2020-2021 г.

                

Анализ ситуации

  1. Какие цели и задачи были поставлены перед началом работы по проекту «Зеленые школы»?

 Перед началом работы по проекту были поставлены следующие цели и задачи:

Цель работы: развитие экологической культуры и формирование экологически грамотного поведения учащихся  через вовлечение их, а также родителей, коллектива работников школы в природоохранную деятельность.

Задачи:  проведение мероприятий по изучению и сохранению биоразнообразия, энергосбережению, водосбережению, изучению качества атмосферного воздуха, обращению с отходами;  участие в республиканских, областных, районных и местных акциях.

  1. Как вы оцениваете результативность вашей деятельности, степень достижения поставленных задач по каждому направлению проекта? (уровень результативности: высокий, средний, низкий)

Уровень результативности - средний.  Задачи,  намеченные в начале реализации проекта,  в основном выполнены. Имеются достижения у учащихся и педагогов в экологических акциях и конкурсах на районном и областном уровнях.

  1. Как оценивались результаты, проводился контроль и мониторинг выполнения мероприятий по проекту «Зелёные школы»? (анкетирование учеников, родителей, жителей микрорайона, анализ экологической ситуации микрорайона и др.)

На протяжении учебного года осуществлялся постоянный контроль и мониторинг выполнения мероприятий по проекту «Зелѐные школы» руководителем проекта и администрацией учреждения образования. Регулярно осуществлялись консультации по возникающим вопросам при выполнении заданий.  

  1. Каков ваш перспективный план действий? Что следует предпринять в новом учебном году?

Продолжить работу по реализации проекта в учреждении образования.  Разработать календарный план по реализации проекта «Зелѐные школы» на 2021/2022 учебный год, вовлечь в активную деятельность большее количество педагогов и родителей. Работа будет проводиться по всем направлениям с выполнением большего количества заданий.

Выполнение заданий

  1. Направление «Биоразнообразие»

 

Перед началом работы по данному направлению поставлены следующие цели и задачи:  Изучить видовое разнообразие растений и птиц на территории учреждения образования; вовлечь учащихся в активные формы работы по сохранению и приумножению природного окружения своей малой родины.

 

В соответствии с ними реализованы следующие мероприятия (выполнены следующие задания):

 

Задание

Даты выполнения

Кол-во участников

Целевые группы

Ответственный

педагоический работник

Краткое описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.

1.3

Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных  деревьев и кустарников на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования

Ноябрь 2020г.

 

 

 

 

 

 

 

Апрель-май 2021г.

16

 

 

 

 

 

 

 

 

24

Учащиеся начального звена

 

 

 

 

 

 

Учащиеся 6-11 классов

Чечун Е.М.

 

 

 

 

 

 

 

Чечун Е.М.

Проведена театрализованная экологическая прогулка с учащимися начального звена с целью ознакомления с видовым разнообразием деревьев и кустарников на территории, прилегающей к школе.

 

Членами школьного лесничества составлена картосхема территории учреждения образования, на которой обозначены все виды деревьев и кустарников. 

Произведён детальный подсчёт видового разнообразия. Все виды нанесены на картосхему.

Для учащихся 3 класса проведена экологическая прогулка по школьному парку с целью ознакомления с аборигенными видами растений.

По итогам выполнения задания составлена таблица видового разнообразия растений на школьной территории.

 

 

 

Соответствие цели данного направления, повышение уровня знаний учащихся о природе своей местности.

 

 

Составлен список деревьев и кустарников, произрастающих на территории УО.

Учащиеся школы без труда определяют все виды деревьев и кустарников, узнают по описанию.

2.

1.7

Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц

 

декабрь-март 2020-2021 г.

38 учащихся

Учащиеся 1-5 классов

Чечун Е.М.

Среди учащихся начального звена проведены масстер-классы по изготовлению кормушек и приготовлению различных видов корма для птиц. Подготовлены памятки по организации правильной подкормки зимующих птиц, проведены разъяснительные беседы. Изготовлены и размещены на школьной территории, а также на территории частных дворов кормушки для птиц, организована регулярная подкормка птиц. Велись постоянные наблюдения за птицами, прилетающими на кормушки, изучались повадки разных видов. Членами объединения по интересам «Юные лесоводы» проведён сравнительный анализ численности и видового разнообразия птиц на кормушках на школьной территории и частных подворьях. Подготовлен видеоролик о своей деятельности в данном направлении.

Регулярность подкормки птиц, ведение дневников наблюдения за птицами на территории УО и в домашних условиях, сравнительный анализ посещаемости кормушек в зависимости от погодных условий и времени суток.

3.

1.4

Изучить разнообразие птиц на территории учреждения образования, или территории природного окружения учреждения образования

Март-май 2021г.

23

учащиеся 3-4, 7, 10 классов 

Чечун Е.М.

Организация наблюдений  начата с выбора участка и маршрутов наблюдений. Участком наблюдения определены территория школьного парка и школьный двор, где ежегодно проводится зимняя подкормка птиц, а также постоянно обновляются и дополняются искусственные гнездовья (синичники и скворечники).

По итогам наблюдений на  карту-схему нанесены все наблюдаемые виды птиц и места, где птицы были замечены чаще всего.

Наблюдения за птицами проводились  в дневное время учащимися 3-4 классов, т.к. в это время дети имеют возможность находиться на территории школьного парка и наблюдать за поведением известных им видов птиц.

 В выходные дни наблюдения проводились в утренние часы учащимися 7, 10 классов, поскольку в это время птицы наиболее жизнедеятельны.

 

Учащиеся узнают виды птиц, обитающие на территории школьного двора и прилегающей к нему территории природного окружения.

Произведена фотосьёмка всех видов птиц.

В ходе регулярных наблюдений определены места гнездования, произведён подсчёт заселённости искусственных гнездовий.

Сформирован устойчивый интерес к изучению разнообразия птиц Беларуси.

 

  1. Направление «Энергосбережение»

 

Цель: приобщить обучающихся, работников школы к рациональному энергопотреблению в школе

Задачи:

  1. Изучить структуру энергопотребления в школе;
  2. Провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в школе (установить основные причины нерационального использования электроэнергии) и составить план действий по сбережению электроэнергии в школе на год.

В соответствии с ними реализованы следующие мероприятия (выполнены следующие задания):

 

Задание

Даты выполнения

Кол-во участников

Целевые группы

Ответственный

педагоический работник

Краткое описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.

2.1

Провести изучение потребления электроэнергии в учреждении образования

Март 2021 г.

26

Учащиеся 7-9 классов

 Чечун А.В.

Подсчитаны источники потребления электроэнергии в школе, составлена схема их размещения, определены наиболее энергоемкие источники потребления электроэнергии; составлена сравнительная диаграмма потребления электроэнергии в школе за январь 2020 и январь 2021 гг. Проведён сравнительный анализ.

 

Рациональное и бережное использование электроэнергии в школе

2.

2.3 

Провести анализ ситуации по эффективности использования электроэнергии в учреждении образования

Март-май 2021г.

27

Учащиеся 7-10 классов

Чечун А.В.

Проведён  аудит использования электроэнергии.

 Создана рабочей группы учащихся, которая  провела  изучение основных приборов, потребляющих электроэнергию, места потребления электроэнергии, режим работы приборов.

 Составлена таблица, в которой указаны основные приборы, потребляющие электроэнергию, их мощность, режим работы.

В результате изучения потребления электроэнергии в школе подсчитано, что использование электроэнергии уменьшается более чем на 75% во  время каникул. На каникулах дети посещают различные занятия в школе, на которых используются все перечисленные (кроме кухонных)  электроприборы, но ученики не питаются в школьной столовой. Сделан  вывод о том, что наиболее энергопотребляемая зона в учреждении образования - это школьная столовая.

Размещение в фойе школы на стенде информации о потреблении  электроэнергии в школе.

Рациональное и бережное использование электроэнергии в школе.

 

 

  1. Направление «Водосбережение»

 

Цель: формирование у обучающихся активной социальной позиции по отношению к рациональному использованию водных ресурсов

Задачи:

- изучить направления использования воды в учреждении образования и освоить способы её сбережения;

-инициировать рациональное использование и экономию воды в учреждении образования;

-- содействовать формированию привычки рационально использовать воду в школе и дома.

В соответствии с ними реализованы следующие мероприятия (выполнены следующие задания):

 

Задание

Даты выполнения

Кол-во участников

Целевые группы

Ответственный

педагоический работник

Краткое описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.

3.1 Провести изучение потребления   воды в учреждении образования

февраль 2021 года

17

Учащиеся 7-9 классов

Шлома Л.С.

В результате наблюдений за использованием воды в школе  было установлено, что вода используется не рационально. На основании этого была разработана памятка по рациональному использованию воды ,которая поможет более экономно относиться к использованию водных ресурсов.

Бережное отношение к использованию воды в УО и дома

2.

3.4 Провести изучение потребления воды дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию воды и  её сбережению дома.

февраль 2021 года

17

Учащиеся 7-9 классов

Шлома Л.С.

Проведено внеклассное мероприятие по «Беречь воду – беречь жизнь!», разработаны полезные советы по экономии воды в быту.

 

Бережное отношение к использованию воды.

Уменьшение количества расхода воды в учреждении образования

 

  1. Направление «Обращение с отходами»

Цель: Формирование экологически ориентированного поведения учащихся в обращении с отходами в школе и дома, способами их переработки.

Задачи:

 1.Провести изучение состава образующихся дома отходов и проанализировать источники их образования. 2.Разработать план действий по раздельному сбору отходов в учреждении образования

 4.Создать на пришкольной территории приспособление для компостирования органических отходов (сорняки, листья и т.п.)

Задание

Даты выполнения

Кол-во участников

Целевые группы

Ответственный

педагоический работник

Краткое описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.

4.4

Создать на школьной территории приспособление для компостирования органических отходов

октябрь- ноябрь 2020г

34  учащихся

учащиеся

2-4 кл.,  7-9 кл

 

Гурин В.М

На территории учреждения образования  выбрано место и подготовлен ящик для компостирования растительных отходов. В осенний период учащимися 7-9 классов произведена закладка органических отходов (в виде опавшей листвы) для компостирования.  Часть опавшей листвы внесена на территорию школьного огорода для последующей культивации.

Уборка школьной территории от опавшей листвы.

Составление фотоотчёта о работе.

Фотографии приспособления для компостирования органических отходов размещены на сайте школы.

2.

4.5

Провести исследование количества и состава отходов, образующихся в домашних условиях.

Разработать памятки для детей и родителей.

 

Январь-май 2021г.

22 учащихся

2-4 кл.

Гурин В.М

Учащимися 2,4 классов произведен  анализ состояния отходов образующихся в домашних условиях. По итогу анализа дети пришли к выводу что больше всего отходов образуется из пластика. Среди учащихся 2-4 классов организован просмотр и обсуждение документального фильма «Вторая жизнь пластика». После просмотра фильма детям были даны рекомендации по раздельному сбору отходов. Разработаны памятки по минимизации отходов для детей и их родителей.

Участие учащихся в акциях «Сохрани дерево – сдай макулатуру» и и «Шанс для пластика». По итогам акций в течение учебного года было собрано 880 кг. макулатуры, 11 кг. пластика и 292 кг. стекла.

 

 

  1. Направление «Качество  атмосферного воздуха»

 

Цель: Привлечь учащихся к изучению проблем ухудшения качества атмосферного воздуха; организовать практическую деятельность по изучению  качества атмосферного воздуха на территории учреждения образования

 

В соответствии с ними реализованы следующие мероприятия (выполнены следующие задания):

 

Задание

Даты выполнения

Кол-во участников

Целевые группы

Ответственный

педагоический работник

Краткое описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.

5.2

Определить степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков в микрорайоне учреждения образования

январь - 2021 года

17

7-10 классы

Шлома Л.С.

Проведены исследовательские опыты, составлен отчет о степени загрязнения атмосферного воздуха посредством изучения снежного покрова, который размещен на сайте учреждения образования, а также предоставлен фотоотчет о проведенных мероприятиях.

Проведение практических опытов.

Подготовка фотоотчёта.

2.

5.4

Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования и разработать памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования

Январь, май 2021г.

17

7-10 классы

Шлома Л.С.

По итогам практических опытов и сравнительных анализов определены зоны для отдыха на территории школьного двора,  подготовлены рекомендации для создания условий сохранения чистого воздуха на территории УО и населённого пункта.

Проведение анализа ситуации и сравнительных результатов.

Подготовка отчёта о выполнении задания.

Подготовка памятки для жителей деревни. Размещение памятки на стенде.

 

 

6.Направление  «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом»

 

 Цель: Вовлечь и родителей и учащихся в активные формы работы по сохранению и приумножению природных ресурсов  и окружающей среды. 

Задачи:

  1. Организовать экологические праздники в природном окружении.
  2. Привлечь учащихся других учреждений образования района.
  3. Вовлечь родителей в практическую деятельность по сохранению природного окружения.

 

В соответствии с ними реализованы следующие мероприятия (выполнены следующие задания):

 

Задание

Даты выполнения

Кол-во участников

Целевые группы

Ответственный

педагоический работник

Краткое описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.

6.3

Подготовить, организовать и провести информационные экологические мероприятия для местного населения: фестивали, выступления перед общественностью и др.

 

Декабрь 2020г.

32

Учащиеся и педагоги ГУО «Пинковичская средняя школа» Пинского района

Чечун Е.М.

Проведён экологический квест в лесу «В поисках Деда Мороза» для учащихся УО района.

Ребята познакомились не только с мифическими обитателями белорусского леса, но и с  многообразием растительного и животного мира наших лесов. Узнали о  пользе лесных лекарственных растений. Увидели, как правильно и безопасно организовать отдых в лесном царстве, чтобы не причинить вреда природе. 

Фотоотчёт размещён на сайте УО.

Мероприятие проведено с приглашением учащихся других УО.

 

2.

6.4

Провести практические экологические акции с привлечением местного населения и осветить их в СМИ

1 апреля 2021г.

27

Учащиеся  1-5 классов, родители.

Чечун Е.М.

Проведена акция «Встречаем пернатых друзей, приуроченная к Международному Дню птиц, в ходе которой были изготовлены и развешены на территории школьного парка искусственные гнездовья.

Количество изготовленных совместно с родителями скворечников и синичников ( 8 шт.)

Фотоотчёт размещён на сайте школы.