Формы изучения и обобщения педагогического опыта

Формы изучения и обобщения педагогического опыта

 

Каждая форма работы по изучению и обобщению педагоги­ческого опыта предлагает использование самых разнообраз­ных методов.

 

  1. Открытые занятия по различным темам и вопросам учеб­но-воспитательной работы.

Это распространенная форма изу­чения и обобщения опыта, широко используется во всех шко­лах. Посещая открытые занятия опытных педагогов, их кол­леги и руководители школы коллективно обсуждают эти занятия, отмечают действительно передовые направления, вы­являют условия, при которых опыт одного педагога становит­ся передовым и может стать достоянием других.

  1. Педагогические советы, производственные собрания, со­вещания по проблемам педагогики.

Перед их проведением ве­дется большая подготовительная работа:

- посещаются и анали­зируются учебно-воспитательные занятия разных педагогов,

- изучается литература,

- подготавливается выставка, отражаю­щая педагогический опыт,

- готовятся основные доклады и со­доклады.

На совете, собрании, совещании коллективно обсуж­даются поднятые в докладе вопросы, обращается внимание на выявление тех факторов и условий, которые обеспечили ус­пех в работе отдельных педагогов, групп и целых коллекти­вов; после обсуждения вопроса выносятся рекомендации по использованию передового опыта.

  1. Научно-методическая и научно-практическая конферен­ции.

Одна из наиболее удачных форм изучения и обобщения передового опыта. В соответствии с темой конференции учи­теля изучают литературу и осмысливают собственный опыт, а также опыт коллег. Так, по общей теме конференции «Вос­питание у учащихся любви к труду» докладчики могут рас­сказать о своем опыте на занятиях по разным учебным пред­метам или в различных видах внеучебной деятельности уча­щихся.

  1. Педагогическая выставка.

Отражает передовой опыт, на­пример дидактический материал, способствующий активи­зации учебного процесса, различные схемы и материалы о межпредметных связях, образцы планов, конспектов и мето­дических разработок по разным вопросам учебно-воспитатель­ной работы и т.п. Педагогическая выставка организуется так же, как составная часть форм изучения и обобщения опыта (конференций, совещаний и т.д.).

  1. Педагогические чтения.

Предполагают анализ, осмысле­ние и обобщение учителем своего опыта. Сначала он выступа­ет с докладом на методической секции, объединении или на педсовете, производственном совещании. Затем проводятся педагогические чтения, лучшие доклады выдвигаются на ок­ружные чтения, рекомендуются для опубликования в журна­лах, сборниках статей и т.д.

  1. Диспуты и дискуссии по актуальным проблемам учебно-воспитательной работы.

Организуются как в устной, так ив печатной форме. В педагогических коллективах об­суждаются актуальные спорные педагогические проблемы. Мнения, высказываемые разными учителями, дополняют друг друга или оказываются совершенно противоположны­ми. Каждый участник спора стремится аргументировать свою позицию или опровергнуть мнение спорящей стороны фактами из собственной практики, материалами передового опыта.

7.Педагогические экскурсии.

Проводятся с целью изучения реализации передового опыта. На экскурсии наглядно видны в условиях практики передовые методы, приемы и организа­ция учебно-воспитательной работы педагога-мастера.

  1. Семинарские занятия по проблемам педагогики.

Тема се­минара определяется на год или несколько лет. При изуче­нии общей темы, например «Активизация учебного процес­са», рассматриваются более частные вопросы, такие как ком­поненты учебного процесса; субъект и объект в учебном процессе и их взаимодействие; активность учащегося как одно из условий его успешного обучения; приемы активиза­ции школьников на уроке. Изучается теоретический и мето­дический литературный материал, анализируется личный опыт педагогов — участников семинара, делаются обобще­ния.

  1. Практикумы по разработке методики изучения и обобще­ния педагогического опыта.

Если в школе есть группа учите­лей-энтузиастов, занимающихся изучением опыта, то оправ­дано проведение практикума: на его занятиях обсуждаютсятакие вопросы, как составление списка литературы по опре­деленным темам, подготовка плана изучения опыта, методы изучения и выбор их по конкретным темам, способы наблюде­ния и фиксация опыта, количественный анализ и качествен­ная интерпретация полученных материалов, обобщение всего материала.

  1. Педагогические консультации.

Бывают устные и письмен­ные. В работе ищущего педагога-новатора возникают вопро­сы, затруднения и иногда сомнения. Педагогическая консуль­тация проводится опытными учителями для начинающих, малоопытных преподавателей.

  1. Защита авторских проектов и разработок.

Если педагоги заинтересованы в коллективном поиске решений проблем, значит в школе сложилась хорошая педагогическая среда. Сложность в том, что проекты и разработки должны носить действительно важный для педагогического сообщества харак­тер и отражать реальные проблемы и интересы данных педа­гогов данной школы.

  1. Методическая неделя.

Проводится тогда, когда накопилось достаточно значительных достижений и когда педагоги про­явили желание показать их своим коллегам. Демонстрируют­ся деятельность, процесс, методы, приемы, находки и резуль­тат. Неделю проводят администрация, педагоги, родители и учащиеся. Для этого создаются оргкомитет, творческие груп­пы, в том числе пресс-группа (отражает все интересное каж­дый день недели), лаборатория форм и методов обучения, мик­рогруппы учителей для подготовки интегрированных уроков, внеклассных предметных мероприятий, группы планирования, консультирования, поддержки, оценивания и стимули­рования.

  1. Панорама педагогических достижений школы.

В фойе школы все педагогические объединения, творческие объеди­нения, кружки, клубы, секции, педагоги предъявляют свои разработки, достижения, методики для внешнего и внутрен­него потребления.

  1. Неделя изучения нетрадиционного опыта, накопленного учителями школы.

Предлагается к изучению опыт двух-трех учителей. В течение недели педагоги показывают систему урочной и внеклассной предметной деятельности. В конце каждого рабочего дня недели все участники в карточке-про­грамме оценивают в баллах и развернутым текстом те момен­ты, методики и подходы, которые оказались для них важ­ными.

Участники по каждому событию заполняют диагностиче­скую карточку, оценивая по 10-балльной шкале, что было интересно, полезно, применимо (методика Ю.И. Турчанино­вой).

  1. Комплексное изучение коллегами достижений одного учи­теля.

Педагог готовит материалы, планы, программы, посо­бия, разработки и сценарии уроков и внеклассных мероприя­тий и представляет псе это на семинаре-практикуме, где его коллеги изучают документы и задают возникшие у них воп­росы. Затем педагоги записывают свои предложения в про­грамму изучения достижений: что они хотели бы увидеть и услышать. Затем учитель показывает непосредственно то, что ему удалось наработать. На итоговом занятии администрация школы анализирует деятельность учителя, показывает его успехи, динамику профессиональных изменений, затем пе­дагоги беседуют с учащимися и, наконец, учитель сам отвеча­ет на вопросы коллег. Затем участники изучения опыта пи­шут заключение, и администрация школы по итогам смотра принимает решение о поощрении учителя.

  1. Создание картотеки находок, приемов на уроке и во внеклассной работе по предмету.

Картотека создается уси­лиями библиотеки, завуча и специалиста по компьютерно­му обучению. Завуч собирает информационные листки с описанием передового педагогического опыта у педагогов школы.

Карточка опыта

  1. Ф.И.О. _ Предмет
  2. Тема и название оригинального решения, приема, подхо­да, методики, технологии.
  3. Содержание педагогического опыта.
  4. Оценка опыта.

В библиотеке создается база сценариев и планов уроков и внеклассных мероприятий. Каждый педагог за представлен­ные материалы получает поощрение, аттестационный балл, денежные надбавки и премии.

При наличии в школе компьютеров создается база данных по документальному обеспечению учебного процесса и по всем разработкам в рамках передового педагогического опыта,

  1. Познавательные, профессиональные экскурсии.

Участие в документальных практикумах к лучших школах, в работе педагогических форумов в других школах, творческих встре­чах с коллективами лучших школ, в пресс-конференциях.

  1. Межшкольные научно методические обмены.

Обмен спе­циалистами, стажировки,  изучение документов двух школ, проведение интервью с руководителями двух школ, совместное проведение уроков, внеклассных мероприятий, семинаров.

  1. Знакомство коллег с наиболее интересными материала­ми, приобретенными в ходе повышения квалификации и са­мообразования.

Педагог после участия в работе семинаров, курсов, обмена опытом заполняет лист полезности и предла­гает тему и способ ознакомления коллектива с полученными им знаниями.

  1. Проведение профессиональных педагогических и психоло­гических тренингов.

Педагогический тренинг лучше всего проводить в форме решения конкретных педагогических си­туаций.

  1. Метод кейсов. Решение и анализ педагогических ситуаций. Решение пе­дагогических ситуаций ставит своей задачей обогащение прак­тического опыта педагога, умение находить верные решения, способствует развитию педагогического мышления.
  2. Фестиваль педагогического творчества.

Это торжествен­ное подведение итогов работы педагогического коллектива,

где представляются достижения в области как методической работы, так и организации учебного процесса, самодеятель­ности и творчества. В фестивале участвуют все педагогические организации школы, учащиеся, родители. Школа показыва­ет процесс, содержание и формы обучения, диагностирование и методическое обеспечение, организацию воспитательной деятельности, творческие работы учащихся, проводятся кон­курсы, смотры, открытые мероприятия.

  1. Школа передового педагогического опыта.

Работает на по­стоянной основе. В работе школы фиксируются шесть основ­ных направлений:

А.Проведение диагностических процедур для определения «узких мест» и основных проблем;

Б. Совместный с педагогическими организациями школы поиск инициаторов и исполнителей для проведения экспериментов, исследований, анализа проблемы, разработки новых методических подходов и приёмов, изучение опыта, накопленного в других школах;

В.Сопровождение и поддержка индивидуального педагогического поиска;

Г.Обсуждение хода и промежуточных итогов педагогического опыта;

Д.Создание  базы данных педагогического опыта;

Е.Распространение новых полезных педагогических разработок коллег.

  1. Школа профессионального мастерства. Это школа годич­ного цикла, в которой педагоги-мастера, названные так вслед­ствие признания важности и значимости их педагогического опыта, ведут постоянно действующие практико-ориентированные занятия с целью изучения и внедрения в практику авторских педагогических методик.
  2. Коллективная подготовка и издание методических, педа­гогических материалов, альманахов, сборников.
  3. Методические панорамы, презентации, ярмарки, фести­вали.
  4. Самообразование.

Это доступная, эффективная и необходи­мая для любого педагога форма изучения опыта других педа­гогов, если этот опыт уже описан и обобщен в виде докладов, статей, брошюр, монографий, методических разработок, па­мяток, инструкций и т.д. Обобщать зафиксированный опыт можно при большом количестве описаний по одной теме.

Цели самообразования:

- Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствования методов обучения и воспитания.

- Углубление знаний в области своего предмета.

- Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики.

- Повышение общекультурного уровня.

- Единая методическая тема школы должна раскрываться в планах работы учителей.

Формы описания педагогического опыта

Основой для описания опыта являются накопление доста­точного по количеству и качеству фактического материала и его анализ.

Необходимо грамотно назвать тему, продумать, какие противоречия в практике обучения и воспитания заставляют отказаться от традиционного пути и начать поиск нового, т.е. определить проблему как противоречие. Последовательно из­ложить суть опыта; описать конкретные условия и время, в которых он реализуется, показать успехи учебно-воспитатель­ной работы.

Рекомендуются следующие схемы описаний педагогиче­ского опыта.

 

Автореферат

(описание собственного опыта педагогической деятельности)

  1. I. Введение.

Данные об учителе (Ф.И.О., адрес школы, преподавае­мый предмет, стаж).

Решаемые автором опыта противоречия, актуальные для массовой практики.

Главная идея опыта: кратко сформулированная програм­ма (модель) педагогических действий, обеспечивающая реше­ние указанных противоречий. Научное обоснование опыта, т.е. указание на те педагоги­ческие идеи, теории, концепции, которые лежат в его основе.

  1. Результат работы учителя.

 

П. Основная часть.

Характеристика главных элементов данной педагогиче­ской системы. Это могут быть:

  1. Особенности организации содержания обучения:

- корректировка содержания (иная логика построения курса);

- дифференциация содержания по уровням сложности и объему;

- расширение,  углубление содержания: профилизация, краеведческая направленность, усиление прикладного аспекта и т.п.;

другие особенности организации содержания.

  1. Особенности организации учебно-познавательной дея­тельности школьников:

- нетрадиционная система уроков;

- оригинальные методы, приемы, формы, средства обуче­ния, контроля и оценки знаний,

- умений учащихся (описаниеих технологий);

- новые правила, алгоритмы учебной деятельности;

- оригинальные виды заданий, задач, упражнений, раз­работанные автором опыта.

 

III. Заключение.

Указание на объективные и возможные субъективныетрудности, возникающие в процессе внедрения данной си­стемы, пути их преодоления.

Нерешенные проблемы (недостатки, недочеты даннойметодической системы).

Перспективы развития данной системы: над чем работа­ет учитель, как собирается развивать, совершенствовать своюметодику.

Рекомендации к использованию данного опыта.

Использованная литература.

 

Схема  описания передового  педагогического  опыта

Титульный лист

Обобщённый педагогический опыт педагога муниципального образовательного учреждения (полное название учреждения)

Ф.И.О.

Тема опыта

Идея опыта (главная цель)

Структура описания обобщённого педагогического опыта.

  1. Сведения об авторе.

. Условия формирования опыта.

  1. Теоретическая база опыта.
  2. Актуальность и перспективность опыта.
  3. Новизна опыта.
  4. Адресность опыта.
  5. Трудоёмкость опыта.
  6. Технология опыта.
  7. Результативность опыта.

 

Схема описания передового педагогического опыта по модульной технологии.

Титульный лист.

Чётко определить наименование темы, в котором должен быть отражён характер решаемой педагогом управленческой, методической или воспитательно-образовательной проблемы.

Далее надо сформулировать идею опыта. Идея — центральная, основная мысль опыта. Идея опыта формулируется предложением, которое состоит из двух частей:

Цель — конечный результат /средства его достижения. Например, формирование творческой личности дошкольника средством решения изобретательских задач.

Идея должна следовать теме, а опыт — раскрывать идею.

1.Сведения об авторе:

Ф.И.О.

Образование

Название (полное) учебного заведения, год его окончания

Специальность по диплому

Место работы

Должность

Педагогический стаж

Стаж работы в занимаемой должности

Квалификация

Награды (Департамента образования Тульской области и выше).

ИПМ

  1. Условия формирования опыта.

Указать условие становления опыта (что натолкнуло педагога на идею формирования опыта). Например, на формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

  • изучение методической литературы
  • изучение опыта коллег
  • курсовая переподготовка: курсы повышения квалификации;
  • активное участие в работе городских методических объединений и т.д.
  1. Теоретическая база опыта

Указать какие теории, положения, законы, закономерности творчески реализуются педагогом.

  1. Актуальность и перспективность опыта (раскрыты в критерияхпередового  педагогического опыта)
  2. Новизна опыта (раскрыта в критерияхпередового  педагогического опыта).
  3. Адресность опыта

Указать адресную направленность: каким педагогам рекомендовано использовать этот опыт (педагогам с высокой планкой мастерства, начинающим педагогам и т.д.).определить область применения опыта (в группах раннего возраста; в группах коррекции, на отдельных занятиях и т.д.).

  1. Трудоёмкость опыта

Проанализировать трудоёмкость опыта. Педагог должен указать в чём состоят трудности при использовании данного опыта.

  1. Технология опыта

Технология опыта раскрывается в системе конкретных педагогических действий, в организации содержания воспитательно-образовательного процесса, в приёмах и методах воспитания и обучения учеников. Описывается и анализируется то, что педагогу удалось и дало положительный результат.

  1. Результативность опыта (раскрыта в критериях передового  педагогического опыта).

Приложение к опыту работы:

  • алгоритм подготовки к занятию
  • алгоритм проведения занятий и других видов деятельности
  • конспекты занятий
  • планы учебно-воспитательной работы с учащимися
  • продукты детской деятельности
  • фотографии
  • аудио-видео-записи
  • дидактический материал
  • публикации в СМИ
  • выступления на методических мероприятиях
  • педагогическая диагностика
  • рабочая программа
  • план кружковой работы с детьми
  • и т.д.

 

Формы представления  педагогического  опыта

  • презентации ( например, с приглашением  коллег)
  • разработка авторских спецкурсов  ( мастер-классов),стажерских площадок
  • мастер-класс
  • конференция
  • научно-практический семинар
  • авторский сайт,блог
  • брошюры, плакаты  с методической направленностью
  • видеоматериалы  ( фильм  методической направленности)
  • круглый стол
  • пакет документов ( методические рекомендации)
  • портфолио  с приложениями
  • информационное сопровождение  деятельности  ОУ-партнеров
  • создание консультационного пункта
  •  диск
  • выставка (виртуальная  или реальная)

 

 

Рекомендации по оформлению обобщенного педагогического опыта

 

Структура рассказа об опыте работы учителя

Целесообразна следующая структура рассказа:

  • освещение достигнутых результатов (в начале указать и обосновать конкретные потребности, обусловившие по­иск);
  • замысел учителя и пути его реализации;
  • условия, обеспечивающие достижение наивысших ре­зультатов;
  • организационно-методическая система работы учителя (средства, методы, приемы, организационные формы);
  • что нового внес опыт и что из уже известного по-новому, мастерски используется педагогом;
  • какую трудность, проблему массовой практики помога­ет разрешить данный опыт;
  • сложность и противоречивость поиска (неудачи и труд­ности, преодолеваемые педагогом в процессе становления опы­та);
  • границы использования опыта и рекомендации по егоиспользованию (адресная направленность опыта).

 

Подготовка выступления на семинаре.

  1. Выберите тему для выступления на семинаре. Она долж­на быть конкретной и включать небольшой круг вопросов изопыта работы.
  2. Составьте план выступления и по нему напишите тезисы.
  3. Начните свое выступление с краткого введения, в кото­ром обоснуйте целесообразность выбранной темы, ее актуаль­ность.
  4. Охарактеризуйте условия, в которых формировался опыт: город, район, школа, классы, связь с шефствующими пред­приятиями, длительность работы и др.
  5. Раскрывая содержание опыта работы, покажите, как в практической  деятельности  по  конкретной  проблеме  решались задачи совершенствования учебно-воспитательного процесса. Выделите то новое, интересное, что есть в данном опыте работы. Покажите, что и как может быть использовано другими педагогическими коллективами из данного опыта работы.

Расскажите, как изучалась результативность работы и как использование данного опыта способствует повышению уров­ня знаний, умений, навыков учащихся, их воспитанности, формированию мировоззрения.

  1. Используйте литературу по проблеме не для пересказа, а для углубления и систематизации выводов, полученных в ра­боте.
  2. Иллюстрируйте свое выступление материалами из опы­та работы. Это могут быть альбомы, папки с подборкой мате­риалов по определенной теме, фотографии, печатные издания, работы учащихся и др.
  3. В заключение выступления укажите трудности, кото­рые встретились в ходе работы по данной проблеме, и опреде­лите перспективы дальнейшей работы.

Обратите внимание! Установлено, что при неторопливом темпе речи выступление на 10 минут должно содержать не более 1300 слов; это приблизительно 6 полных страниц тек­ста, напечатанного на машинке через два интервала.

 

Подготовка реферата

Более высокими формами обобщения являются реферат и описание системы работы по конкретной проблеме. В них рас­крываются основная педагогическая идея опыта, его резуль­тативность, даются методические рекомендации по исполь­зованию опыта работы.

Рекомендуются следующие этапы подготовки реферата и описания опыта работы:

  • Выбор темы, по которой будет подготовлен реферат.
  • Изучение литературы и одобренного опыта работы по данной проблеме.
  • Накопление и систематизация практического мате­риала.
  • Написание плана реферата и тезисов.
  • Подготовка первого варианта реферата, уточнение выво­дов.
  • Окончательное оформление реферата, подготовка при­ложений.

 

При подготовке реферата и описания опыта работы логич­но излагать материал в такой последовательности:

  1. Значение избранной проблемы для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Конкретные вопросы, на­меченные к рассмотрению. Анализ использованной литера­туры.

2.Описание результатов углубленной педагогической ра­боты по избранной проблеме. Обоснование содержания рабо­ты и избранных приемов и методов.

  1. Анализ знаний, умений, навыков учащихся, их воспи­танности, нравственных качеств. Примеры изучения резуль­тативности работы по проблеме.
  2. Выводы и предложения. Какие формы и методы работы по теме наиболее эффективны в условиях данной школы. Что можно рекомендовать использовать другим педагогическим коллективам.

5.Используемая литература.

  1. Приложения, конспекты уроков, внеклассных меропри­ятий, образцы дидактических материалов, фотографии, рабо­ты учащихся и др. Приложения подбираются с учетом конкретной проблемы и рекомендаций по использованию данного опыта работы.

 

Подготовка и проведение творческого отчета учителя

Творческий отчет учителя — это форма обобщения и рас­пространения передового педагогического опыта.

Учитель, выступающий с творческим отчетом, — человек, пользующийся уважением в коллективе, систематически добивающийся высоких результатов в учебной и воспитатель­ной работе, носитель передового педагогического опыта, ко­торый способствует формированию и развитию профессио­нального мастерства, творческих способностей и дарований учителя, увеличению числа учащихся с ярко выраженной потребностью в самообразовании, глубокими интересами, творческим отношением к труду, проведению свободного времени и т.д. Следует учитывать познаваемость опыта и возможность его повторения в других условиях, а также нормативную затрату усилий учителя при создании твор­ческого опыта. Проведение творческих отчетов должно най­ти отражение в перспективном и годовом планах работы школы.

К творческому отчету надо тщательно готовиться не только учителю и руководителям школы, но и всем общественным организациям, всему педагогическому коллективу. Следует составить план подготовки и проведения творческого отчета, определить ответственное лицо из руководителей школы, оп­ределить виды работы.

 

Творческий отчет проходит в три этапа.

  1. Подготовительный этап — организация ознакомления коллег с опытом работы учителя, обобщения его опыта — вклю­чает:

а)  составление графика открытых учебных и неурочных занятий учителя на базе его кабинета с указанием темы, мето­дической цели, сроков;

б) доведение намеченных мероприятий до сведения членов коллектива (за месяц до отчета);

в) подготовку и оформление выставки о работе учителя.

  1. Основной этап включает подготовку:

а)  выступления учителя на творческом отчете;

б) выступлений коллег по работе, представителей обще­ственности, работников профсоюза, отдела образования;

в) анализа-характеристики опыта работы учителя админи­страцией;

г)  материалов к публикации.

  1. Обобщающий этап — подведение итогов — включает:

а)  слово об учителе директора школы или его заместителя,представителя общественности;

б) выступление учителя;

в) выступления коллег, учащихся, родителей;

г)  знаки, факты внимания к учителю.

Ход творческого отчета необходимо тщательно продумать в деталях, чтобы он не оказался сложным, скучным, тяжелым мероприятием или развлекательным зрелищем. План прове­дения творческого отчета желательно расписать по минутам, каждая его часть должна быть емкой, убедительной и поучи­тельной.

 

Формы представления педагогического опыта

Ошибки при представлении педагогического опыта

Практика показывает, что наиболее часто встречающимися ошибками при описании опыта являются:

- Описание достаточно известного опыта, широко представленного в методической литературе, поэтому описание педагога не несёт новизны. Такой опыт является передовым для данного коллектива, но обобщать его целесообразнее в других формах;

- Изложение мыслей и выводов общего характера, использование теоретических выкладок из литературы. Такой материал может быть назван сообщением, аннотацией методической литературы и использован для расширения педагогического кругозора воспитателей;

- Не всегда раскрывается система ведущих идей, слабо выделены, наиболее значимые компоненты методики, раскрывающие логику опыта, последовательность действий в нём воспитателя;

- Поверхностность в описании, подмена анализа работы отдельными примерами и картинками.

Определив, что созданный или выявленный опыт является интересным и новым для данного педагогического коллектива, старший воспитатель организует работу по его распространению.

Формы представления опыта:

- Выступление на педагогическом совете, может сопровождаться демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидактические игры и т.п.);

- Коллективный просмотр;

- Школа передового опыта (ШПО), которая организуется у педагога, имеющего систему работы по определённому вопросу. Предполагается проведение нескольких просмотров, после каждого из которых руководитель ШПО разъясняет, почему он поступил так, а не иначе, чем руководствовался в своих действиях, показывает детские работы, свой план, отвечает на вопросы участников ШПО и предлагает задания: использовать в своей педагогической практике тот или иной приём, способ организации и т.п. Перед началом следующего просмотра проводится беседа о том, что удалось слушателям ШПО использовать в своей практике и каковы результаты. В конце года руководитель ШПО посещает слушателей и анализирует, в какой степени они овладели материалом. Количество слушателей не должно превышать 3-4 человека;

- Мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей;

- Показ-панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Это может проводиться с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или на взрослых, исполняющих роли детей;

- Журнал передового опыта, в котором каждый педагог описывает «изюминки» своей работы по определённому вопросу и знакомится с опытом коллег, после чего проводятся обсуждение и оценка материала;

- Представление материалов в методическом кабинете, что также является формой распространения опыта. Это могут быть конспекты цикла занятий по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме, авторские дидактические игры и другие наглядные материалы;

- Творческий отчёт, в процессе которого проходит:

  • Демонстрация фрагментов опыта – занятия разных типов, работа в повседневной жизни;
  • Показ элементов педагогической технологии (последовательности действий);
  • Уточнение особенностей педагогической технологии в беседах с автором опыта;
  • Коллективный анализ просмотренного под руководством старшего воспитателя;
  • Изучение методических материалов и деловой документации;
  • Тематические и персональные выставки автора опыта;
  • Встречи с детьми, с которыми работал автор опыта;
  • Ознакомление с условиями, в которых проводилась работа;
  • Дискуссия по результатам наблюдений, в ходе которой необходимо выделить элементы опыта, которые могут быть использованы другими педагогами, определить, в каких условиях опыт может быть эффективным; определить, какие материалы из просмотренного будут интересны педагогам и могут быть опубликованы, представлены в методкабинете, и т.д.
  • Показ фрагментов работы педагога-мастера – отдельных занятий, работы в повседневной жизни, материалов, пособий, рекомендаций, разработанных педагогом-новатором.

 

 

Ещё в этом разделе