Труд красит человека

Цели: 1) Содействовать пониманию важности труда в жизни человека. 2)  Способствовать воспитанию трудолюбия. 3) Формулировать убеждение о значимости труда

План занятия:

1.     Организационная часть.

1.1.                    Труд красит человека.

2.     Основная часть.

2.1.                    Стихотворение «Лежебока».

2.2.                    Творческая работа.

2.3.                    Кроссворды «Лентяй» и «Труд».

2.4.                    Просмотр видеоролика «О лени».

2.5.                    Мини – лекция «Значение труда в жизни человека».

2.6.                    Дидактическая игра «Хочу, могу, надо».

2.7.                    Остров «Ленивый».

2.8.                    Стихотворение «Сережа».

2.9.                    Анализ иллюстраций.

2.10.               Чтение и анализ пословиц.

3.     Заключительная часть.

Ход занятия

1.     Организационная часть

1.1.         Труд красит человека.

- Тема нашего классного часа «Труд красит человека». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа, который называется «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ и ответьте на вопрос: почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро?

Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел на работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

-Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

-От труда, мой милый, - отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)

Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)

Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах?(Труженика и лентяя.)

Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?

-Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа.

2. Основная часть

2.1. Стихотворение «Лежебока»

-А теперь послушайте стихотворение Э. Мошковской «Лежебока» и скажите, кого называют лежебокой?

Горько живет

Лежебока –

Кровать Лежебоке

Высока.

Полы от кровати

Далёко.

Слезать Лежебоке -

Морока!..

Вот и лежит

Лежебока.

Спит Лежебока

Без срока.

Уж отлежал

Оба бока...

Спит и вздыхает

Глубоко:

- Кабы еще бы

Два бока!..

- Какого человека называют лежебокой? (ответы детей)

- Как вы думаете, почему человек ленится? (ответы детей)

- Какое слово противоположно по значению слову «ленивый»? (ответы детей)

- Кому лучше живется на свете - ленивому или трудолюбивому человеку? Почему? (ответы детей)

-Действительно, трудолюбивый человек получает радость от самого процесса работы и от его результатов. Его жизнь нельзя назвать скучной и однообразной - он всегда найдет себе интересное занятие. Трудолюбивый человек рано или поздно достигает успеха в любом деле, пользуется уважением коллег и товарищей. В то время как ленивый бесцельно растрачивает свое время, проводит дни в бесплодных мечтаниях.

2.2. Творческая работа.

-Можно ли избавиться от лени? И если можно, то как? Придумайте советы для того. Чтобы перебороть лень.

(Работа индивидуальна. Приветствуются любые реальные и фантастические рецепты.)

2.3. Кроссворд «Лентяй». 

-Давайте мы с вами сейчас разгадаем кроссворд «Лентяй»

Кроссворд «Лентяй».

Вопросы:

1)      Какую оценку получит лентяй, который не сделал домашнее задание?

2)      Человек, нежелающий трудиться.

3)      Человек, который все время сидит без дела.

4)      Отсутствие дела. Этим страдают бездельники.

5)      Отсутствие желания работать.

6)      Сказочный герой, который ездил на печи.

7)      Школьное место, на котором спят лентяи.

8)      Любимое состояние лентяя.

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

л

е

н

ь

 

 

 

7

 

 

 

 

 

з

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

д

 

 

 

2

 

о

 

 

 

3

б

е

з

д

е

л

ь

н

и

к

 

 

 

л

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

ь

 

 

 

н

 

 

 

 

6

е

м

е

л

я

 

т

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

 

п

 

 

 

 

 

1

д

в

о

й

к

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

-А теперь разгадаем кроссворд «Труд».

Вопросы:

1)      То, что вы получаете в школе.

2)      Процесс получения знаний, ваш главный труд.

3)      Усердие, то, с чем вы должны учиться.

4)      Содействие, поддержка. Бывает скорая от медиков.

5)      это деятельность человека, усилие.

6)      Любовь к труду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

т

р

у

д

о

л

ю

б

и

е

 

 

5

 

 

 

 

ч

 

щ

 

 

 

 

 

3

с

т

а

р

а

т

е

л

ь

н

о

с

т

ь

 

 

р

 

 

 

 

б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у

 

1

з

н

а

н

и

я

 

 

 

 

 

 

д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Просмотр видеоролика «О лени».

- А теперь мы просмотри мультфильм. Смотрите внимательно и ответьте на вопрос: Почему на Потапа напала лень?

-Почему на Потапа напала лень?

-Что делали медведь, цыпленок и пингвин, когда Потап работал?

- Как шло расследование медведя?

-Когда на Потапа напала лень?

2.5.Дидактическая игра «Хочу, могу, надо».

-Нельзя отдать предпочтение ни желаниям, ни возможностям, ни обязанностям перед собой, людьми и обществом. Надо только правильно соотносить понятия «хочу», «могу» и «надо. Как вы думаете, что такое «хочу», «могу» и «надо»?

- хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

- могу - это все, что мне по силам, по способностям;

- надо - это все, что нужно для общества, страны.

-Благодаря правильному управлению тремя волшебными словами «хочу», «могу» и «надо» можно успешно достигать своих целей. Вы согласны со мной? (Ответы детей).

- Но даже в этом случае может мешать лень. Вашим главным трудом сейчас является учеба. Вы должны хорошо учиться. Вы должны выполнять домашнее задание. Я хочу подарить памятку, в которой есть рекомендации, как выполнять домашнее задание. Старайтесь их придерживаться, и тогда у вас не будет возможности проявлять свою лень.

Памятка «Как выполнять домашнее задание»

1. Проветри свою комнату до начала выполнения домашнего задания.

2. Выполняй задания в одно и то же время.

3. Просмотри записи в дневнике. Определи, какие задания ты должен выполнить на следующий день.

4. Приготовь все принадлежности, которые необходимы тебе для выполнения домашних заданий.

5. Подумай, какое задание ты будешь выполнять первым. Начни с самого трудного, более лёгким заверши свою работу.

6. Отмечай карандашом в своём школьном дневнике выполненное задание.

7. Делай 10-минутный перерыв между каждым выполненным заданием.

8. После подготовки уроков сложи книги и тетради в свой портфель. Проверь, всё ли ты положил.

Физкультминутка.

Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.

2.6. Мини – лекция «Значение труда в жизни человека».

-Дети, а как вы думаете, кто такой бездельник? (ответы детей) А для чего нужно трудиться? Некоторым лентяям вовсе не скучно жить, возможно, они даже не знают о том, что ленивы. Послушайте высказывание знаменитого русского учёного, академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Бездельничанье вовсе не состоит в том, что человек сидит без дела, сложа руки в буквальном смысле. Нет, бездельник вечно занят, пустословит по телефону, иногда часами ходит в гости, сидит у телевизора и смотрит всё подряд, долго спит, придумывает себе разные дела. Вообще, бездельник всегда очень занят».

- Полезно ли такое времяпровождение?

- Будут ли ценить такого человека? Ставить кому – то в пример?

- К чему приводит такая бесцельная жизнь?

2.7. Остров «Ленивый».

(На доску вывешивается карта острова)

- Ребята, посмотрите, у нас появилась карта. Что за остров на ней изображен? (Ответ детей. Читают с карты)

- Как вы думаете, как называется столица страны, которая находится на этом острове?   (Лень).

-Как на этом острове живут люди? (Ничем не занимаются, ничего не делают).  Какие они – люди, населяющие о. Ленивый?   (Ленивые).

- Долго ли сможет просуществовать такой остров?

- Хочется ли вам попасть туда? Почему?     

2.8. Стихотворение «Сережа».

-Можно ли считать Сережу жителем острова «Ленивый»?

Сережа взял свою тетрадь

Решил учить уроки:

Озера начал повторять

И горы на востоке.

Но тут как раз пришел монтер,

Сережа начал разговор

О пробках,  о проводке

Через минуту знал монтер,

Как нужно прыгать с лодки,

И что Сереже десять лет

 И что в душе он летчик.

      Сережа взял свою тетрадь,

      Решил учить уроки:

      Озера начал повторять

      И горы на востоке

      Но вдруг увидел он в окно,

      Что двор сухой и чистый,

       Что дождик кончился давно

      И вышли футболисты.

      Он отложил свою тетрадь,

      Озера могут подождать.

       Он был, конечно, вратарем,

      Пришел домой не скоро,

      Часам примерно к четырем

      Он вспомнил про озера,

       Он взял опять свою тетрадь,

       Решил учить уроки:

       Озера начал повторять

       И горы на востоке.

       Но тут Алеша, младший брат,

       Сломал Сережин самокат,

       Пришлось чинить два колеса

       На этом самокате.

       Он с ним возился полчаса,

       И покатился кстати

       Но вот Сережина тетрадь

       В десятый раз открыта.

       Как много стали задавать!

       Вдруг он сказал сердито.

       Сижу над книжкой до сих пор

       И все не выучил озер

 

Вопросы учащимся:

-Трудно ли жить Сереже?

-Как помочь Сереже и можно ли ему помочь?

2.9. Анализ иллюстраций.

-Каким вы представляете прилежного, старательного человека? Опишите его. 

Картинка 1.

 -Что делают дети на этой картинке?

-Полезно ли то, что они делают? Чем?

Картинка 2.

-Что это за персонаж? Может вы знаете из какой он сказки?

-Каким был Емеля?

-Хотите ли вы быть такими же, как и Емеля? Почему?

Картинка 3.

-Что делают дети на это картинке?

-Полезен ли их труд?

Картинка 4.

-Что делает этот человек?

-Можно ли вести себя так на работе?

-Правильно ли он поступает? Почему?

2.10. Чтение и анализ пословиц.

-Как вы понимаете их смысл?

  • Каков мастер, такова и работа. (Если мастер добросовестно выполняет свою работу, то у него все получается хорошо).
  • Кто не работает, тот не ест. (Для того, чтобы что-то получить, нужно работать. А кто не работает, тот ничего не получает).
  • Что посеешь, то и пожнешь. (То есть, то, что ты сделаешь, то в итоге и получишь).
  • Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. (Для того, чтобы что-то получить, нужно приложить усилия). -Чему нас учат эти пословицы?(ответы детей)
  1. Заключительная часть.

- Как же преодолеть лень? Как с ней бороться? (Ответы детей.)

- Кто считает себя ленивым?

- Какой для вас главный труд?

 

Ещё в этом разделе