Отчёт по проекту «Зелёные школы» за 2022/2023 учебный год
1. Полное официальное название учреждения образования |
ГУО «Сошненская средняя школа» Пинского района |
2. Ф.И.О. руководителя учреждения образования |
Хандрико Светлана Васильевна |
3. Почтовый адрес учреждения образования
|
Ул. Полесская-9, агр. Сошно , Пинский р-он, Брестская обл. |
4. Телефон (с кодом) |
(80165) 63-49-20 |
5. Факс (с кодом) |
- |
6. Адрес электронной почты, сайт учреждения образования |
soshno@roo-pinsk.gov.by soshno.roo-pinsk.gov.by |
7. Ф.И.О. педагогического работника, отвечающего в учреждении образования за работу по проекту «Зелёные школы» |
Чечун Елена Михайловна |
8. Контактный телефон педагогического работника, отвечающего в учреждении образования за работу по проекту «Зелёные школы» |
(37529) 3486017 |
9. Адрес электронной почты педагогического работника, отвечающего в учреждении образования за работу по проекту «Зелёные школы» |
Elena.chechun73@mail.ru |
10. Общая численность педагогических работников учреждения образования |
17 |
11. Количество педагогических работников учреждения образования, принимающих участие в реализации проекта «Зелёные школы» |
6 |
12. Общая численность обучающихся в учреждении образования |
89 |
13. Количество обучающихся учреждении образования, принимающих участие в реализации проекта «Зеленые школы» |
Учащиеся 1-11 классов (89 учащихся) |
14. Каким образом реализуется проект «Зеленые школы» в учреждении образования |
Деятельность по реализации проекта осуществляется через работу школьного лесничества «Дубок», объединения по интересам «ЛЕСовичОК», проведение акций и воспитательных мероприятий экологической направленности, тематических недель, участию в экологических конкурсах. |
15. Сроки реализации проекта «Зелёные школы» в учреждении образования |
Сентябрь- май 2022-2023 учебного года |
16. количество заданий, выполненных по соответствующим направлениям проекта «Зелёные школы:
|
|
- Биоразнообразие
|
3 |
- Энергосбережение
|
1 |
- Водосбережение |
1 |
- Обращение с отходами
|
2 |
- Качество атмосферного воздуха
|
2 |
- Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом
|
1 |
Общее количество выполненных заданий |
10 |
17. На диплом какого уровня претендует учреждение образования
|
Имеет Диплом III степени |
Анализ ситуации
- Работа по проекту была продолжена в текущем учебном году.
Перед началом работы по проекту были поставлены следующие цели и задачи:
Цель работы: развитие экологической культуры и формирование экологически грамотного поведения учащихся через вовлечение их, а также родителей, коллектива работников школы в природоохранную деятельность.
Задачи: проведение мероприятий по изучению и сохранению биоразнообразия, энергосбережению, водосбережению, изучению качества атмосферного воздуха, обращению с отходами; участие в республиканских, областных, районных и местных акциях.
- Как вы оцениваете результативность вашей деятельности, степень достижения поставленных задач по каждому направлению проекта? (уровень результативности: высокий, средний, низкий)
Уровень результативности - средний. Задачи, намеченные в начале реализации проекта, в основном выполнены. Имеются достижения у учащихся и педагогов в экологических акциях и конкурсах на районном и областном уровнях.
- Как оценивались результаты, проводился контроль и мониторинг выполнения мероприятий по проекту «Зелёные школы»? (анкетирование учеников, родителей, жителей микрорайона, анализ экологической ситуации микрорайона и др.)
На протяжении учебного года осуществлялся постоянный контроль и мониторинг выполнения мероприятий по проекту «Зелѐные школы» руководителем проекта и администрацией учреждения образования. Регулярно осуществлялись консультации по возникающим вопросам при выполнении заданий.
- Каков ваш перспективный план действий? Что следует предпринять в новом учебном году?
Продолжить работу в данном направлении. Разработать календарный план по реализации проекта «Зелѐные школы» на 2023/2024 учебный год для подтверждения диплома. Вовлечь в активную деятельность большее количество педагогов и родителей. Работа будет проводиться по всем направлениям с выполнением большего количества заданий.
Выполнение заданий
- Направление «Биоразнообразие»
Цели и задачи: Продолжить изучение видового разнообразия растений и птиц на территории учреждения образования и территории, прилегающей к УО; закрепить знания учащихся о многообразии растительного и животного мира своей малой родины; вовлечь учащихся в активные формы работы по сохранению и приумножению природных богатств своего края.
В соответствии с ними в 2022/2023 учебном году реализованы следующие мероприятия (выполнены следующие задания):
№ |
Задание |
Даты выполнения |
Кол-во участников |
Целевые группы |
Ответственный педагоический работник |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания |
1. |
1.3 Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования |
Октябрь 2022г.
Май-июнь 2023г. |
6
24 |
Учащиеся начального звена
Учащиеся 4-6 классов |
Чечун Е.М.
Чечун Е.М. |
Проведена экологическая прогулка с учащимися 1 класса с целью ознакомления с видовым разнообразием деревьев и кустарников на территории, прилегающей к школе, способами размножения деревьев в природе.
С учащимися 4-6 классов проведена экологическая прогулка по территории, прилегающей к школе с целью ознакомления с видовым разнообразием аборигенных видов растений и проведения фенологических наблюдений за растительным и животным миром. По итогам наблюдений составлен список наблюдаемых растений, а также представителей животного мира.
Проведены наблюдения за сезонными изменениями |
Соответствие цели данного направления, повышение уровня знаний учащихся о природе своей местности; закрепление знаний о видовом разнообразии растений, их отличительных качествах.
Составлен список деревьев и кустарников, произрастающих в дикой природе на территории, прилегающей к школе. Учащиеся школы без труда определяют все виды деревьев и кустарников, узнают по описанию, по листьям, по коре, по плодам.
|
2. |
1.7 Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц
|
декабрь-март 2022-2023 г. |
45 учащихся |
Учащиеся 1-4 классов Члены объединения по интересам «ЛЕСовичОК» |
Чечун Е.М. |
Среди учащихся начального звена проведены мастер-классы по изготовлению кормушек и приготовлению различных видов корма для птиц. Подготовлены памятки по организации правильной подкормки зимующих птиц, проведены разъяснительные беседы. Изготовлены и размещены на школьной территории, а также на территории частных дворов кормушки для птиц, организована регулярная подкормка птиц. Велись постоянные наблюдения за птицами, прилетающими на кормушки, изучались повадки разных видов. В фойе школы оформлена фото-выставка «Птицы на кормушке».
|
Регулярность подкормки птиц, ведение наблюдений за птицами, прилетающими на кормушки, участие школьников в оформлении и пополнении фотовыставки «Птицы на кормушке». |
3. |
1.4 Изучить разнообразие птиц на территории учреждения образования, или территории природного окружения учреждения образования |
Февраль -май 2023г. |
12 |
Учащиеся 5-7 классов |
Чечун Е.М. |
Продолжены наблюдения за птицами на територии школьного парка. Участком наблюдения определены территория школьного парка и школьный двор, где ежегодно проводится зимняя подкормка птиц, а также постоянно обновляются и дополняются искусственные гнездовья (синичники и скворечники). В зимний и весенний периоды проведены наблюдения за птицами. Наблюдения проводились в дневное время учащимися объединения по интересам «ЛЕСовичОК» и учащимися начального звена.
|
Учащиеся легко узнают по внешнему виду и различают по голосу виды птиц, обитающие на территории школьного двора и прилегающей к нему территории природного окружения. В ходе регулярных наблюдений определены места гнездования, произведён подсчёт заселённости искусственных гнездовий. Определены виды птиц, заселившие новые искусственные гнездовья: скворец, большая синица, лазоревка. Учащиеся определяют птиц в полёте при помощи бинокля и узнают по издаваемым звукам. Сформирован устойчивый интерес к изучению разнообразия птиц Беларуси. |
Список растений и представителей животного мира, изученных в ходе выполнения задания 1.3
- Сосна обыкновенная
- Ель европейская
- Берёза повислая
- Осина дрожащая
- Дуб черещатый
- Липа сердцелистная
- Клён ясенелистныйклён плантановидный, или остролистный
- Крушина ломкая
- Лещина обыкновенная
- Ольха серая
- Рябина обыкновенная
- Черёмуха обыкновенная
- Яблоня лесная
- Можжевельник обыкновенный
- Шиповник майский
- Ёж обыкновенный
- Ящерица прыткая
Список птиц, изученных в ходе выполнения задания 1.4
- Белый аист
- Сойка
- Скворец
- Лазоревка
- Большая синица
- Зеленушка
- Чёрный дрозд
- Воробей
- Кукушка
- Горлица
- Горихвостка
- Стриж
- Полевой жаворонок
- Пёстрый дятел
- Малый дятел
- Направление «Энергосбережение»
Цель: приобщить обучающихся, работников школы к рациональному энергопотреблению в школе
Задачи:
- Продолжить выполнение плана мероприятий по сбережению электроэнергии в школе.
В соответствии с ними реализованы следующие мероприятия (выполнены следующие задания):
№ |
Задание |
Даты выполнения |
Кол-во участников |
Целевые группы |
Ответственный педагоический работник |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания |
1. |
2.3 Провести анализ ситуации по эффективности использования электроэнергии в учреждении образования |
Декабрь 2022г- февраль- 2023г. |
11 |
Учащиеся 8-9классов |
Чечун А.В., Кнюх Ж.М. |
Проведён аудит использования электроэнергии. Создана рабочая группа учащихся, которая провела изучение основных приборов, потребляющих электроэнергию, места потребления электроэнергии, режим работы приборов. Размещение в фойе школы на стенде информационных листовок об энергосбережении. Участие в конкурсе «Энергомарафон-2022» : представлены на конкурс плакат по энергосбережению и информационная листовка. Выступление перед учащимися «Как сберечь энергию в школе и дома». Создание коллажа «Её Величество – Электричество» (2 класс). Проведение информ-дайджеста «Сохраняем энергию и ресурсы – сохраняем климат» (5 класс) |
Ведение дежурства энергопатруля в классах. Рациональное и бережное использование электроэнергии в школе. В результате изучения потребления электроэнергии в школе подсчитано, что использование электроэнергии уменьшается более чем на 70% во время каникул. На каникулах дети посещают различные занятия в школе, на которых используются все перечисленные (кроме кухонных) электроприборы, но ученики не питаются в школьной столовой. Сделан вывод о том, что наиболее энергопотребляемая зона в учреждении образования - это школьная столовая.
|
- Направление «Водосбережение»
Цель: формирование у обучающихся активной социальной позиции по отношению к рациональному использованию водных ресурсов
Задачи:
-продолжать работу по рациональному использованию и экономии воды в учреждении образования;
-содействовать формированию привычки рационально использовать воду в школе и дома.
В соответствии с ними реализованы следующие мероприятия (выполнены следующие задания):
№ |
Задание |
Даты выполнения |
Кол-во участников |
Целевые группы |
Ответственный педагоический работник |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания |
1. |
3.2 Провести анализ ситуации по эффективности использования воды в школе и составить план действий по её сбережению |
Март –апрель 2023 года |
48 |
Учащиеся 1-6 классов |
Шлома Л.С., Чечун Е.М., Чечун А.С. |
Составлен план действий по рациональному использованию воды в школе. Проведены внеклассные мероприятия по водосбережению «Откуда к нам пришла вода» (1 класс), практикум «Уроки Берегоши» (2 класс); разработаны полезные советы по экономии воды в быту (6 класс).
|
Бережное отношение к использованию воды. Уменьшение количества расхода воды в учреждении образования |
- Направление «Обращение с отходами»
Цель: Формирование экологически ориентированного поведения учащихся в обращении с отходами в школе и дома, способами их переработки.
Задачи:
1.Провести изучение состава образующихся в школе отходов и проанализировать источники их образования. 2.Разработать план действий по раздельному сбору отходов в учреждении образования
- Продолжить работу по подготовке компоста из растительных остатков для дальнейшего использования на пришкольной территории.
- Провести агитационную работу по сбору макулатуры, стекла и пластика.
№ |
Задание |
Даты выполнения |
Кол-во участников |
Целевые группы |
Ответственный педагоический работник |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания |
1. |
4.4 Создать на школьной территории приспособление для компостирования органических отходов |
Сентябрь-ноябрь 2022г, май 2023г. |
40 учащихся |
учащиеся 5-9 классов
|
Гурин В.М. Шлома Л.С. |
На территории учреждения образования выбрано место и установлен ящик для компостирования растительных отходов. Подготовленный ранее компост внесен под перекопку на цветочные клумбы. В осенний период учащимися 7-9 классов произведена закладка органических отходов (в виде опавшей листвы) для компостирования. В весенний период заложена зелёная масса из сорняков и скошенной травы. |
Уборка школьной территории от опавшей листвы. Уборка сорной растительности на клумбах. Улучшение состава грунта при весенней подготовке цветочных клумб. |
2. |
4.1 Провести изучение состава образующихся в учреждении образования отходов и проанализировать источники их образования. |
Январь-май 2023г. |
35 учащихся |
1-4 кл. |
Шлома Л.С. |
С учащимися1-4 классов произведен анализ состояния отходов образующихся в школе за день. Составлен отчёт по результатам изучения с указанием состава отходов. В классах размещены памятки по раздельному сбору отходов. Проведены тематические классные часы о загрязнении окружающей среды и экологических проблемах нашей планеты. |
Участие учащихся в акциях «Сохрани дерево – сдай макулатуру» и «Отходам – вторая жизнь». По итогам акций в течение 2022/2023 учебного года было собрано 800 кг. макулатуры, 180 кг. пластика и 600 кг. стекла. |
- Направление «Качество атмосферного воздуха»
Цель: Привлечь учащихся к изучению проблем ухудшения качества атмосферного воздуха; организовать практическую деятельность по изучению качества атмосферного воздуха на территории учреждения образования
В соответствии с ними реализованы следующие мероприятия (выполнены следующие задания):
№ |
Задание |
Даты выполнения |
Кол-во участников |
Целевые группы |
Ответственный педагоический работник |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания |
1. |
5.2 Определить степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков в микрорайоне учреждения образования |
декабрь – 2022 года |
19 |
Учащиеся 7-8 классов |
Шлома Л.С. |
Проведены исследовательские опыты, составлен отчет о степени загрязнения атмосферного воздуха посредством изучения снежного покрова, который размещен на сайте учреждения образования, а также предоставлен фотоотчет о проведенных мероприятиях.
|
Практические опыты, сравнительные результаты, фотоотчёт о проделанной работе, выступление перед учащимися школы. Проведение дополнительных опытов по инициативе учащихся с целью изучения запылённости воздуха в зимний период.
|
2. |
5.1 Изучение степени загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования
|
май 2023 г.
|
19 |
учащиеся классов
|
|
Проведена оценка качества атмосферного воздуха методом лихеноиндикации на территории школьного парка.
Проведена оценка качества атмосферного воздуха методом изучения состояния хвои сосны обыкновенной на территории, прилегающей к школе.
|
Определили общее количество лишайников, в том числе: накипных, листовых и кустистых. Результат представлен на сайте школы. Подготовлены памятки для жителей по сохранению чистоты воздуха на территории населённого пункта. Памятки размещены в группах для детей и родителей. |
6.Направление «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом»
Цель: Вовлечь и родителей и учащихся в активные формы работы по сохранению и приумножению природных ресурсов и окружающей среды.
Задачи:
- Организовать экологические акции по сохранению и приумножению лесов.
- Вовлечь родителей в практическую деятельность по сохранению природного окружения.
В соответствии с ними реализованы следующие мероприятия (выполнены следующие задания):
№ |
Задание |
Даты выполнения |
Кол-во участников |
Целевые группы |
Ответственный педагоический работник |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания |
1. |
6.4 Провести практические экологические акции с привлечением местного населения и осветить их в СМИ |
март 2023г.
апрель 2023г. |
27
15 |
Учащиеся 1-5 классов, родители. |
Чечун Е.М. |
Проведена акция «Встречаем пернатых друзей, приуроченная к Международному Дню птиц, в ходе которой были изготовлены и развешены на территории школьного парка искусственные гнездовья.
Участие в «Неделе леса».
|
Количество изготовленных совместно с родителями скворечников и синичников ( 7 шт.). Информация о ходе акции размещена на сайте школы и в разделе «Новости Пинского района» газеты «Полесская правда» от 19 марта 2023г. Фотоотчёт размещён на сайте школы.
Посадка саженцев сосны и берёзы на территории лесных угодий Сошненского лесничества ( 2.1 га) |