2023-2024 г.

                        Отчёт по проекту «Зелёные школы» за 2023/2024 учебный год

1. Полное официальное название учреждения  образования

ГУО «Сошненская средняя школа» Пинского района

2. Ф.И.О. руководителя учреждения  образования

Хандрико Светлана Васильевна

3. Почтовый адрес учреждения образования

 

Ул.  Полесская-9, агр. Сошно , Пинский р-он, Брестская обл.

4. Телефон (с кодом)

(80165) 63-49-20

5. Факс (с кодом)

 -

6. Адрес электронной почты, сайт учреждения образования

soshno@roo-pinsk.gov.by

soshno.roo-pinsk.gov.by

7. Ф.И.О. педагогического работника,

отвечающего в учреждении  образования за работу по проекту «Зелёные школы»

 Чечун Елена Михайловна

8. Контактный телефон педагогического работника,

отвечающего в учреждении образования за работу по проекту «Зелёные школы»

(+37529)  3486017

9. Адрес электронной почты педагогического работника,

отвечающего в учреждении образования за работу по проекту «Зелёные школы»

Elena.chechun73@mail.ru

10. Общая численность педагогических работников учреждения  образования

17

11. Количество педагогических работников

учреждения образования, принимающих участие в реализации проекта «Зелёные школы»

6

12. Общая численность обучающихся

в учреждении  образования

90

13. Количество обучающихся учреждении образования, принимающих

участие в реализации проекта «Зеленые школы»

Учащиеся 1-11 классов (90 учащихся)

14. Каким образом реализуется проект «Зеленые школы» в учреждении  образования

Деятельность по реализации проекта осуществляется через работу школьного лесничества «Дубок», объединения по интересам  «ЛЕСовичОК», проведение акций и воспитательных мероприятий экологической направленности, тематических недель, участие в экологических конкурсах.

15. Сроки реализации проекта «Зелёные школы»

в учреждении образования

Сентябрь- май  2023/2024 учебного года

16. количество заданий, выполненных по соответствующим направлениям проекта «Зелёные школы:

 

 

- Биоразнообразие

 

3

- Энергосбережение

 

1

- Водосбережение

2

- Обращение с отходами

 

4

- Качество атмосферного воздуха

 

1

- Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом

 

2

Общее количество выполненных заданий

13

17. На диплом какого уровня претендует учреждение  образования

 

Подтверждение   Диплома III степени

 

Анализ ситуации

  1. Работа по проекту  продолжена в 2023/2024 учебном году.

Перед  началом работы по проекту были поставлены следующие цели и задачи:

Цель работы: развитие экологической культуры и формирование экологически грамотного поведения учащихся  через вовлечение их, а также родителей, коллектива работников школы в природоохранную деятельность.

Задачи:  проведение мероприятий по изучению и сохранению биоразнообразия, энергосбережению, водосбережению, обращению с отходами, изучению качества атмосферного воздуха; участие в республиканских, областных, районных и местных акциях экологической направленности.

  1. Как вы оцениваете результативность вашей деятельности, степень достижения поставленных задач по каждому направлению проекта? (уровень результативности: высокий, средний, низкий)

Уровень результативности - средний.  Задачи,  намеченные в начале реализации проекта,  выполнены. Имеются достижения у учащихся и педагогов в экологических акциях и конкурсах на районном и областном уровнях.

  1. Как оценивались результаты, проводился контроль и мониторинг выполнения мероприятий по проекту «Зелёные школы»? (анкетирование учеников, родителей, жителей микрорайона, анализ экологической ситуации микрорайона и др.)

На протяжении учебного года осуществлялся постоянный контроль и мониторинг выполнения мероприятий по проекту «Зелѐные школы» руководителем проекта и администрацией учреждения образования. Регулярно осуществлялись консультации по возникающим вопросам при выполнении заданий.  

  1. Каков ваш перспективный план действий? Что следует предпринять в новом учебном году?

Подтвердить статус  «Зелёная школа», присвоенный учреждению образования в 2021 году. Продолжить работу в данном направлении.  Разработать календарный план по реализации проекта «Зелѐные школы» на 2024/2025 учебный год.  Вовлечь в активную деятельность большее количество педагогов и родителей.

Планируется проведение работы  по всем направлениям проекта.

 

  1. Направление «Биоразнообразие»

 

 Цели и задачи:  Продолжить изучение видового разнообразия птиц на территории учреждения образования и территории, прилегающей к УО; закрепить знания учащихся о многообразии животного мира своей малой родины; вовлечь учащихся в активные формы работы по сохранению и приумножению природных богатств своего края.

 

В соответствии с ними  в 2023/2024 учебном году реализованы следующие мероприятия (выполнены следующие задания):

Задание

Даты выполнения

Кол-во участников

Целевые группы

Ответственный

педагоический работник

Краткое описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

3.

1.4

Изучить разнообразие птиц на территории учреждения образования, или территории природного окружения учреждения образования

Февраль -май 2023г.

29

Учащиеся 2,5-7 классов

Чечун Е.М.

Продолжены наблюдения за птицами на територии школьного парка.  Участком наблюдения определены территория школьного парка и школьный двор, где ежегодно проводится зимняя подкормка птиц, а также постоянно обновляются и дополняются искусственные гнездовья (синичники и скворечники).

В зимний и весенний периоды проведены наблюдения за птицами. Наблюдения проводились  в дневное время учащимися объединения по интересам «ЛЕСовичОК» (5-7 классы) и учащимися начального звена.

Создана картосхема территории УО, на которой обозначены места наблюдения птиц. Изображения наблюдаемых видов нанесены на картосхему учащимися.

На сайте УО в разделе «Биоразнообразие» размещена информация о выполнении задания с фотоотчётом.

 

Учащиеся легко узнают по внешнему виду и различают по голосу виды птиц, обитающие на территории школьного двора и прилегающей к нему территории природного окружения.

В ходе регулярных наблюдений определены места гнездования, произведён подсчёт заселённости искусственных гнездовий. Определены виды птиц, заселившие новые искусственные гнездовья: скворец, большая синица, лазоревка.

Учащиеся определяют птиц в движении, в местах гнездования при помощи бинокля и атласа-определителя, узнают по издаваемым звукам.

В апреле 2024г. учащаяся 7 класса Костюк Анастасия приняла участие в конкурсе «Фотобёрдинг – весна 2024» и стала одним из  лауреатов областного этапа в номинации «Индивидуальный участник».  В ходе  дня соревнований участнице удалось сфотографировать 16 видов птиц на территории учреждения образования.

Сформирован устойчивый интерес учащихся школы к  изучению разнообразия птиц Беларуси.

 

1.7

Изготовить и разместить на территории учреждения образования кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц

 

Декабрь 2023-февраль 2024г.

50 учащихся

Учащиеся 1-5 классов

Члены объединения по интересам «ЛЕСовичОК»

Чечун Е.М.

Среди учащихся начального звена проведены мастер-классы по изготовлению кормушек и приготовлению различных видов корма для птиц. Подготовлены памятки по организации правильной подкормки зимующих птиц, проведены разъяснительные беседы. Изготовлены и размещены на школьной территории, а также на территории частных дворов кормушки для птиц, организована регулярная подкормка птиц.

Велись постоянные наблюдения за птицами, прилетающими на кормушки, изучались повадки разных видов.

Составлен отчёт о разнообразии птиц, прилетающих на кормушки. Отчёт размещён на сайте учреждения образования.

 

Регулярность подкормки птиц, ведение наблюдений за птицами, прилетающими на кормушки, обмен информацией о наблюдаемых видах учащимися на уроках «Человек и мир» и во внеклассной деятельности.

Определение видов птиц учащимися по внешнему виду, по издаваемым звукам.

3.

1.8

Создать и разместить на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования искусственные гнездовья для птиц.

Март 2024г.

32 учащихся

Учащиеся 1-9 классов

Чечун Е.М.,

Гурин В.М.

Проведена  агитационная работа среди учащихся школы по подготовке к проведению акции «Встречаем пернатых друзей».

Изготовлены  искусственные гнездовья с родителями дома (учащиеся 2-4 классов), а также в учебной мастерской в шестой школьный день (учащиеся 5-9 классов) под руководством учителя технического труда Гурина В.М., учащимися 10 класса произведён ремонт трёх скворечников.

Проведена  акция «Встречаем пернатых друзей» в шестой школьный день (размещены искусственные гнездовья на территории школьного парка, а также по маршруту экологической тропы)

Членами школьного лесничества «Дубок» оказана помощь в организации  и проведении акции «Встречаем пернатых друзей» дошкольному лесничеству «Лесовичок», функционирующему  на базе ГУО «Сошненский детский сад Пинского района».

Составлен отчёт о количестве изготовленных искусственных гнездовий, их размещение отмечено на картосхеме территории УО.

Активное включение в подготовку и проведение акции «Встречаем пернатых друзей» учащихся и родителей. Сотрудничество с администрацией Сошненского лесничества и родителями при подготовке стоительного материала (доски).

Качественное изготовление и ремонт искусственных гнездовий.

Заселённость искусственных гнездовий в течение весеннего периода.

 

Список птиц, изученных в ходе выполнения задания 1.4

  1. Белый аист
  2. Вяхирь
  3. Вьюрок
  4. Горлица
  5. Грач
  6. Дятел
  7. Зяблик
  8. Жаворонок
  9. Сойка
  10. Сорока
  11. Скворец
  12. Лазоревка
  13. Большая синица
  14. Горихвостка
  15. Воробей полевой
  16. Мухоловка-чернушка
  17. Серая мухоловка
  18. Трясогузка
  19. Щегол
  20. Ласточка

 

 

  1. Направление «Энергосбережение»

 

Цель: приобщить обучающихся, работников школы к рациональному энергопотреблению в школе

Задачи:

  1. Продолжить выполнение мероприятий по сбережению электроэнергии в школе.
  2. Прививать ответственное отношение учащихся к потреблению электроэнергии в школе и дома.

В соответствии с ними реализованы следующие мероприятия (выполнены следующие задания):

Задание

Даты выполнения

Кол-во участников

Целевые группы

Ответственный

педагоический работник

Краткое описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.

2.1

Провести изучение потребления электроэнергии в учреждении образования

Сентябрь 2023г. – май 2024г.

14

Учащиеся 9-10 классов

Чечун А.В.

 

Проведён  аудит использования электроэнергии в школе и в местах потребления на школьной территории.

Определены основные приборы, потребляющие электроэнергию.

Составлен отчёт по результатам потребления за 2023/2024 учебный год.

В результате изучения потребления электроэнергии в школе подсчитано, что использование электроэнергии уменьшается более чем на 70% во  время каникул. На каникулах дети посещают различные занятия в школе, на которых используются все перечисленные (кроме кухонных)  электроприборы, но ученики не питаются в школьной столовой. Сделан  вывод о том, что наиболее энергопотребляемая зона в учреждении образования - это школьная столовая.

 

 

  1. Направление «Водосбережение»

 

Цель: формирование у обучающихся активной социальной позиции по отношению к рациональному использованию водных ресурсов

Задачи:

-продолжить работу по  рациональному использованию и экономии воды в учреждении образования;

-содействовать формированию привычки рационального использования воды.

В соответствии с ними реализованы следующие мероприятия (выполнены следующие задания):

Задание

Даты выполнения

Кол-во участников

Целевые группы

Ответственный

педагоический работник

Краткое описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.

3.1   

Провести изучение потребления воды в учреждении образования

Март-май 2024г.

17

Учащиеся 7-8 классов

Шлома Л.С.

Чечун А.В.

Проведено изучение потребления воды в период сентябрь- май 2023/2024 учебного года в учреждении образования.

На плане здания школы отмечены места расположения источников потребления воды.

Составлена таблица потребления по месяцам.

Подготовка плана здания с обозначенными источниками потребления воды .

Разработка учащимися плана мероприятий по дальнейшей экономии воды в учреждении образования на будущий год.

 

3.2

Провести анализ ситуации по эффективности использования воды в школе и составить план действий по её сбережению

Май 2024г.

48

Учащиеся 1-7  классов

Шлома Л.С.,

Чечун Е.М., Чечун А.С.

Костюк С.В.

Проанализирована таблица потребления воды в УО в течение учебного года.

Разработан  план действий по рациональному использованию воды в школе на будущий год.

Проведены внеклассные мероприятия по тематике «Сохраняем воду вместе»: экологическое занятие «Загрязнение воды. Способы защиты питьевой воды», информ-дайджест «Вода – жизнь, берегите её!», «Уроки Капитошки» для учащихся начального звена.

Разработаны полезные советы по рациональному использованию воды в быту.

Бережное отношение к использованию воды.

Уменьшение количества расхода воды в учреждении образования.

                                                                                                                                                                                                                                                        

  1. Направление «Обращение с отходами»

Цель: Формирование экологически ориентированного поведения учащихся в обращении с отходами в школе и дома, знакомство со способами их переработки.

Задачи:

 1.Провести изучение состава образующихся в школе отходов и проанализировать источники их образования. 2.Разработать план действий по раздельному сбору отходов в учреждении образования

  1. Продолжить работу по подготовке компоста из растительных остатков для дальнейшего использования на пришкольной территории.
  2. Провести агитационную работу по сбору макулатуры, стекла и пластика среди всех участников образовательного процесса.

Задание

Даты выполнения

Кол-во участников

Целевые группы

Ответственный

педагоический работник

Краткое описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.

4.1

Провести изучение состава образующихся в учреждении образования отходов и проанализировать источники их образования.

Октябрь 2023г.

35 учащихся

1-4, 7 кл.

Шлома Л.С.

С учащимися1-4 классов произведен  анализ состояния отходов образующихся в школе за день.

Составлен отчёт по результатам изучения с указанием состава отходов.

 

Участие учащихся в акциях «Сохрани дерево – сдай макулатуру» и  «Пластиковый бум».

 

2.

4.2

Разработать план действий по минимизации объёмов образования отходов в учреждении образования, раздельному сбору отходов

Ноябрь 2023г.

17 учащихся

7,9 классы

Чечун Е.М.,

Шлома Л.С.

Разработан план действий по минимизации отходов на учебный год. План согласован с администрацией УО, доведён до сведения педагогов и сотрудников.

 

Активное участие в  акциях по сбору вторсырья учащимися, педагогами и родителями.

 

3.

4.3

Выполнить план действий по минимизации объёмов образования отходов в учреждении образования, раздельному сбору отходов.

Ноябрь 2023г. –май 2024г.

90 учащихся

1-11 классы, педагоги УО

Чечун Е.М.,

Шлома Л.С.,

Классные руководители

В УО разработан и  реализован проект «Поможем планете остаться зелёной».

Информация о реализации проекта размещена на сайте школы в разделе «Обращение с отходами».

В классах размещены памятки по раздельному сбору отходов. Проведены тематические классные часы о загрязнении окружающей среды и  экологических проблемах нашей планеты: экологическое ассорти "Берегите свою планету, другой такой во Вселенной нету», информационные часы «Планета просит помощи»,  «Берегите планету Земля», экологическая игра «Сберечь Земли очарованье».

Выполнение плана по минимизации отходов в УО. Организация раздельного сбора макулатуры и пластика (в классах установлены коробки для бумажных отходов и пластика).

Активное участие в реализации проекта «Поможем планете остаться зелёной» (экологической акции по вопросам раздельного сбора отходов) учащихся 1-11 классов.

 

4.4        

Создать на школьной территории приспособление для компостирования органических отходов (листья, сорняки и т.д.)

Сентябрь-ноябрь 2023г, март-май 2024г.

40  учащихся

учащиеся

5-10 классов

 

Гурин В.М.

Чечун Е.М.

На территории учреждения образования  выбрано место и установлен ящик для компостирования растительных отходов.

Подготовленный ранее компост внесен под перекопку на цветочные клумбы.

В осенний период учащимися 7-10 классов произведена закладка органических отходов (в виде опавшей листвы, растительных остатков) для компостирования. 

 В весенний период заложена зелёная масса из сорняков и скошенной травы.

На территории УО выбрано место и подготовлена площадка для компостирования органических отходов.

Фотографии и описание приспособления для компостирования размещены на сайте учреждения образования.

Уборка школьной территории от опавшей листвы.

Уборка сорной растительности  на клумбах.

Улучшение состава грунта при весенней подготовке  цветочных клумб.

Повышение компетентности педагогов и учащихся по направлению переработки отходов.

 

 Направление «Качество атмосферного воздуха»

 

Цель: Привлечь учащихся к изучению проблем ухудшения качества атмосферного воздуха; организовать практическую деятельность по изучению  качества атмосферного воздуха на территории учреждения образования

 

В соответствии с ними реализованы следующие мероприятия (выполнены следующие задания):

Задание

Даты выполнения

Кол-во участников

Целевые группы

Ответственный

педагоический работник

Краткое описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.

5.1

Изучить  степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования

 

 Апрель-май 2024 г.

 

15

Учащиеся 9-10 классов​

 

Шлома Л.С.

Выбрано три локации для исследований на территории УО.

Проведена оценка качества  атмосферного  воздуха методом лихеноиндикации на территории школьного двора и парка.

Определены причины загрязнения атмосферного воздуха.

Составлен отчёт по результатам изучения степени загрязнения атмосферного воздуха на территории УО. Отчёт с фотографиями  размещён на сайте УО.

 

 

Определили общее количество лишайников, в том числе накипных,

листовых и кустистых на выбранных  лакациях.

Результат представлен на сайте школы.

Подготовлены памятки для жителей по сохранению чистоты воздуха  на территории населённого пункта. Памятки размещены в группах для детей и родителей.

 

6.Направление  «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом»

 

 Цель: Вовлечь и родителей и учащихся в активные формы работы по сохранению и приумножению природных ресурсов  и окружающей среды. 

Задачи:

  1. Организовать экологические акции по сохранению  и приумножению лесов.
  2. Вовлечь родителей в практическую деятельность по сохранению природного окружения своей малой родины.

 

В соответствии с ними реализованы следующие мероприятия (выполнены следующие задания):

Задание

Даты выполнения

Кол-во участников

Целевые группы

Ответственный

педагоический работник

Краткое описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.

6.3

Подготовить, организовать и провести информационные экологические мероприятия для местного населения: Подготовить, организовать и провести информационные экологические мероприятия для местного населения: выступления перед общественностью

Октябрь 2023г.

10

Учащиеся школьного лесничества «Дубок», педагоги, воспитанники д/сада, родители

Чечун Е.М.

Разработана и подготовлена совместно с членами школьного лесничества «Дубок», воспитателем и воспитанниками Сошненского д/сада праздничная программа открытия дошкольного лесничества.

При участии представителей ГЛХУ «Пинский лесхоз», Сошненского лесничества проведено торжественное мероприятие, посвящённое открытию дошкольного лесничества «Лесовичёк».

Информация и фотоотчёт о проведении мероприятия размещены на сайте учреждения образования.

Ход мероприятия освещён в СМИ (газете «Пинский вестник» от 20 октября 2023г., статья «Лесовичок прописался в Сошно»)и посредством электронного месенджера Instagram.

Повышение уровня знаний и  экологической культуры у дошкольников.

2.

6.4

Провести практические экологические акции с привлечением местного населения и осветить их в СМИ

 Март 2024г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель 2024г.

50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

Учащиеся  1-5 классов, члены школьного лесничества «Дубок», члены дошкольного лесничества «Лесовичок», родители.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся 7-11 классов

 

 

 

 

 

Чечун Е.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гурин В.М.

Проведена акция «Встречаем пернатых друзей», в ходе которой были изготовлены и развешены на территории школьного парка и  территории д/сада искусственные гнездовья (скворечники и синичники).

 

Информация о ходе акции размещена на сайте школы. 

 

Участие в республиканской акции «Аднавім лясы разам», посвящённой году качества.

 

 

Количество изготовленных совместно с родителями скворечников и синичников (9 шт.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество высаженных саженцев сосны и берёзы на территории лесных угодий Сошненского лесничества             ( 9,1 тыс. штук)