Отчёт по проекту «Зелёные школы» за 2023/2024 учебный год
1. Полное официальное название учреждения образования |
ГУО «Сошненская средняя школа» Пинского района |
2. Ф.И.О. руководителя учреждения образования |
Хандрико Светлана Васильевна |
3. Почтовый адрес учреждения образования
|
Ул. Полесская-9, агр. Сошно , Пинский р-он, Брестская обл. |
4. Телефон (с кодом) |
(80165) 63-49-20 |
5. Факс (с кодом) |
- |
6. Адрес электронной почты, сайт учреждения образования |
soshno@roo-pinsk.gov.by soshno.roo-pinsk.gov.by |
7. Ф.И.О. педагогического работника, отвечающего в учреждении образования за работу по проекту «Зелёные школы» |
Чечун Елена Михайловна |
8. Контактный телефон педагогического работника, отвечающего в учреждении образования за работу по проекту «Зелёные школы» |
(+37529) 3486017 |
9. Адрес электронной почты педагогического работника, отвечающего в учреждении образования за работу по проекту «Зелёные школы» |
Elena.chechun73@mail.ru |
10. Общая численность педагогических работников учреждения образования |
17 |
11. Количество педагогических работников учреждения образования, принимающих участие в реализации проекта «Зелёные школы» |
6 |
12. Общая численность обучающихся в учреждении образования |
90 |
13. Количество обучающихся учреждении образования, принимающих участие в реализации проекта «Зеленые школы» |
Учащиеся 1-11 классов (90 учащихся) |
14. Каким образом реализуется проект «Зеленые школы» в учреждении образования |
Деятельность по реализации проекта осуществляется через работу школьного лесничества «Дубок», объединения по интересам «ЛЕСовичОК», проведение акций и воспитательных мероприятий экологической направленности, тематических недель, участие в экологических конкурсах. |
15. Сроки реализации проекта «Зелёные школы» в учреждении образования |
Сентябрь- май 2023/2024 учебного года |
16. количество заданий, выполненных по соответствующим направлениям проекта «Зелёные школы:
|
|
- Биоразнообразие
|
3 |
- Энергосбережение
|
1 |
- Водосбережение |
2 |
- Обращение с отходами
|
4 |
- Качество атмосферного воздуха
|
1 |
- Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом
|
2 |
Общее количество выполненных заданий |
13 |
17. На диплом какого уровня претендует учреждение образования
|
Подтверждение Диплома III степени |
Анализ ситуации
- Работа по проекту продолжена в 2023/2024 учебном году.
Перед началом работы по проекту были поставлены следующие цели и задачи:
Цель работы: развитие экологической культуры и формирование экологически грамотного поведения учащихся через вовлечение их, а также родителей, коллектива работников школы в природоохранную деятельность.
Задачи: проведение мероприятий по изучению и сохранению биоразнообразия, энергосбережению, водосбережению, обращению с отходами, изучению качества атмосферного воздуха; участие в республиканских, областных, районных и местных акциях экологической направленности.
- Как вы оцениваете результативность вашей деятельности, степень достижения поставленных задач по каждому направлению проекта? (уровень результативности: высокий, средний, низкий)
Уровень результативности - средний. Задачи, намеченные в начале реализации проекта, выполнены. Имеются достижения у учащихся и педагогов в экологических акциях и конкурсах на районном и областном уровнях.
- Как оценивались результаты, проводился контроль и мониторинг выполнения мероприятий по проекту «Зелёные школы»? (анкетирование учеников, родителей, жителей микрорайона, анализ экологической ситуации микрорайона и др.)
На протяжении учебного года осуществлялся постоянный контроль и мониторинг выполнения мероприятий по проекту «Зелѐные школы» руководителем проекта и администрацией учреждения образования. Регулярно осуществлялись консультации по возникающим вопросам при выполнении заданий.
- Каков ваш перспективный план действий? Что следует предпринять в новом учебном году?
Подтвердить статус «Зелёная школа», присвоенный учреждению образования в 2021 году. Продолжить работу в данном направлении. Разработать календарный план по реализации проекта «Зелѐные школы» на 2024/2025 учебный год. Вовлечь в активную деятельность большее количество педагогов и родителей.
Планируется проведение работы по всем направлениям проекта.
- Направление «Биоразнообразие»
Цели и задачи: Продолжить изучение видового разнообразия птиц на территории учреждения образования и территории, прилегающей к УО; закрепить знания учащихся о многообразии животного мира своей малой родины; вовлечь учащихся в активные формы работы по сохранению и приумножению природных богатств своего края.
В соответствии с ними в 2023/2024 учебном году реализованы следующие мероприятия (выполнены следующие задания):
№ |
Задание |
Даты выполнения |
Кол-во участников |
Целевые группы |
Ответственный педагоический работник |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания |
3. |
1.4 Изучить разнообразие птиц на территории учреждения образования, или территории природного окружения учреждения образования |
Февраль -май 2023г. |
29 |
Учащиеся 2,5-7 классов |
Чечун Е.М. |
Продолжены наблюдения за птицами на територии школьного парка. Участком наблюдения определены территория школьного парка и школьный двор, где ежегодно проводится зимняя подкормка птиц, а также постоянно обновляются и дополняются искусственные гнездовья (синичники и скворечники). В зимний и весенний периоды проведены наблюдения за птицами. Наблюдения проводились в дневное время учащимися объединения по интересам «ЛЕСовичОК» (5-7 классы) и учащимися начального звена. Создана картосхема территории УО, на которой обозначены места наблюдения птиц. Изображения наблюдаемых видов нанесены на картосхему учащимися. На сайте УО в разделе «Биоразнообразие» размещена информация о выполнении задания с фотоотчётом.
|
Учащиеся легко узнают по внешнему виду и различают по голосу виды птиц, обитающие на территории школьного двора и прилегающей к нему территории природного окружения. В ходе регулярных наблюдений определены места гнездования, произведён подсчёт заселённости искусственных гнездовий. Определены виды птиц, заселившие новые искусственные гнездовья: скворец, большая синица, лазоревка. Учащиеся определяют птиц в движении, в местах гнездования при помощи бинокля и атласа-определителя, узнают по издаваемым звукам. В апреле 2024г. учащаяся 7 класса Костюк Анастасия приняла участие в конкурсе «Фотобёрдинг – весна 2024» и стала одним из лауреатов областного этапа в номинации «Индивидуальный участник». В ходе дня соревнований участнице удалось сфотографировать 16 видов птиц на территории учреждения образования. Сформирован устойчивый интерес учащихся школы к изучению разнообразия птиц Беларуси. |
|
1.7 Изготовить и разместить на территории учреждения образования кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц
|
Декабрь 2023-февраль 2024г. |
50 учащихся |
Учащиеся 1-5 классов Члены объединения по интересам «ЛЕСовичОК» |
Чечун Е.М. |
Среди учащихся начального звена проведены мастер-классы по изготовлению кормушек и приготовлению различных видов корма для птиц. Подготовлены памятки по организации правильной подкормки зимующих птиц, проведены разъяснительные беседы. Изготовлены и размещены на школьной территории, а также на территории частных дворов кормушки для птиц, организована регулярная подкормка птиц. Велись постоянные наблюдения за птицами, прилетающими на кормушки, изучались повадки разных видов. Составлен отчёт о разнообразии птиц, прилетающих на кормушки. Отчёт размещён на сайте учреждения образования.
|
Регулярность подкормки птиц, ведение наблюдений за птицами, прилетающими на кормушки, обмен информацией о наблюдаемых видах учащимися на уроках «Человек и мир» и во внеклассной деятельности. Определение видов птиц учащимися по внешнему виду, по издаваемым звукам. |
3. |
1.8 Создать и разместить на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования искусственные гнездовья для птиц. |
Март 2024г. |
32 учащихся |
Учащиеся 1-9 классов |
Чечун Е.М., Гурин В.М. |
Проведена агитационная работа среди учащихся школы по подготовке к проведению акции «Встречаем пернатых друзей». Изготовлены искусственные гнездовья с родителями дома (учащиеся 2-4 классов), а также в учебной мастерской в шестой школьный день (учащиеся 5-9 классов) под руководством учителя технического труда Гурина В.М., учащимися 10 класса произведён ремонт трёх скворечников. Проведена акция «Встречаем пернатых друзей» в шестой школьный день (размещены искусственные гнездовья на территории школьного парка, а также по маршруту экологической тропы) Членами школьного лесничества «Дубок» оказана помощь в организации и проведении акции «Встречаем пернатых друзей» дошкольному лесничеству «Лесовичок», функционирующему на базе ГУО «Сошненский детский сад Пинского района». Составлен отчёт о количестве изготовленных искусственных гнездовий, их размещение отмечено на картосхеме территории УО. |
Активное включение в подготовку и проведение акции «Встречаем пернатых друзей» учащихся и родителей. Сотрудничество с администрацией Сошненского лесничества и родителями при подготовке стоительного материала (доски). Качественное изготовление и ремонт искусственных гнездовий. Заселённость искусственных гнездовий в течение весеннего периода. |
Список птиц, изученных в ходе выполнения задания 1.4
- Белый аист
- Вяхирь
- Вьюрок
- Горлица
- Грач
- Дятел
- Зяблик
- Жаворонок
- Сойка
- Сорока
- Скворец
- Лазоревка
- Большая синица
- Горихвостка
- Воробей полевой
- Мухоловка-чернушка
- Серая мухоловка
- Трясогузка
- Щегол
- Ласточка
- Направление «Энергосбережение»
Цель: приобщить обучающихся, работников школы к рациональному энергопотреблению в школе
Задачи:
- Продолжить выполнение мероприятий по сбережению электроэнергии в школе.
- Прививать ответственное отношение учащихся к потреблению электроэнергии в школе и дома.
В соответствии с ними реализованы следующие мероприятия (выполнены следующие задания):
№ |
Задание |
Даты выполнения |
Кол-во участников |
Целевые группы |
Ответственный педагоический работник |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания |
1. |
2.1 Провести изучение потребления электроэнергии в учреждении образования |
Сентябрь 2023г. – май 2024г. |
14 |
Учащиеся 9-10 классов |
Чечун А.В.
|
Проведён аудит использования электроэнергии в школе и в местах потребления на школьной территории. Определены основные приборы, потребляющие электроэнергию. Составлен отчёт по результатам потребления за 2023/2024 учебный год. |
В результате изучения потребления электроэнергии в школе подсчитано, что использование электроэнергии уменьшается более чем на 70% во время каникул. На каникулах дети посещают различные занятия в школе, на которых используются все перечисленные (кроме кухонных) электроприборы, но ученики не питаются в школьной столовой. Сделан вывод о том, что наиболее энергопотребляемая зона в учреждении образования - это школьная столовая.
|
- Направление «Водосбережение»
Цель: формирование у обучающихся активной социальной позиции по отношению к рациональному использованию водных ресурсов
Задачи:
-продолжить работу по рациональному использованию и экономии воды в учреждении образования;
-содействовать формированию привычки рационального использования воды.
В соответствии с ними реализованы следующие мероприятия (выполнены следующие задания):
№ |
Задание |
Даты выполнения |
Кол-во участников |
Целевые группы |
Ответственный педагоический работник |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания |
1. |
3.1 Провести изучение потребления воды в учреждении образования |
Март-май 2024г. |
17 |
Учащиеся 7-8 классов |
Шлома Л.С. Чечун А.В. |
Проведено изучение потребления воды в период сентябрь- май 2023/2024 учебного года в учреждении образования. На плане здания школы отмечены места расположения источников потребления воды. Составлена таблица потребления по месяцам. |
Подготовка плана здания с обозначенными источниками потребления воды . Разработка учащимися плана мероприятий по дальнейшей экономии воды в учреждении образования на будущий год. |
|
3.2 Провести анализ ситуации по эффективности использования воды в школе и составить план действий по её сбережению |
Май 2024г. |
48 |
Учащиеся 1-7 классов |
Шлома Л.С., Чечун Е.М., Чечун А.С. Костюк С.В. |
Проанализирована таблица потребления воды в УО в течение учебного года.Разработан план действий по рациональному использованию воды в школе на будущий год.Проведены внеклассные мероприятия по тематике «Сохраняем воду вместе»: экологическое занятие «Загрязнение воды. Способы защиты питьевой воды», информ-дайджест «Вода – жизнь, берегите её!», «Уроки Капитошки» для учащихся начального звена.Разработаны полезные советы по рациональному использованию воды в быту. |
Бережное отношение к использованию воды. Уменьшение количества расхода воды в учреждении образования. |
- Направление «Обращение с отходами»
Цель: Формирование экологически ориентированного поведения учащихся в обращении с отходами в школе и дома, знакомство со способами их переработки.
Задачи:
1.Провести изучение состава образующихся в школе отходов и проанализировать источники их образования. 2.Разработать план действий по раздельному сбору отходов в учреждении образования
- Продолжить работу по подготовке компоста из растительных остатков для дальнейшего использования на пришкольной территории.
- Провести агитационную работу по сбору макулатуры, стекла и пластика среди всех участников образовательного процесса.
№ |
Задание |
Даты выполнения |
Кол-во участников |
Целевые группы |
Ответственный педагоический работник |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания |
1. |
4.1 Провести изучение состава образующихся в учреждении образования отходов и проанализировать источники их образования. |
Октябрь 2023г. |
35 учащихся |
1-4, 7 кл. |
Шлома Л.С. |
С учащимися1-4 классов произведен анализ состояния отходов образующихся в школе за день. Составлен отчёт по результатам изучения с указанием состава отходов.
|
Участие учащихся в акциях «Сохрани дерево – сдай макулатуру» и «Пластиковый бум».
|
2. |
4.2 Разработать план действий по минимизации объёмов образования отходов в учреждении образования, раздельному сбору отходов |
Ноябрь 2023г. |
17 учащихся |
7,9 классы |
Чечун Е.М., Шлома Л.С. |
Разработан план действий по минимизации отходов на учебный год. План согласован с администрацией УО, доведён до сведения педагогов и сотрудников.
|
Активное участие в акциях по сбору вторсырья учащимися, педагогами и родителями.
|
3. |
4.3 Выполнить план действий по минимизации объёмов образования отходов в учреждении образования, раздельному сбору отходов. |
Ноябрь 2023г. –май 2024г. |
90 учащихся |
1-11 классы, педагоги УО |
Чечун Е.М., Шлома Л.С., Классные руководители |
В УО разработан и реализован проект «Поможем планете остаться зелёной». Информация о реализации проекта размещена на сайте школы в разделе «Обращение с отходами». В классах размещены памятки по раздельному сбору отходов. Проведены тематические классные часы о загрязнении окружающей среды и экологических проблемах нашей планеты: экологическое ассорти "Берегите свою планету, другой такой во Вселенной нету», информационные часы «Планета просит помощи», «Берегите планету Земля», экологическая игра «Сберечь Земли очарованье». |
Выполнение плана по минимизации отходов в УО. Организация раздельного сбора макулатуры и пластика (в классах установлены коробки для бумажных отходов и пластика). Активное участие в реализации проекта «Поможем планете остаться зелёной» (экологической акции по вопросам раздельного сбора отходов) учащихся 1-11 классов. |
|
4.4 Создать на школьной территории приспособление для компостирования органических отходов (листья, сорняки и т.д.) |
Сентябрь-ноябрь 2023г, март-май 2024г. |
40 учащихся |
учащиеся 5-10 классов
|
Гурин В.М. Чечун Е.М. |
На территории учреждения образования выбрано место и установлен ящик для компостирования растительных отходов. Подготовленный ранее компост внесен под перекопку на цветочные клумбы. В осенний период учащимися 7-10 классов произведена закладка органических отходов (в виде опавшей листвы, растительных остатков) для компостирования. В весенний период заложена зелёная масса из сорняков и скошенной травы. На территории УО выбрано место и подготовлена площадка для компостирования органических отходов. Фотографии и описание приспособления для компостирования размещены на сайте учреждения образования. |
Уборка школьной территории от опавшей листвы. Уборка сорной растительности на клумбах. Улучшение состава грунта при весенней подготовке цветочных клумб. Повышение компетентности педагогов и учащихся по направлению переработки отходов. |
Направление «Качество атмосферного воздуха»
Цель: Привлечь учащихся к изучению проблем ухудшения качества атмосферного воздуха; организовать практическую деятельность по изучению качества атмосферного воздуха на территории учреждения образования
В соответствии с ними реализованы следующие мероприятия (выполнены следующие задания):
№ |
Задание |
Даты выполнения |
Кол-во участников |
Целевые группы |
Ответственный педагоический работник |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания |
1. |
5.1 Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования
|
Апрель-май 2024 г.
|
15 |
Учащиеся 9-10 классов
|
Шлома Л.С. |
Выбрано три локации для исследований на территории УО. Проведена оценка качества атмосферного воздуха методом лихеноиндикации на территории школьного двора и парка. Определены причины загрязнения атмосферного воздуха. Составлен отчёт по результатам изучения степени загрязнения атмосферного воздуха на территории УО. Отчёт с фотографиями размещён на сайте УО.
|
Определили общее количество лишайников, в том числе накипных, листовых и кустистых на выбранных лакациях. Результат представлен на сайте школы. Подготовлены памятки для жителей по сохранению чистоты воздуха на территории населённого пункта. Памятки размещены в группах для детей и родителей. |
6.Направление «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом»
Цель: Вовлечь и родителей и учащихся в активные формы работы по сохранению и приумножению природных ресурсов и окружающей среды.
Задачи:
- Организовать экологические акции по сохранению и приумножению лесов.
- Вовлечь родителей в практическую деятельность по сохранению природного окружения своей малой родины.
В соответствии с ними реализованы следующие мероприятия (выполнены следующие задания):
№ |
Задание |
Даты выполнения |
Кол-во участников |
Целевые группы |
Ответственный педагоический работник |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания |
1. |
6.3 Подготовить, организовать и провести информационные экологические мероприятия для местного населения: Подготовить, организовать и провести информационные экологические мероприятия для местного населения: выступления перед общественностью |
Октябрь 2023г. |
10 |
Учащиеся школьного лесничества «Дубок», педагоги, воспитанники д/сада, родители |
Чечун Е.М. |
Разработана и подготовлена совместно с членами школьного лесничества «Дубок», воспитателем и воспитанниками Сошненского д/сада праздничная программа открытия дошкольного лесничества. При участии представителей ГЛХУ «Пинский лесхоз», Сошненского лесничества проведено торжественное мероприятие, посвящённое открытию дошкольного лесничества «Лесовичёк». Информация и фотоотчёт о проведении мероприятия размещены на сайте учреждения образования. Ход мероприятия освещён в СМИ (газете «Пинский вестник» от 20 октября 2023г., статья «Лесовичок прописался в Сошно»)и посредством электронного месенджера Instagram. |
Повышение уровня знаний и экологической культуры у дошкольников. |
2. |
6.4 Провести практические экологические акции с привлечением местного населения и осветить их в СМИ |
Март 2024г.
Апрель 2024г. |
50
30 |
Учащиеся 1-5 классов, члены школьного лесничества «Дубок», члены дошкольного лесничества «Лесовичок», родители.
Учащиеся 7-11 классов
|
Чечун Е.М.
Гурин В.М. |
Проведена акция «Встречаем пернатых друзей», в ходе которой были изготовлены и развешены на территории школьного парка и территории д/сада искусственные гнездовья (скворечники и синичники).
Информация о ходе акции размещена на сайте школы.
Участие в республиканской акции «Аднавім лясы разам», посвящённой году качества.
|
Количество изготовленных совместно с родителями скворечников и синичников (9 шт.).
Количество высаженных саженцев сосны и берёзы на территории лесных угодий Сошненского лесничества ( 9,1 тыс. штук) |