйте внести собственный вклад в уменьшение загрязнения воздуха в регионе и окружающем мире.

  1. Используйте общественный транспорт: чем реже вы пользуетесь личным автомобилем, тем меньше продуктов горения попадет в атмосферу.
  2. При выборе транспортных средств отдавайте предпочтение экологически чистым видам: электромобиль, велосипед, самокат и т.д.

 

  1. Берегите растения, ведь они – зелёные лёгкие планеты! Листья растений выделяют на свету кислород, необходимый для дыхания. Кроме того, они очищают загрязнённый воздух от пыли и копоти.
  2. Выключайте свет: чем больше электроэнергии вы тратите, тем больше загрязняете воздух.
  3. Используйте краски на водной основе-это лучше для вашего здоровья и состояния окружающей среды.

6.Не бросайте в костёр куски резины или пластмассы. При их горении   выделяются очень ядовитые вещества, которые загрязняют воздух.    

 

План  работы по реализации проекта  на 2023-2024 учебный год

Задание

Этапы выполнения задания

Дата выполнения

Целевые группы

Ответственный педагог

5.1

 Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования

 

 

1. Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования

2.                  Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования

3. Составить отчет по результатам изучения степени загрязнения атмосферного воздуха

Апрель-май

 2024 г

 

Учащиеся 9-10 классов

Шлома Л.С.

Выполнение задания 5.1  Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации (лихеноиндикация) в районе учреждения образования  

Цель: сформировать у учащихся навыки определения  степени чистоты воздуха методом лихеноиндикации.

Дата выполнения: апрель 2024 г.

Кол-во участников: 16

Целевые группы: учащиеся 7, 8 классов​

Ответственный педагогический работник: Шлома Л.С., учитель биологии и географии.

         В результате выполнения задания было изучено видовое разнообразие лишайников и частота их встречаемости  на территории учреждения образования.

Для проведения исследования нами были выбраны хорошо осветляемые участки территории с растущими деревьями, так как лишайники хорошо реагируют на недостаточное количество света.

         Методика исследования

Мы разбили исследуемую территорию на  площадки  10x10 м в разных направлениях друг от друга. При выборе следующих площадок придерживаться следующих правил:

 - структура и состав фитоценоза на пробных площадках  примерно схожие;

- учетные площадки (участки коры дерева, на котором производили непосредственный подсчет площади покрытия лишайниками), находились на высоте от 30 до 150 см от основания ствола дерева;

- на каждой пробной площадке выбирали 10 отдельно стоящих, здоровых, растущих вертикально деревьев с диаметром ствола 25-40 см.;

- на каждом дереве подсчитывали количество видов лишайников. Все обнаруженные виды разделяли на три группы: кустистые, листовые, накипные. Оценку степени покрытия ствола лишайниками проводили по методике измерения проективного покрытия: для этого на высоте 30 - 150 см на наиболее заросшую лишайниками часть коры накладывали прозрачную палетку размером 10x10 см (палетку расчертили на квадраты размером 1x1 см), высчитывали степень покрытия в %

 

Участок 1

Признаки

Деревья

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Общее количество видов лишайников, в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кустистых

1

1

-

1

1

-

1

1

1

1

листовых

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

накипных

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Степень покрытия древесного ствола лишайниками, %

70

66

40

45

70

70

60

55

42

58

 

Участок 2

Признаки

Деревья

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Общее количество видов лишайников, в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кустистых

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

листовых

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

накипных

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Степень покрытия древесного ствола лишайниками, %

50

55

65

68

50

60

66

58

50

65

 

Участок 3

Признаки

Деревья

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Общее количество видов лишайников, в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кустистых

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

листовых

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

накипных

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Степень покрытия древесного ствола лишайниками, %

40

55

20

40

36

45

50

50

50

30

 

Результаты исследований

                В ходе работы было исследовано 3 участка зеленых насаждений, расположенных в различной степени удаленности от источника загрязнения (котельная) на территории учреждения образования.

         Полученные данные прошли обработку. Мы составили таблицы, провели их анализ и сделали выводы. Анализируя данные таблиц, можно сказать:

  1. На трех исследуемых участках были обнаружены не только листоватые и накипные, но и кустистые формы лишайников. Они присутствовали на первом  и в небольшом количестве на втором участках. На третьем участке  кустистые формы лишайников отсутствовали.
  2. Степень покрытия деревьев лишайниками тоже разная.    

 Выводы

  1. Наличие кустистых, листоватых и накипных лишайников на стволах деревьев исследуемых участков указывает на то, что воздух на территории УО достаточно чистый. Единственный источник загрязнения воздуха – котельная, которая находится на территории школьного двора.
  2. Количество видов лишайников и площадь их проективного покрытия прямо пропорциональны расстоянию от предполагаемого загрязнителя (котельная), т.е. чем сильнее загрязнен воздух на данной территории, тем меньше встречается в нем видов лишайников, тем меньшую площадь покрывают они на стволах деревьев , и тем ниже их жизнеспособность. На основании этого можно сделать вывод о том, что степень загрязненности атмосферного воздуха с удалением от котельной уменьшается.